метод реконструкции прошлого на основе сохранившихся в настоящем явлений, которые рассматриваются как остатки или пережитки. Метод пережитков нашел применение в XIX в. в исследованиях по антропологии. Практически одновременно он был использован в работах К. Д. Кавелина и в трудах Э. Тейлора, который ввел в научный оборот данное понятие. М. п. активно использовался для изучения первобытной истории, реконструкции основных этапов первобытной истории брака и семьи [Дж. Мак-Леннан, Л. Г. Морган].
В основе метода - теория эволюционизма, представление о преемственности развития общества, в результате чего в культуре каждого периода сохраняются остатки прошлого, по которым можно воссоздать его в первозданном виде. Э. Тейлор выделил следующие варианты пе режитков: 1) остатки (обычаи, традиции, ритуалы), дошедшие в неизмененном виде; 2) остатки, изменившиеся в процессе приспособления к новым условиям; 3) возрожденные обычаи и представления.
В качестве основного логического инструмента М. п. выступает сравнение, основанное на аналогиях, что предъявляет особые требования к отбору изучаемых фактов и обоснованию их генетической связи с явлениями прошлого и сопоставимости. Проблемы корректной экстраполяции выводов, полученных на основе изучения остатков, влияют на неоднозначную оценку гносеологических возможностей метода пережитков.
Лит.: Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии (очерки и истории). М, 1981; Тэйлор Э. Б. Первобытная культура: Исследования развития мифологии, философии, религии, языка, искусства и обычаев / Под ред. Д. А. Коропчевского: в 2-х т. СПб., 1896-1897; Смоленский Н. И. Теория и методология истории: учеб. пособ. М., 2007. Л. Н. МАЗУР
ПЕРЕЖИТКОВ МЕТОД
ПЕРЕЖИТКОВ МЕТОД
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.