ПЕРЕСВЕТОВ Иван Семенович
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Пересветов (Иван Семенович) - публицист конца XVI и начала XVII в.; приехал в Москву из Литвы, служил у "короля венгерского и чешского" и оставил два произведения: "Сказание о царе турском Магмете како хоте сожещи книги греческие и Сказание о Петре Волосском воеводе, како писал похвалу благоверному царю и великому князю Ивану Васильевичу вся Руси" ("Ученые Записки Казанского университета", 1865, т. I; имеет целью доказать правоту греческой веры) и "Епистола к Иоанну IV" (напечатана в сокращении у Карамзина в "Истории государства Российского", т. IX, пр. 849). В последнем, кроме автобиографических данных о самом составителе (называющем себя потомком Пересвета ), интересно стремление автора оправдать поступки Грозного и выяснить состояние России в царствование Иоанна IV. Автор высказывается за уничтожение воеводских кормлений, местничества, несвободного состояния. Соловьев ("История России", т. VI, 220, и примеч. 85) считает "Епистолу" произведением опричника. В. Р-в.
Источник: Биографический словарь. 2008
Выступал за сильную самодержавную власть, создание постоянного войска. Защищал интересы неродовитого дворянства.
Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996
— писатель-публицист конца XVI века. Некоторые биографические сведения о себе сообщает сам Пересветов в одном из своих сочинений; по словам его, он потомок Пересвета, погибшего на Куликовском побоище, жил долгое время вне русских пределов, был на службе у королей венгерского, чешского и польского, провел несколько месяцев у воеводы молдавского Петра, затем при Иване Васильевиче Грозном выехал к нему и был пожалован поместьем; сочинения свои он представлял непосредственно самому царю. Трудно сказать, выдумка ли все эти биографические данные или есть в них доля правды; анахронизмы в сочинениях Пересветова говорят за первое предположение; но кое-какие мелочи языка его произведений, указывая на то, что автор был знаком с речью нерусских славян, как бы дозволяют дать некоторую веру его словам; ссылка на инока Пересвета едва ли правдоподобна: скорее можно думать, что именем Пересвета автор воспользовался, как символом, означающим верного сына отечества, готового за него положить свою жизнь. По мнению некоторых исследователей, самое прозвище "Пересветов" — псевдоним, и даже псевдоним сборный, которым прикрывались русские сатирики, решившиеся обнаружить дурное состояние Московского государства.
Сочинений Пересветова сохранилось три: "Эпистола Ивашки Семенова Пересветова", "Сказание о Петре Волошском, как писал похвалу благоверному царю и великому князю Ивану Васильевичу всея Русии" (иначе "Мудрые речи воеводы Волошского Петра") и "Сказание Йвана Пересветова о царе Турском Магмете, како хоте сожещи книги греческие". Первые два сочинения иногда соединяются в списках в одно: "Премудрости греческих философов и латинских докторов и Петра Волоского воеводы. Царю Иоанну Васильевичу от Ивана Пересветова"; тем не менее, кажется, их следует считать двумя самостоятельными сочинениями; это в особенности указывают ссылки списков "Эпистолы" на "Мудрые речи Петра", как на переданные царю ранее и, таким образом, как бы существовавшие от нее независимо. Следует отметить, что кроме речей Петра в "Эпистоле" упоминается еще о речах царских: Подал есми тебе две книжки с речьми царскими, что есми вывез из иных королевств,... и будет тебе не полюбилися, и ты, государь, те книжки обе мне вели отдати назад". Описка ли переписчика, назвавшего речи Петра царскими речами, другое ли это произведение Пересветова, в настоящее время сказать затруднительно.
Смысл и цель сочинений Пересветова наиболее резко выразились в "Эпистоле" и особенно в "Мудрых речах Петра" и заключаются в стремлении оправдать борьбу Ивана Грозного против боярства и доказать необходимость сильной самостоятельной самодержавной власти; чтобы иметь возможность свободнее говорить о зле, происходящем от силы высших сословий, и о худом положении русского государства, автор — убежденный враг боярства — переносит действие в Византию, гибнущую, по его словам, из-за бояр: там они отняли у царя счастье и мудрость, помутили царство неправедными судами, обобрали народ кормлениями, унизили рабством, разбогатели от крови и слез христианских, местничеством сгубили войско; и автор речами воеводы Петра высказывает свою боязнь, чтоб и с Россией не произошло того же: царь русский, говорил воевода, должен быть "грозен и самоупрямлив и мудр без воспрашиванья", он должен сам заботиться о войске, необходимом для охраны южных украин от крымского хана, для смирения Казанского царства, он должен управлять "своим рассмотреньем", не полагаясь на бояр; под их властью все погибнет, так как наибольшая их забота клонится к созданию собственного личного блага. "Сказание о Магмете" представляет много странностей и с фактической стороны не имеет ничего общего с историей: ни желания перейти в христианство, что приписывается повестью Мухамеду, ни намерения уничтожить греческие книги не было у завоевателя Царьграда, а эти положения являются основой всего сказания. По идее своей, сказание приближается к другим сочинением Пересветова: оно проповедует необходимость крепкой власти, грозного, равного для всех суда и как бы оправдывает жестокости Ивана Грозного; бедствия Византии представляют образец того, до чего могут дойти христиане при таком отношении к вере и жизни, каково было в описываемой автором Византии, под которой он разумел современную ему Русь.
Время написания сочинений Пересветова неопределенно. Упоминания о Казани относят их к началу царствования Ивана Грозного; то же указывают и описания неистовств бояр; но жестокости Мухамеда и видимое сближение их с проявлением гнева Грозного говорят за составление повестей в конце Иоаннова царствования. По словам автора в "Эпистоле", сочинения его писаны в разное время, именно, "Мудрые речи Петра" на 11 лет опережают "Эпистолу"; если это показание сопоставить с упомянутым предположением о том, что повести перепутаны между собой при переписке, то некоторое объяснение их хронологических несообразностей может быть найдено; ввиду того что такое объяснение может быть только предположительным, следует сказать, что позднейший предел составления повестей относится к концу XVI, или в крайнем случае к началу XVII в., так как уже от начала XVII в. сохранились списки сочинений Пересветова.
И. Добротворский, "Памятники русской и славянской письменности и литературы" — в "Ученых Записках Имп. Казанского Университета", 1865 г., т. I, стр. 21—46; А. Попов, "Обзор хронографов русской редакции". М., 1869, т. II, стр. 85—87; А. Попов, "Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенный в хронографы русской редакции", M., 1869, стр. 165—167; A. Пыпин, "История русской литературы". СПб., 1898, т. II, стр. 496—497; С. Соловьев, "История России", т. II, 1894, стр. 333, 530—531; Н. Карамзин, "История государства российского", т. IX, пр. 849, СПб., 1821; Строев, "Библиологический словарь", 1882, стр. 136.
В. С
—кий.{Половцов}
Пересветов, Иван Семенович
— публицист конца XVI и начала XVII в.; приехал в Москву из Литвы, служил у "короля венгерского и чешского" и оставил два произведения: "Сказание о царе турском Магмете како хоте сожещи книги греческие и Сказание о Петре Волосском воеводе, како писал похвалу благоверному царю и великому князю Ивану Васильевичу вся Руси" ("Ученые Записки Казанского университета", 1865, т. I; имеет целью доказать правоту греческой веры) и "Епистола к Иоанну IV" (напечатана в сокращении у Карамзина в "Истории государства Российского", т. IX, пр. 849). В последней, кроме автобиографических данных о самом составителе (называющем себя потомком Пересвета), интересно стремление автора оправдать поступки Грозного и выяснить состояние России в царствование Иоанна IV. Автор высказывается за уничтожение воеводских кормлений, местничества, несвободного состояния. Соловьев ("История России", т. VI, 220, и прим. 85) считает "Епистолу" произведением опричника.
В. Р—в.
{Брокгауз}
Сочинения П. сохранились в списках начиная с 20–30-х гг. XVII в. Они были известны в русской науке уже с нач. XIX в., но подлинность их вызывала сомнения. Так, Н. М. Карамзин считал весьма подозрительным тот факт, что в своих сочинениях П. советовал юному Ивану IV сделать все «великое и хорошее, что было уже сделано» в последующие годы, объявлял «эпистолу Ивашки Семенова Пересветова» Ивану Грозному «мнимой» и «сочиненной, без сомнения, уже гораздо позже сего царствования». К точке зрения Н. М. Карамзина присоединились С. М. Соловьев, А. Н. Попов и ряд других авторов. Впервые взгляд на сочинения П. как на подлинные сочинения XVI в. высказали известный археограф архимандрит Леонид и М. И. Соколов (указавший на запись о П. в описи царского архива); наиболее развернутое исследование творчества П. дано в нач. XX в. В. Ф. Ржигой, а в советской науке – А. А. Зиминым.
Вопреки Н. М. Карамзину сведения, которые сообщает о себе П. в челобитных, не содержат анахронизмов и подтверждаются рядом: источников. Профессиональный «воинник», П. в кон. 20-х гг. XVI г. поступил вместе с рядом польских дворян на службу к венгерскому королю Яну Заполе и служил у него три года; в нач. 30-х гг., в связи с переменой позиции польского короля Сигизмунда I по отношению к Габсбургам, П. перешел на службу к противнику Заполи – «чешскому королю» Фердинанду I Габсбургу. Затем П. переехал в Молдавию, где служил у господаря Петра IV. В кон. 30-х гг. П. приехал в Москву. Первоначально ему было поручено организовать здесь мастерскую «гусарских щитов», однако в обстановке «боярского правления» этот проект был забыт, и П. оказался без дела. В Большой челобитной П. утверждает еще, что он передал тогда же Ивану IV (точнее, правившим за малолетнего государя лицам) «речи изо многих королевств государьские и от Петра Волоскаго воеводы, и дела...», но и эти «речи и дела» были забыты. Все основные сочинения П., как видно из их текста, были написаны и частично переданы Ивану IV (уже ставшему к этому времени царем) через 11 лет после приезда П. в Россию – в кон. 40-х гг. XVI в.
До нас дошли следующие сочинения П. в составе сборников Полной (содержащей все сочинения) и Неполной (опускающей часть сочинений) редакций: Сказание о книгах, Сказание о «Магмете-салтане», Первое предсказание философов и докторов, Малая челобитная, Второе предсказание философов и докторов, Сказание о царе Константине и Большая челобитная. Кроме того в начале сборников помещена Повесть о Царьграде Нестора Искандера в обработке П. (в Неполной редакции дан только отрывок из нее), а перед Большой челобитной, после всех остальных сочинений П. – особая «концовка» (в Неполной редакции – сокращенная).
Идеология П. довольно сложна. П. был решительным противником самоуправства «вельмож»; все его произведения посвящены обличению «ленивых богатых» и прославлению бедных, но храбрых «воинников». Ненависть к вельможам, мечта о «грозной» царской: власти – все эти черты идеологии П. сближают ее с настроениями дворянства (низшей части класса феодалов) и побуждают видеть в нем, как это обычно делают историки и литературоведы, идеолога московского самодержавия. Но в сочинениях П. встречаются и такие смелые идеи, которые вовсе не соответствовали взглядам дворян и идеологии самодержавного государства. П. напоминает, что все люди, независимо от происхождения, «дети Адамовы», осуждает закабаление и порабощение; утверждает, что всякое закабаление происходит от диавола; считает, что «правда» (справедливость) – выше «веры», и указывает, что пока еще в Московском царстве нет «правды» – «а коли правды нет, то и всего нет». Вопреки мнению Карамзина советы П. вовсе не совпадали с тем «великим и хорошим», что было сделано в царствование Ивана IV. П. действительно призывал к завоеванию Казанского царства, и это завоевание было осуществлено в 1552 г., но борьба за Казань велась почти непрерывно уже с кон. XV в., и предсказать ее было нетрудно. Пожелание П. о создании «судебных книг» может быть сопоставлено с составлением Судебника 1550 г. Однако выступление П. против всякого «прикабаливания» и «прихолопивания» вовсе не соответствовало реальной политике Ивана Грозного: в Судебнике ограничивался только, прием в «холопы» «детей боарьских служилых и их детей», да и то «опричь тех, которых государь от службы отставит». С другой стороны, призыв П. не «прикабаливати» и не «прихолопивати» людей, «а служити им доброволно» прямо совпадает с выступлением еретика, сына боярского Матвея Башкина, который, ссылаясь на евангельскую проповедь, «изодрал» все имевшиеся у него «кабалы» «полные» (т. е. грамоты об обращении в холопство) с тем, чтобы зависимые от него люди служили «доброволно».
Сочинения П. разнообразны по своему жанровому характеру. Малая челобитная – это действительно челобитная, имевшая конкретную практическую цель (восстановление мастерской щитов, создание которой было поручено П.), Большая челобитная – развернутый политический трактат в форме челобитной. Легендарно-публицистический характер имели Сказание о книгах и оба «предсказания философов и докторов». Сказание о «Магмете салтане» и Сказание о царе Константине имеют форму повестей, хотя и откровенно публицистического характера. Заслуживает внимания положительная оценка, данная П. царству «Магмета салтана» (Мухаммеда II – завоевателя Константинополя), и отрицательная характеристика правления царя Константина (Константина XI Палеолога, последнего византийского императора). Размышления о причинах завоевания Царьграда турками были одной из излюбленных тем русской публицистики 2-й пол. XV и XVI вв.; недаром П. предварил сборник своих сочинений Повестью о Царьграде. Характерной особенностью рассуждений П. по этому вопросу было сугубо светское решение этой темы: Царьград погиб из-за «вельмож» Константиновых, «ленивых богатых», которые «укоротили» царя «от воинства» (сделали его кротким, разорвали его связь с «воинниками»), установили неправый суд, подорвали мощь государства. Отрицательный взгляд П. на царскую «кротость» резко противостоял взглядам таких идеологов, как Максим Грек, утверждавший, что византийские цари погубили свою державу тем, что «хищаху неправедне имения подручников, презираху свои боляры», и противопоставивший такой «гордости» царей «к подручникам кротость». В противоположность Константину Магмет, согласно П., хотя и был «кровопивцем и нехристем» (впрочем, П. приписывал ему намерение перейти в христианство), сумел установить в своем царстве «правду», «доброволную» службу (вместо «порабощения») и справедливый суд.
В сочинениях П. явно обнаруживается влияние фольклора и устной речи. Афоризмы П. строились как поговорки: «Как конь без узды, так и царство без грозы», «Бог не веру любит – правду», «Воинника держати, как сокола чредити, и всегда ему сердце веселити». Обнаруживается в сочинениях П. и своеобразный мрачный юмор. Когда царь Магмет узнал, что судьи его берут взятки – судят «по посулом», он не стал их особенно осуждать, «только их велел живых одирати» и сказал так: «Естьли они обрастут опять телом, ино им вина та отдается».
Многими чертами произведения П. напоминают Повесть о Дракуле, памятник XV в., наиболее вероятным автором которого можно считать еретика Федора Курицына. Как и автор Повести о Дракуле, П. верил в великие достоинства «грозной» власти и ее способность искоренять «зло»: «А не мочно царю без грозы быти; как конь под царем без узды, тако и царство без грозы». Но, как и идеи Курицына, идеи П. (осуждение «прикабаливания» и «прихолопливания», утверждение об отсутствии «правды» в Московском царстве) во многом должны были быть неприемлемыми с точки зрения официальной идеологии.
С этим, по-видимому, и связана судьба П. и его сочинений. В какой-то степени пересветовская идея «грозной власти» могла повлиять на сочинения Ивана Грозного, но ни в этих сочинениях, ни в других памятниках нет ссылок на П. В описи царского архива Ивана IV (ящик 143) упоминается находившийся там «черной список Ивашка Пересветова да Петра Губастого...». Многие исследователи понимали эту запись как указание на сочинения П., хранившиеся в царском архиве. Но «списки черные» в архиве часто означают судебно-следственные дела о каких-то лицах; в другом ящике того же архива содержатся «списки черные Матвея Башкина» – дело о Башкине. Если «списки черные» – это следственное дело П. и неизвестного Петра Губастого, если П. в сер. XVI в. стал жертвой репрессий, это объясняет умолчание о нем других источников и относительно поздний характер рукописной традиции его сочинений. B XVII в. идеи П. вновь привлекли к себе внимание, об этом свидетельствует появившаяся в 20–30-х гг. XVII в. переработка его сочинений – «Сказание о Петре воеводе Волосском».
Изд.: Сочинения И. Пересветова / Подгот. текст А. А. Зимин. М.; Л., 1956; Scritti politici di Ivan Semenovic Peresvetov a crora di G. M. Basile. Milano, 1976; ПЛДР. M., 1984. Вып. 6. С. 596–625, 755–763.
Лит.: Карамзин Н. М. История государства Российского. СПб., 1821. Т. 9. Примеч. 849; Попов А. Н. Обзор хронографов русской редакции. М., 1869. Вып. 2. С. 85–87; Леонид, архимандрит. Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А. С. Уварова. М., 1894. Ч. 3. С. 17–21, 232–234; Соколов М. И. Краткое изложение спец. курса 1899 г. // Очерк десятилетия научной деятельности Славянской комиссии Московского археологического общества. М., 1902. С. 51–52; Яворский Ю. К вопросу об Ивашке Пересветове, публицисте XVI в. // ЧИОНЛ. Киев, 1908. Кн. 20, вып. 3; Ржига В. Ф. 1) И. С. Пересветов, публицист XVI в. СПб., 1908 (отд. отт.: ЧОИДР. 1908. Кн. 1); 2) И. С. Пересветов и западная культурно-историческая среда // ИОРЯС. 1911. Т. 16, кн. 3; Вилинский С. Новые труды по изучению деятельности Ивана Пересветова // ЖМНП. 1908. № 10; Вальденберг В. Предшественники славянофилов: Иван Пересветов // Славянские известия. 1913. № 19; Плеханов Г. В. История русской общественной мысли. М., 1914. Т. 1. С. 150–167; Рhiliрр W. Ivan Peresvetov und seine Schriften zur Erneuerung des Moskauer Reiches // Osteurop?ische Forchungen. K?ningsberg; Berlin, 1935. N. F. Bd 20; Сакетти А. Л. Политическая программа Пересветова // Вестник Москов. гос. ун-та. 1951. № 1; Полосин И. И. О челобитных Пересветова // Учен. зап. Москов. гос. пед. ин-та. 1946. Т. 35; Зимин А. А. И. И. Пересветов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI в. М., 1958 (Лурье Я. С. [Рецензия] // ИОЛЯ. 1959. Т. 18, вып. 5); Dаnti A. Ivan Peresvetov: Osservazioni e proposte // Ricerche Slavistiche. 1964. Vol. 12. P. 3–64.
Я. С. Лурье