Пермский звериный стиль
Пермский звериный стиль
шаманские изображения, чудские образки, культовое литье), бронз. худ. пластика VII в. до н.э. - XII в. н.э. Распространен в лесной и лесотундровой зоне С.-В. Европы и Зап. Сибири от Камско-Вятского бассейна до водораздела Енисея-Оби. Изучение П.З.С. нач. в кон. XIX - нач. XX в. Все иссл. сходятся на местном происхождении П.З.С. По-видимому, можно говорить о неск. ц. возникновения этого стиля, напр., Томско-Нарымское Приобье, Прикамье, горно-лесное Зауралье. В.Н.Чернецов отмечал близость древнеур. изобразительной манеры, отразившейся, в частности, в наскальных изображениях, к стилю ранних металлических поделок. Изделия П.З.С. выполнены в бронзе (литье в односторонней и двусторонней формах, полое литье), в дереве, кости (резьба), в рисунках - гравировках на металлических и костяных предметах. Осн. круг сюжетов: звери, предст. лесной фауны (лоси, олени, медведи, пушные звери и т.д.), кони, водоплавающие, лесные и хищные птицы, змеи, насекомые, существа зоо- и орнитоморфной природы, чел. Композиции разнообразны: стоящий (идущий) в профиль зверь; плывущая птица; птица в фас с распахнутыми крыльями с антропоморфной фигуркой на груди; медведь в жертвенной позе: голова между лапами; стоящие фронтально одна, две или неск. чел. фигур; сложные двух- и трехъярусные композиции, состоящие из антропоморфных и зооморфных существ; всадники. Места находок разнообразны: клады, святилища, костища, погребения, жертвенные комплексы в некрополях и на местах мет. произв. Ранние изделия после отливки не обрабатывались и, по-видимому, употреблялись в качестве священных предметов при проведении обрядов. С рубежа эр на изделиях появляются петельки для прикрепления, наружная поверхность полируется (Гляденовское костище). С сер. I тыс. н.э. изделия П.З.С. делятся в функциональном отношении на две группы. К первой относится пермско-печорская бронз. худ. пластика культового назначения. Наиб. выразительны трехъярусные композиции, к-рые рядом авторов (Б.А.Рыбаков, Л.В.Чижова) трактуются как космогонические. Верхний ярус - голова (головы) лося ассоциируются с верхним миром небесной лосихи; средний - с земным миром, ц. к-рого является человек: семья, вождь, металлург и, чаще всего, шаман; окружающие чел. звери. Нижний мир - это звероящер, обращенный головой вправо (к З.). Ко второй группе - заур. и зап.-сибирской - относятся украшения и принадлежности костюма, выполненные в зооморфной манере: поясные застежки, браслеты, подвески, пронизки; оружие: рукояти и ножны кинжалов, щитки для защиты руки от тетивы, навершия кресал и гребней. Сочетание изобр. голов медведя между лапами с фигурами зайцев или др. пушных на браслетах, фигурки-подвески в виде коня, зайца, водоплавающей птицы, изображение хищной птицы на рукоятях кинжалов представляют собой знаковое выражение угорских мифологических сюжетов. К XII-XIII вв. наблюдается повсеместное угасание иск-ва П.З.С. Сначала в Прикамье, а потом и в Зап. Сибири все большую роль нач. играть привозные изделия из серебра. Место худ. изделий из бронзы занимают упрощенные поделки массового изготовления. Образный строй П.З.С. сохраняется в фольклоре, а его символика - в богатом орнаменте вышивок и поделок из кожи, браслетов коми, удмуртов, манси и ханты. Лит.: Анучин Д.Н. К истории искусства и верований у приуральской чуди // МАВГР, 1899. Т. 3; Грибова С.Л. Пермский звериный стиль. М., 1965; Оборин В.А. Древнее искусство народов Прикамья. Пермский звериный стиль. Пермь, 1976; Спицын А.А. Шаманские изображения // ЗОРСА, СПб., 1906. Т.8. Викторова В.Д., Федорова Н.В.