род. 25 марта 1916 в Москве. Композитор. Засл. деят. иск. РСФСР (1964). В 1940 окончил Моск. конс. по кл. композиции Н. Я. Мясковского. В 1943—1959 преподаватель Моск. конс. (с 1958 проф.). С 1954 преподаватель Ин-та им. Гнесиных (в 1954—1959, 1970—1972, с 1975 зав. кафедрой композиции).
Автор статей на муз. темы, в т. ч. "О музыке якутов" (совм. с И. Штейнманом, "СМ", 1940, № 2), "Двадцать седьмая симфония Н. Я. Мясковского" (в кн.: Н. Я. Мясковский. Статьи, письма, воспоминания, т. 1. М., 1959), "Воспоминания об учителе" (там же, т. 2), "Г. Берлиоз — Р. Штраус — С. Горчаков" (о рус. издании "Трактата" Г. Берлиоза, "СМ", 1974, № 1), "Две инструментальные миниатюры" (композиционный анализ пьес О. Мессиана и В. Лютославского, в кн.: Музыка и современность, вып. 9. М., 1965). Гос. премии СССР (1947, 1951).
Соч.: опера Айхылыу (по пьесе С. Мифтахова "Сакмар", 1-я ред. совм. с М. Валеевым, Уфа, 1943; 2-я ред. самостоятельная, Уфа, 1953); балеты — Весенние ветры (по одноимен. роману К. Наджми, совм. с З. Хабибуллиным), Жанна д´Арк (по трагедии Ф. Шиллера "Орлеанская дева", Москва, 1957), Березовая роща; для солистов, хора и симф. орк. — кантата Строители грядущего (сл. Н. Заболоцкого, 1952), оратория Ночь царя Ивана (либр. собств. по А. К. Толстому); для симф. орк. — сюиты: Из якутских легенд (1940), Из русской старины (1948), Молдавская (1950), Семь пьес на темы народов СССР (1951), В страде войны (пять симф. картин, 1975), увертюры: Драматическая (1942), День праздничный (1960), Праздничная увертюра на кабардинские темы (1951), симфонии: I (1945), II (1946), III (1957), IV (1966), V (1969), VI (1972), Вариации (1947), Баллада (1959), Концерт-симфония (1974); для малого симф. орк. — Концертный вальс (1949), Симфониетта (вариант Сонатины № 2 для ф-п., 1959); для ф-п. и симф. орк. — Концерт (1943, 2-я ред. 1954); для скр. и симф. орк. — Концертные фантазии: I (на финские темы, 1953), II (1964); для струн., дух. инстр. и ф-п. — Децимет (1971); Ф-п. квинтет (1962); струн. квартеты — I (1964), II (1965), III (1976); для 2 гобое в, англ. рожка и фагота — Квартет (первоначальный вариант струн. квартета № 2, 1962); для влч. и ф-п. — Напев (1948); для флейты и ф-п. — Баркарола, Танец, Лирическая сонатина (1942); для скр. и альта — Соната. (1976); для 2 саксофонов или кларнета и ф-п. — Концертная фантазия (1976); для кларнета и арфы — Легенда (1976); для ф-п. — Баллада (1939), Концертный этюд (1942), сонатины: I (1942), II (1957), Сонатина-сказка (1943), сонаты: I (1946—1951), II (1975), Вариации (1958), Былина (1965); для арфы — Концертный этюд (1969); для голоса и ф-п. — циклы: Из лет войны (сл. Б. Лебедева, А. Суркова, 1943), Пять романсов на сл. А. Блока (1944—1946), Звуки ночи Гарлема (сл. Э. Робинсона, К. Сэндберга, Л. Хьюза, 1944—1965), Оборванные строки (сл. древних китайских поэтов, 1944), Четверостишья (сл. Бо Цзюй-и, 1952), Три музыкальные картинки на сл. С. Есенина (1960), Осень (сл. Г. Аполлинера, 1961), Восемь вокальных поэм на сл. Н. Заболоцкого (1970), Осенние пейзажи (триптих, сл. Н. Заболоцкого, 1976), романсы и песни на сл. А. Пушкина, А. Фета, Ф. Тютчева, А. Исаакяна, Микеланджело, Д. Родари, М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача, С. Маршака, И. Эренбурга, Б. Пастернака, С. Щипачева и др.; музыка к драм. спектаклям, в т. ч. "Ярмарка тщеславия" (по Теккерею, Малый т-р, 1956), "Мадам Бовари" (по Г. Флоберу, Малый т-р, 1963), "Тяжкое обвинение" Л. Шейнина (МХАТ); музыка к фильмам, в т. ч. "В начале века"; музыка к радиопостановкам, в т. ч. "Приключеня Чиполлино"; обр. рус., якут., башк., венгерских, рум., япон. нар. песен.