ПЭН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПЭН
в др.-кит. миф. гигантская птица, ее спина простирается на неск. тыс. ли (ли — ок. 0,5 км), крылья П. напоминают нависшие тучи. Сразу П. может пролететь 90 тыс. ли.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Пэн
, Антуан (Pesne, Antoine) 1683, Париж — 1757, Берлин. Немецкий живописец. Учился в Париже у своего отца Т. Пэна, затем в Академии Ш. де Лафосса. До 1710 работал в Париже, затем переехал в Берлин, где стал придворным живописцем короля Пруссии Фридриха II, при дворе которого высоко ценилось французское искусство. Писал портреты короля и его окружения, создавал картины на мифологические и религиозные сюжеты, выполнял монументально-декоративные работы. С 1720 — член Академии живописи и скульптуры Парижа; директор Академии художеств Берлина. Посетил Италию (1710—1711), Англию (1722—1724). Состоял в переписке с А. Ватто, с картинами которого познакомился, по-видимому, в Париже. В полотне Портрет Фридриха II (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) король изображен стоящим с фельдмаршальским жезлом на фоне разворачивающегося сражения. В портрете подчеркнута торжественность образа, но недостаточно глубоко раскрыт самобытный характер этой значительной исторической личности века Просвещения. Фридрих II написан с его погрудного портрета (1739), хранящегося в Гос. музеях Берлина. Импозантен и образ известного дрезденского ювелира И. М. Динглингера (1721, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Он изображен сидящим, указывающим рукой на кубок своей работы. Так, с некоторой дидактикой и наглядностью любили изображать портретируемых мастера века Просвещения. Полотно Барон С. фон Эрлах с семейством (1711, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) относится к типу групповых портретов. Сам барон, являвшийся значительной фигурой — гофмаршалом прусского двора, послом в Швейцарии, изображен стоящим на фоне ниспадающего занавеса; рядом сидят члены его семьи. Картина исполнена в традиции парадного барочного портрета, но Пэн стремится передать не только сословное достоинство всех членов семьи фон Эрлах, но и индивидуальные характеры каждого. Более правдивы его портреты людей из народа (Гадалка, ок. 1710, Варшава, Нац. галерея; Мужской портрет, 1751, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), в которых очевиден интерес к передаче характерного в облике персонажей. Полотна на мифологические и религиозные сюжеты исполнены в академической манере (Рождество, 1745, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Талант А. Пэна главным образом проявился в жанре портрета.
Лит.: Forstler C. F. Pesne Antoine // Thieme-Becker. 1932. Bd. 26. S. 469; Poensden G. Antoine Pesne. Berlin, 1958; Catherine the Grea and Gustav III. Nationalmuseum 9 october 1998 — 28 February 1999. Helsingborg, 1999.
Е. Федотова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006