Креольский танец, размеренный и изящный, исполняемый группой под звуки гитары и иногда в сопровождении песни. Иногда на каждом обороте делают паузу, чтобы мужчина из первой пары сказал стихи и ему ответила партнерша и так последовательно, по очереди. Состоит из 5 фигур: зеркала, последней веселой цепи и неба. Аргентинский исследователь–фольклорист Андрес Белораме в Десятой тетради приводит 16 фигур, составляющих этот танец с подробным описанием многих из них. По мнению некоторых авторов /Рикардо Рокасо и Монольдо Лугонес/ название этого танца происходит от старинного названия дирижера, руководящего этим танцем. Но судя по словам, поясняющим танец между куплетами, такого руководителя не было. По легенде, первый человек, который руководил периконом , назывался Перико. В Аргентине Перико, перикоте или перикон, как и в Испании называют большой веер, очень модный в то время на Иберийском полуострове. Возможно таким веером пользовались женщины в некоторых фигурах танца. Впервые о периконе упоминает Мантегацца в "Путешествиях". Затем в Линч дает первое описание этого популярного танца.
Перикон для Марии" Антонио Д.Подеста очень популярный в среде гитаристов, написан для гитары. Поэт Карлос Роксло прекрасно описывает это танец в стихотворении "Перикон":
Этот танец индейцев: наши крестьяне
Запоминают наизусть его сообщение,
И когда его наигрывают гитаристы,
Быстрее цветут лимонные рощи
И быстрее бьются сердца.
Поменять партнершу!
А ну давай!
Да здравствует
Выходящая танцевать!
Каждый со своей партнершей!
Составляйте пары!
Даже бамбук встряхивает своими старыми ветвями,
Полей, где рождаются маргаритки!
Даже бамбук встряхивает своими старыми ветвями
И сейба, даже ночью, извергает огонь.
Когда все кружится,
Птица–кардинал вьет гнездо
С горным жаворонком.
Кардинал моих гор, крестьянин,
С полей клевера с тонким ароматом,
Искусно играет на гитаре, если берет в руки гитару
И гневно пронзает копьем, если берет в руки копье!
Горный жаворонок моих гор, крестьянка,
С полей клевера с тонким ароматом
Похожа своим стройным красивым телом
На тростинку с сахаром и маслом туберозы!
Пусть звучат назарены!
А ну, давай!
Пусть сомнется тростник и
Брызнет масло!
В два ряда и друг напротив друга, быстро и легко!
Пусть у каждой девушки будет кавалер!
Несколько шагов танца, очень медленно!
Твоя маленькая ножка, попрыгунья как игрушка
Составьте уточку более тесную,чем мелкий
Жасмин на моем навесе
Обменяться партнершами!
Ты сверкаешь, цветок, у ручья, больше, чем лето!
Поменять пару!
А ну, давай
Посмотрим какая у нас получится смесь!
В этом народном танце наши крестьяне
Учат наизусть его сообщения,
И когда его наигрывают гитаристы
Быстрее цветут лимонные рощи
И быстрее звучат сердца.
То что поют– это народная песня,
Когда в колыбели появляется младенец,
Когда плачут с любовной мольбой
В горле,
И когда лето окрашивает золотистым цветом
Холмы, покрытые одеялом , клевером,
Где все сплелись,
А ну, давай!
Каждый клочок земли рождает, колос,
Созревающий и полным выходящим из земли!
Это народный танец, хорошо сыгранный
Всеми гитарами прошлого
Это индейский танец, огненный танец.
Жителя пампы в складках моего знамени,
Потому что как в победах,
Так и в заботах, звучал в залпах
Нашего Артигаса.