Пейко, Николай Иванович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Пейко, Николай Иванович

род. 25 марта 1916 в Москве. Композитор. Засл. деят. иск. РСФСР (1964). В 1940 окончил Моск. конс. по кл. композиции Н. Я. Мясковского. В 1943—1959 преподаватель Моск. конс. (с 1958 проф.). С 1954 преподаватель Ин-та им. Гнесиных (в 1954—1959, 1970—1972, с 1975 зав. кафедрой композиции).


Автор статей на муз. темы, в т. ч. "О музыке якутов" (совм. с И. Штейнманом, "СМ", 1940, № 2), "Двадцать седьмая симфония Н. Я. Мясковского" (в кн.: Н. Я. Мясковский. Статьи, письма, воспоминания, т. 1. М., 1959), "Воспоминания об учителе" (там же, т. 2), "Г. Берлиоз — Р. Штраус — С. Горчаков" (о рус. издании "Трактата" Г. Берлиоза, "СМ", 1974, № 1), "Две инструментальные миниатюры" (композиционный анализ пьес О. Мессиана и В. Лютославского, в кн.: Музыка и современность, вып. 9. М., 1965). Гос. премии СССР (1947, 1951).


Соч.: опера Айхылыу (по пьесе С. Мифтахова "Сакмар", 1-я ред. совм. с М. Валеевым, Уфа, 1943; 2-я ред. самостоятельная, Уфа, 1953); балеты — Весенние ветры (по одноимен. роману К. Наджми, совм. с З. Хабибуллиным), Жанна д´Арк (по трагедии Ф. Шиллера "Орлеанская дева", Москва, 1957), Березовая роща; для солистов, хора и симф. орк. — кантата Строители грядущего (сл. Н. Заболоцкого, 1952), оратория Ночь царя Ивана (либр. собств. по А. К. Толстому); для симф. орк. — сюиты: Из якутских легенд (1940), Из русской старины (1948), Молдавская (1950), Семь пьес на темы народов СССР (1951), В страде войны (пять симф. картин, 1975), увертюры: Драматическая (1942), День праздничный (1960), Праздничная увертюра на кабардинские темы (1951), симфонии: I (1945), II (1946), III (1957), IV (1966), V (1969), VI (1972), Вариации (1947), Баллада (1959), Концерт-симфония (1974); для малого симф. орк. — Концертный вальс (1949), Симфониетта (вариант Сонатины № 2 для ф-п., 1959); для ф-п. и симф. орк. — Концерт (1943, 2-я ред. 1954); для скр. и симф. орк. — Концертные фантазии: I (на финские темы, 1953), II (1964); для струн., дух. инстр. и ф-п. — Децимет (1971); Ф-п. квинтет (1962); струн. квартеты — I (1964), II (1965), III (1976); для 2 гобое в, англ. рожка и фагота — Квартет (первоначальный вариант струн. квартета № 2, 1962); для влч. и ф-п. — Напев (1948); для флейты и ф-п. — Баркарола, Танец, Лирическая сонатина (1942); для скр. и альта — Соната. (1976); для 2 саксофонов или кларнета и ф-п. — Концертная фантазия (1976); для кларнета и арфы — Легенда (1976); для ф-п. — Баллада (1939), Концертный этюд (1942), сонатины: I (1942), II (1957), Сонатина-сказка (1943), сонаты: I (1946—1951), II (1975), Вариации (1958), Былина (1965); для арфы — Концертный этюд (1969); для голоса и ф-п. — циклы: Из лет войны (сл. Б. Лебедева, А. Суркова, 1943), Пять романсов на сл. А. Блока (1944—1946), Звуки ночи Гарлема (сл. Э. Робинсона, К. Сэндберга, Л. Хьюза, 1944—1965), Оборванные строки (сл. древних китайских поэтов, 1944), Четверостишья (сл. Бо Цзюй-и, 1952), Три музыкальные картинки на сл. С. Есенина (1960), Осень (сл. Г. Аполлинера, 1961), Восемь вокальных поэм на сл. Н. Заболоцкого (1970), Осенние пейзажи (триптих, сл. Н. Заболоцкого, 1976), романсы и песни на сл. А. Пушкина, А. Фета, Ф. Тютчева, А. Исаакяна, Микеланджело, Д. Родари, М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача, С. Маршака, И. Эренбурга, Б. Пастернака, С. Щипачева и др.; музыка к драм. спектаклям, в т. ч. "Ярмарка тщеславия" (по Теккерею, Малый т-р, 1956), "Мадам Бовари" (по Г. Флоберу, Малый т-р, 1963), "Тяжкое обвинение" Л. Шейнина (МХАТ); музыка к фильмам, в т. ч. "В начале века"; музыка к радиопостановкам, в т. ч. "Приключеня Чиполлино"; обр. рус., якут., башк., венгерских, рум., япон. нар. песен.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ПЕЙКО Николай Иванович
(р. 25 III 1916, Москва)
Каждое новое сочинение Н. Пейко вызывает неподдельный интерес слушателей, становится событием музыкальной жизни как яркое и самобытное явление отечественной художественной культуры. Встреча с музыкой композитора - это возможность духовного общения с нашим современником, глубоко и серьезно анализирующего нравственные проблемы окружающего мира. Композитор работает много и интенсивно, смело осваивает широкий диапазон разнообразных музыкальных жанров. Им создано 8 симфоний, большое количество сочинений для оркестра, 3 балета, опера, кантаты, оратории, камерно-инструментальные и вокальные произведения, музыка к театральным спектаклям, кинофильмам, радиопередачам.
Пейко родился в интеллигентной семье. В детстве и юности его музыкальные занятия носили любительский характер. Случайная встреча с Г. Литинским, высоко оценившим одаренность юноши, изменила судьбу Пейко: он становится учащимся композиторского отделения музыкального техникума, а в 1937 г. - принят на третий курс Московской консерватории, которую окончил по классу Н. Мясковского. Уже в 40-х гг. Пейко заявил о себе и как композитор яркого и самобытного дарования, и как общественный деятель, и как дирижер. Наиболее значительные сочинения 40-50-х гг. свидетельствуют о растущем мастерстве; в выборе тем, сюжетов, идей все более проявляется живость интеллекта, жизненная наблюдательность, универсальность интересов, широта кругозора и высокая культура.
Пейко - прирожденный симфонист. Уже в раннем симфоническом творчестве определяются особенности его стиля, отличающегося сочетанием внутренней напряженности мысли со сдержанным ее выражением. Яркой особенностью творчества Пейко является обращение к национальным традициям народов мира. Разнообразие этнографических интересов сказалось в создании первой башкирской оперы «Айхылу» (совм. с М. Валеевым, 1941), в сюите «Из якутских легенд», в «Молдавской сюите», в Семи пьесах на темы народов СССР и др. В этих сочинениях автором двигало стремление отразить современность сквозь призму музыкально-поэтических представлений народов разных национальностей.
60-70-е гг. - пора творческого расцвета и зрелости. Известность за рубежом принес балет «Жанна д'Арк», созданию которого предшествовала кропотливая работа над первоисточниками - народной и профессиональной музыкой средневековой Франции. В этот период сформировалась и мощно зазвучала патриотическая тема его творчества, связанная с обращением к памятникам истории и культуры русского народа, его героическим подвигам в минувшей войне. Среди этих сочинений оратория «Ночь царя Ивана» (по мотивам повести А. К. Толстого «Князь Серебряный»), симфонический цикл «В страде войны». В 80-е гг. в русле этого направления созданы: оратория «Дней давних бой» по мотивам памятника древнерусской литературы «Задонщина», камерная кантата «Пинежье» на основе произведений Ф. Абрамова.
Все эти годы оркестровая музыка продолжает занимать ведущее место в творчестве композитора. Наибольший общественный резонанс получили его Четвертая и Пятая симфонии, Концерт-симфония, развивающие лучшие традиции русского эпического симфонизма. Поразительно разнообразие вокальных жанров и форм, охваченных Пейко. В произведениях для голоса и фортепиано (свыше 70) воплощено стремление к этико-философскому пониманию поэтических текстов А. Блока, С. Есенина, средневековых китайских и современных американских поэтов. Наибольший общественный резонанс получили произведения на стихи советских поэтов - А. Суркова, Н. Заболоцкого, Д. Кедрина, В. Набокова.
Пейко пользуется непререкаемым авторитетом в среде молодых композиторов. Из его класса (а преподает он с 1942 г. в Московской консерватории, с 1954 - в Институте им. Гнесиных) вышла целая плеяда высококультурных музыкантов (Е. Птичкин, Е. Туманян, А. Журбин и др.). Сейчас композитор достиг вершин творческой зрелости. Однако ему чужда самоуспокоенность. Впереди - осуществление многих замыслов. /Л. Рапацкая/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.