[1894—] — советский писатель. Род. в с. Дулеве, Иваново-Вознесенской губ., в семье конторщика. Окончил Московское промышленное училище. Печататься начал с 1911. В своих ранних рассказах и повестях П. либо описывал природу, мир животных ("Лесные рассказы") либо воспроизводил переживания людей, близких к природе, психологически примитивных. Преклонение перед стихийными силами природы, поэтизация звериного начала в человеке доминировали в раннем творчестве Перегудова. Основной темой рассказов П. являлась любовь, трактуемая чрезвычайно упрощенно. Постоянен для ранних рассказов П. мотив бегства от общества и культуры в природу или примитивную среду с упрощенными отношениями людей друг к другу.
Романом "Фарфоровый город" [1929] П. впервые переключился на актуальную тематику — перешел к изображению сложного социального коллектива, отобразив жизнь большого фарфорового завода. Однако П. не удалось поднять социально-производственную тему на должную идейную высоту, а в обрисовке людей стройки избежать схематизма, банальности и даже фальши. Характерная для П. натурализация вносила элементы упрощения в изображение действительности. Гораздо более удачен и современен роман Перегудова "Солнечный клад" [1932], в котором П. коренным образом изменяет основную направленность своего творчества. Коллектив строителей побеждает "лесную глухомань", возводя на торфяных болотах электростанцию, человеческая деятельность организует природу в целях лучшего использования ее же даров (в частности торфа — "солнечного клада"). Герои трактуются уже не в плане упрощенного "биологизма", но в их классовой функции. Все же мировоззрение строителей социализма дано П. отвлеченно, декларативно, причем их убеждения вступают, как показывает писатель, в конфликт с "личной жизнью", любовными переживаниями его героев. Если в образе Дерюгина П. поднимается до разоблачения одного из ранее оправдываемых им индивидуалистов-анархистов, то на образе лесника Терентия еще сказывается имевшая у П. место идеализация близкой к природе первобытной психологии. Но в центре внимания П. теперь уже не анархическая примитивно-эгоистическая индивидуальность, противостоящая коллективу, а личность строителя социалистического общества.
Библиография
: I. Лесные рассказы, изд. "Круг", М., 1923; Баян, Рассказы, изд. "Недра", М., 1927; Темная грива, Повести и рассказы, изд. "Московское т-во писателей", М., 1928; Половодье, Рассказы, изд. "Федерация", М., 1929; Фарфоровый город, Повесть, "ЗиФ", М., 1930; То же, изд. "Московское т-во писателей", М., 1933; Степь, кустари, фабрики, изд. то же, М., 1931; Человечья весна, Рассказы, изд. 3-е, то же, М., 1932; Солнечный клад, изд. то же, М., 1932.II. Кpасильников В., "Печать и революция", 1928, VIII (о "Темной гриве"); Вакс В., "На литературном посту", 1929, № 20 (о "Половодье"); "Октябрь", 1930, IV; Николаева Т., "Новый мир", 1930, IV; Чернявская А., "Молодая гвардия", 1930, VI (о "Фарфоровом городе"); Северин Е., "Художественная литература", 1932, III — IV (отзыв о "Степи, кустарях, фабриках"); Прозоров А., Апология антисоциальных инстинктов, "Художественная литература", 1932, № 13—14 (отзыв о "Человечьей весне"); Бочачер М., Живая природа и мертвые люди, "Художественная литература", 1932, XXXI — XXXII; Колесникова Г., "Октябрь", 1933, IV; Николаева Т., В поисках социалистического клада, "Литературная газета", 1933, № 14; Глаголев А., газ. "За коммунистическое просвещение", 1933, 17 марта (отзыв о "Солнечном кладе"); Бойчевский В., Творчество Перегудова, "Новый мир", 1933, XI.
III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928.
А. Прозоров.
{Лит. энц.}