ПЕЛАГИАНСТВО

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Пелагианство

Доктрина, согласно которой люди могут заслужить свое спасение. Делает сильный акцент на роли человеческих трудов и принижает идею Божественной милости. Является диаметрально противоположной мнению Блаженного Августина.

Источник: Глоссарий богословских и исторических терминов

Пелагианство
христианское учение, названное по имени иеромонаха Пелагия (ум. в 418), в соответствии с которым человек не подавлен первородным грехом (критика учения Августина о первородном грехе, благодати и загробном воздаянии). Человек обладает, согласно этому учению, свободой или нравств. решимостью развиваться для блага и совершенства. Для этого ему не нужно иной благодати, кроме той, что посылает господь в виде естеств. разума и озарения. П. было побеждено Августином и в 431 предано анафеме Эфесским вселенским собором.

Источник: Словарь античности. 1989

ПЕЛАГИАНСТВО
христ. этико-богослов. учение монаха Пелагия, получавшее распростр. в странах басс. Средиземного м. в нач. 5 в. В противовес разрабатыв. в то время офиц. церк. догматике, рассматр. греховность как природную черту человека и утверждавшей, что человек может получить спасение только через посредство церкви, П. утверждало, что каждый человек обладает свободой воли и потому, совершая добро, может собств. силами, без помощи церкви, достигать нравств. совершенства, а следоват., спасения. На 3-м Вселенском церк. соборе в Эфесе (431) П. было осуждено как ересь.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ПЕЛАГИАНСТВО
течение в христианстве, возникшее на рубеже IV—V вв. и названное по имени его основателя Пелагия. Направлено против наиболее мрачных сторон учения Августина, против прославления аскетизма. С точки зрения П. первородный грех не извратил положительных качеств человека. Крещение лишь приобщает верующего к общине, но не является искупительным. Достижение спасения связывается больше с нравственными силами самого человека, со свободой выбора, чем с божественной благодатью. Тяготеет к античной философии. Было встречено в штыки ортодоксальными идеологами, объявлено ересью, последователи подверглись гонениям.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Пелагианство
Пелагианство (Pelagianism), учение англ, монаха-еретика Пелагия (ок. 350—420). Он отвергал пессимистический христ. взгляд на человечество как совершенно порочный и лишенный свободной воли и утверждал, что человек способен познать Бога путем нравственно-аскетических усилий. П. возникло отчасти как реакция на манихейство, а отчасти как потребность найти точку опоры в период крушения старой империи. Обвиненный в ереси (416), Пелагий был отлучен от церкви (418), и больше о нем ничего не известно. Сохранились отрывки нек-рых его соч. Влияние П. особенно ощущалось в Англии и Галлии, все более освобождавшихся от власти Рима. П. играло важную роль в споре протест, и католич. богословов в период Реформации.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

ПЕЛАГИАНСТВО
христ. этико-богословское учение монаха Пелагия (Pelagius, ок. 360 - после 418), получившее распространение в странах басс. Средиземного м. в нач. 5 в. В противовес разрабатывавшейся в то время офиц. церковной догматике, рассматривавшей "греховность" как природную черту человека и утверждавшей, что человек может получить "спасение" только через посредство церкви, П. утверждало, что каждый человек обладает свободой воли и потому, совершая добро, может собственными силами, без помощи церкви, достигать нравственного совершенства, а следовательно, "спасения". В специфич. форме оно продолжало гума- нистич. традиции антич. учений о человеке. На 3-м Вселенском церковном соборе в Эфесе (431) П. было осуждено как ересь.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
81.93 кб

Пелагианский спор в истории христианства

Денисова Татьяна Ивановна
Данная статья посвящена пелагианству учению Пелагия, возникшему в конце IV начале V века и поднимавшему проблемы свободы воли человека в свете христианского учения о божественной благодати и первородном грехе, а также значению дан