ПЕРЕЙРА
ПЕРЕЙРА
Pereyra), Карлос (3.XI.1871 - 30.VI.1942) - мекс. историк и социолог. Окончил юридич. ф-т ун-та в Мехико. В 1905 - проф. исп. языка, затем проф. истории в Нац. подготовит. школе. В 1907 преподавал социологию в юридич. школе. В том же году был избран в палату депутатов парламента Мексики. С 1908 по 1913 находился на дипломатич. службе (на Кубе, в США, Бельгии, Нидерландах). Долгое время жил в Испании. Написал много работ по истории Мексики и др. стран Лат. Америки, а также по проблемам взаимоотношений США со странами Лат. Америки. В своих работах П. разоблачает политику амер. империализма, но в то же время защищает исп. колониализм и фаш. режим Франко. П. - чл. Междунар. суда в Гааге (с 1913), чл.-корр. Мексиканской академии истории (с 1914), акад. Доминиканской академии истории (с 1934). Соч.: La historia de la America espafiola, v. 1-8, Madrid, 1920-26; Historia del pueblo raexicano, v. 1-2, Mexico, 1909; La obra de Espa?a en America, Madrid, 1920; Bolivar y Washington, Madrid, 1915. Лит.: Dotor Angel, Carlos Pereyra y su obra, Madrid, Aguila, 1948; Obras compl?tas de Carlos Pereyra, v. 1, Mexico, 1959. А. С. Ковальская. Москва.
Перейра
, Мануэл (Pereira, Manuel) 1588, Порту — 1683, Мадрид. Португальский скульптор, работавший в Испании. Учился в Вальядолиде, после смерти Г. Фернандеса — самая знаменитая фигура кастильской школы. Но по характеру своего дарования был ближе пластическим традициям андалусского юга, работам Х. Мартинеса Монтаньеса и Алонсо Кано. По заказу монашеских орденов создавал статуи деятелей католицизма. Первое произведение — статуя Игнатия Лойолы для иезуитской коллегии в городе Алькала де Энарес (1624). Особую известность скульптору принесли статуи св. Бруно в картезианском монастыре (1633—1635) и для госпиталя картезианцев Мадрида (1635— 1640, Академия Сан Фернандо). В отличие от испанской традиции Перейра часто обращался не к раскрашенному дереву, а к раскрашенному камню, его образы отличаются не столько непосредственным восприятием натуры, сколько передачей их сложного духовного мира. Фигуры крупных объемов, окутанные широкими складками монашеской одежды, изображены в состоянии задумчивой отрешенности и полны скрытого внутреннего движения. Исполненные мастером статуи святых Бернарда, Руперта, Ильдефонса и Ансельма для церкви Сан Пласидо в Мадриде (1645—1655) и достигавшие более 4 метров высоты, не сохранились. Сдержанная и благородная полихромия статуй во многих случаях принадлежала испанскому живописцу Франсиско Камило. В Португалии находится единственно достоверное произведение Перейры — деревянная раскрашенная статуя Мадонна четок (1632) в церкви Сан Домингуш де Бенфика (пригород Лиссабона). Этот популярный в католических странах XVII в. образ молодой цветущей женщины, небесной царицы, полон величия и вместе с тем свободной непринужденности. Особенно уверенно скульптор передал сложный полуоборот младенца Христа.
Лит.: Dos Santos R. Aescultura em Portugal. Lisboa, 1950. Vol. 2.
Т. Каптерева
Лит.: Dos Santos R. Aescultura em Portugal. Lisboa, 1950. Vol. 2.
Т. Каптерева
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006