, Джузеппе (Pellizza da Volpedo, Giuseppe) 1868, Вольпедо, Пьемонт — 1907, Вольпедо. Итальянский живописец. С 1884 учился в миланской Академии художеств. В 1887 посещал класс Фаттори в Академии художеств Флоренции. С 1889 занимался в Академии Каррара в Бергамо. Сблизившись с П. Номеллини и А. Морбелли, увлекся эстетикой символизма. После знакомства с парижской художественной жизнью (нач. 1890-х) и встречи с братьями В. и А. Грубичи стал с 1892 выставляться с итальянскими дивизионистами. В 1890-е сблизился также с кругом литераторов, критиков и художников, сложившимся вокруг флорентийского журнала Марццокко. Стал сторонником социалистических идей, создал ряд произведений в традициях итальянского "социального веризма", представители которого, как и символисты Италии, впервые заявили о себе на миланской триеннале в 1891. Ранние произведения художника исполнены в манере живописи цветовым пятном, унаследованной от Дж. Фаттори (На сеновале, 1893; Зеркало жизни, ок. 1895, обе — Турин, Галерея современного искусства; Утраченные иллюзии, 1892—1894, частное собрание; Маленькие матери, 1892, частное собрание). С веристской конкретностью в них показаны среда и чувства персонажей. В новой живописной манере, строящейся, как и у Сегантини, на сочетании длинных и коротких лучеобразных мазков, имитирующих динамику спектрального изменения цвета, исполнено полотно Процессия (1892—1895, Милан, Музей науки и техники). С правдивой обстоятельностью передано в нем монотонное движение на зрителя религиозной процессии. В темных фигурах монахинь, контрастных сочетаниях черного и белого в их одеждах чувствуется привкус загадочности и мистики, присущий живописи символистов. По-веристски натуралистическая достоверность и увлечение трагическими (Мертвый ребенок, 1896—1905, Париж, музей Орсе) или сентиментальными сюжетами (Прогулка влюбленных, 1901—1904, Асколи-Пичено, Гор. галерея) привносят несколько салонную окраску в работы художника. Уподобленное декоративному панно полотно Луг (1894, Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте) отмечено поиском музыкального композиционного и цветового ритма. Однако искусственная сочиненность пейзажа рождает чувство неестественности этого фрагмента природы. Под влиянием социалистических идей, популярных в кругах итальянской демократической интеллигенции кон. XIX в., художник создает произведения, рассказывающие о формирующемся рабочем движении, первых выступлениях рабочих, происходивших в его родном городе Вольпедо. Полотна Четвертое сословие (1892—1900, Милан, Галерея современного искусства) и Поток (1896, Милан, палаццо Марино) исполнены в ранней манере художника. Темные, коричнево-черные фигуры рабочих и силуэт фабрики, виднеющейся за их спинами, четко читаются на ярком красновато-оранжевом фоне. Эти работы Пеллицы да Вольпедо явились самыми значительными произведениями живописи итальянского "социального веризма", ставшей завершающим этапом в развитии национальной веристской традиции в XIX в. В нач. 1900-х художник пишет в основном пейзажи, продолжает работать в технике дивизионизма, порой сочетая ее с импрессионистическими приемами. В подобной манере написаны виды Вольпедо (Солнце, 1904, Рим, Нац. галерея современного искусства; Старая мельница в Вольпедо, 1902, частное собрание; Ткани на солнце, 1905, частное собрание). В кон. 1890-х было создано также несколько портретов (София Аббиати Коко, 1895, Тортона, Гор. банк; Нотариус Джакино, 1898, Турин, Галерея современного искусства; Автопортрет, 1899, частное собрание). Веристски пристальное внимание к изображению модели соединилось в портретах Пелиццы да Вольпедо с живописными приемами пуантилизма в написании ярких декоративных фонов.
Лит.: Арган Дж. История итальянского искусства. М., 1990. Т. 2; Lavagnino E. L’Arte moderna dai neoclassici ai contemporanei. Torino, 1956. Vol. 2; Del Guercio A. La pittura dell’Ottocento. Torino, 1982.
Е. Федотова
Пеллицца да Вольпедо
Пеллицца да Вольпедо
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006