Пермские татары
Пермские татары
терр. группа татар Ср. Поволжья и Приуралья. Проживают более чем в 100 населенных пунктах Пермского края и Свердловской обл. По данным переписи 1979 г., в сельских р-нах этих регионов насчитывалось 69,1 тыс. татар. Тюркоязычное население Пермского края – татары и башкиры – длительное время поддерживало интенсивные этнические контакты, что затрудняет определение этнической границы между этими близкородственными группами. Сложность решения проблемы их формирования привела к появлению разл. точек зрения, начиная с краеведов дореволюционного периода (Н.С. Попов, Н.К. Чупин, А.А. Дмитриев, Н. Блинов). Из них следовало, что татарское население приуральских уездов Пермской губ. происходит от казанских татар, кроме тех, «кои жили по реке Сылве... и назывались прежде остяками». Зауральские татары были отнесены к сибирским татарам. Тептяро-бобыльскую группу считали сформированной после покорения Казани из «сошедших в Уральские горы черемис, вотяков, чуваш, мордвы и татар». Более обоснованные гипотезы о формировании тюркоязычного населения, о разных этнических корнях п.т. были выдвинуты к кон. XIX в. По одной из них (А.А. Дмитриев) следовало, что «после покорения Казанского царства, а может быть, и раньше» на тер. Сылвенско-Иренского междуречья из быв. Казанского ханства переселились татары, которые на новом месте смешались с древними жителями тех мест «вогулами» и «остяками». Этнические процессы между ними завершились ассимиляцией угров татарами уже в XVI в. Вопрос об этническом облике населения Сылвенско-Иренского междуречья и прилегающих территорий был вновь поднят в советский период. Источниковед С.В. Бахрушин полагал, что под «остяками» письменных источников XVI – нач. XVII вв. подразумеваются угры (манси). Однако, понимая невозможность однозначного решения этого вопроса, он считал, что «остяки» Пермского края могли быть татарами, а то и двигавшимися с юго-востока башкирами. Тем не менее в 1950–60-х гг. среди др. исследователей (А.А. Преображенский, Б.О. Долгих, Б.Н. Вишневский) наметилась тенденция считать «остяков» Сылвенско-Иренского междуречья сплошь уграми. Археологи (О.Н. Бадер, В.А. Оборин) считали «остяков» Пермского края потомками представителей угорской сылвенской археологической культуры, исходя из того, что носители сылвенской культуры стали предками башкир и хантов, ассимилированных в Пермском крае в XVI–XVIII вв. пришлыми татарами и русскими. По их мнению, остяки – это потомки древнеугорского населения, ассимилированного затем тюркоязычными башкирами, продвигавшимися с юга на север, и русскими. Иной позиции придерживался видный казанский археолог А.Х. Халиков. Он связывал формирование пермских татар с тюрко-угорским населением, считая, что уже в VI–VII вв. тюркские племена продвинулись вплоть до р. Сылвы. Археологи не исключают возможность проникновения в этот р-н в XIII–XIV вв. булгарского населения. Ряд башкирских исследователей предполагают, что в XIII–XIV вв. в Пермский край проникли башкирские племена (Р.Г. Кузеев, С.Н. Шитова, Н.А. Мажитов и др.). Точка зрения об участии в формировании п.т. разл. этнических групп была поддержана Н.А. Томиловым. По его мнению, в составе п.т. присутствует сибирско-татарский компонент. Среди населения Сылвенско-Иренского междуречья в XVI – нач. XVII вв., кроме угров (манси), были и тюрко-сибирские татары, продвинувшиеся в Приуралье еще в период Сибирского ханства. Диалектологические исследования (Д.Б. Рамазанова) показали, что п.т. (к ним были отнесены и татароязычные башкиры Бардымского р-на) говорят на едином говоре, относящемся к среднему диалекту татарского яз., поскольку «формирование п.т. шло при непосредственном участии поволжских татар в качестве основного этнического компонента». Ряд особенностей сближает говор п.т. с говорами мишарского и сибирско-татарского (восточного) диалектов татарского яз. Определенное сходство с рядом языков (алтайский, шорский, хакасский, уйгурский) свидетельствует о древних связях предков п.т. с восточнотюркскими племенами. В основе хозяйства п.т. в сер. XIX – нач. XX вв. было земледелие, дополнявшееся промыслами, животноводством, охотой, рыболовством, пчеловодством. В истоках формирования традиционного жилища лежит тот же древнетюркский пласт, обнаруживаемый исследователями в культуре разл. территориальных, этнографических групп татарского этноса. Вероятно, у п.т. он более выражен участием в генезисе их культуры местных тюркских племен. Отдельные явления в жилище п.т. находят аналогии в быту финноугорского населения (ханты, манси, коми, удмурты). Костюмный комплекс п.т. является в своей основе казанско-татарским. Отдельные элементы одежды п.т. имеют параллели в одежде татар-мишарей, зауральских башкир, алтайских и сибирских народов. Лит.: Пермские татары / Отв. ред. А.Х. Халиков. – Казань, 1983. Ф.Ш.