ПЕРОВ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПЕРОВ
Василий Григорьевич (1834–1882) — талантливый русский художник, один из основополож-ников «обличительного жанра» в живописи, крупней-ший мастер критического реализма. В ранний период его творчества основной темой его произведений было обличение безнравственности и ханжества духовенства («Сельский крестный ход на пасхе», 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862), а также сочувствие униженным и оскорбленным («Тройка», 1866 и др.) С 70-х гг.
XIX в. главное место в творчестве Перова заняла портретная живопись. В портретах драматурга А. Н. Островского и писателя Ф. М. Достоевского художник создал образы русского интеллигента, «общественной совести» своего времени. Творчество Перова оставило глубокий след в истории русского искусства. Тема народных страданий, искусство реалистического психологического портрета было продолжено современниками и последователями Перова, членами Товарищества передвижных художественных выставок, одним из основателей которого был Перов.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ПЕРОВ
Василий Григорьевич (1833, Тобольск – 1882, село Кузьминки, ныне в черте Москвы), русский живописец и график; портретист, жанрист; представитель критического реализма. Незаконнорожденный сын барона Г. К. Криденера. Обучавший будущего художника дьячок за красивый почерк дал ему прозвище Перов, ставшее затем его официальной фамилией. Обучался в школе живописи А. В. Ступина в Арзамасе (1846–49), затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) у А. Н. Мокрицкого, М. И. Скотти, С. К. Зарянко и Е. Я. Васильева (1853–61). Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). На протяжении семи лет избирался членом правления Товарищества. Преподавал в МУЖВЗ (1871–82). Испытал влияние искусства А. Г. Венецианова, П. А. Федотова, с именами которых связано рождение бытового жанра в русской живописи.
Перов пишет скупыми темными красками, его живописная манера – неброская, подчеркнуто «неэффектная». Мастер словно отходит в тень, выводя на суд зрителя суровую и горькую «правду жизни». Его кистью движут любовь и сострадание к «маленьким людям». Ученик Перова М. В. Нестеров назвал его «подлинным поэтом скорби». В ранних произведениях («Проповедь в селе», 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862) художник сталкивает лицом к лицу обездоленных людей из низов и глухих к их бедам власть имущих. С болью и горечью написан «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861; см. илл. на с. 271). Беспробудное пьянство превратило светлый праздник в безрадостное и бессмысленное исполнение обряда, весну – в унылую осень. На фоне тусклого грязного пейзажа, под давящим серым небом, словно обрываясь в пропасть, движется нестройная процессия крестьян с потухшими глазами и безжизненными лицами.
За картину «Проповедь в селе» Перов был награжден поездкой на три года во Францию, куда отправился в 1862 г. в качестве пенсионера Петербургской академии художеств («Продавец песенников», «Шарманщик», «Савояр» и др.). Пребывание за границей было прервано в июле 1864 г. по инициативе самого художника, обосновавшего свое досрочное возвращение невозможностью писать картины, «не зная ни народа, ни его образа жизни», в то время как «сюжеты из русской жизни» он бы «исполнил с любовью и сочувствием». Главным стремлением Перова по возвращении на Родину было передать «характер и нравственный образ жизни народа». В Москве, где художник поселился с семьей, были созданы картины «Очередная у бассейна», «Гитарист-бобыль» (обе – 1865); «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866); «Учитель рисования» (1867); «Странник» (1870), в которых образы обездоленных и беззащитных людей исполнены не только тихого, безмолвного страдания, но и духовной силы, с которой они смиренно и с достоинством несут свой крест. В «Проводах покойника» (1865) медленно ползут в гору сани с гробом. Не видно лица вдовы-крестьянки, провожающей в последний путь единственного кормильца, но ее спина, согнувшаяся под тяжестью горя, и низко надвинутый на лицо черный платок написаны так, что сердце зрителя сжимается от боли. Природа обретает особую одухотворенность, она словно проникнута трагическим переживанием людей. Найденный здесь мотив – пустынная дорога, «бесконечная, как терпение людское», – станет «камертоном» настроения и в др. картинах («Тройка», 1866; «Последний кабак у заставы», 1868).
Важной страницей в творческой биографии Перова стала созданная им по заказу П. М. Третьякова портретная галерея выдающихся деятелей русской культуры (портреты А. Н. Островского, 1871; А. Н. Майкова, И. С. Тургенева, В. И. Даля, М. П. Погодина, С. Т. Аксакова; все – 1872). Редкостная глубина проникновения во внутренний мир модели делает их вершиной в развитии психологического портрета. В «Портрете Ф. М. Достоевского» (1872) Перову удалось, по словам писателя, лаконичными средствами решить главную задачу портретной живописи – выразить «смысл лица», то есть воссоздать духовный облик человека.
Живопись Перова в 1870-е гг. обрела новые черты: мягкий юмор («Птицелов», 1870; «Ботаник», 1874; «Охотники на привале», 1871), по-прежнему соединенный с трепетной любовью и нежностью в изображении простых людей («Спящие дети», 1870). В кон. 1870-х гг. Перов начал внутренне отдаляться от передвижников, искусство которых стало все более превращаться, по выражению философа Н. О. Лосского, в «публицистику в красках и линиях». В 1878 г. художник вышел из правления и окончательно порвал с ТПХВ. В конце жизни художник обратился также к евангельским («Христос в Гефсиманском саду», «Снятие с креста»; обе – 1878) и историческим («Первые христиане в Киеве», 1880; «Никита Пустосвят. Спор о вере», 1880–81; не окончена) сюжетам.
Обладая ярким литературным даром, художник писал очерки и рассказы («Тетушка Марья», «Под крестом», «На натуре. Фанни под № 30» и др.), которые позволяют воссоздать не только историю работы над многими полотнами («Тройка», «Странник», «Утопленница»), но и нравственный облик художника, наделенного обостренной совестью, на протяжении всей жизни не желавшего мириться со злом и несправедливостью. Творчество Перова и его личность оказали ощутимое влияние на самых разных художников второй пол. 19 в. В МУЖВЗ его учениками были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Похожие термины:

  • Перов, Александр Леонидович

    Главный редактор журнала "Профиль" с декабря 2001 г., исполнитель авторской песни; родился 16 марта 1957 г. в Московской области, живет в Москве; после окончания школы работал старшим пионервожатым;
  • Перов Иван Федорович

    (родился в 1851 г.) — духовный писатель; образование получил в Московской духовной академии; состоит инспектором духовной семинарии. Кроме магистерской диссертации "Епархиальные учреждения в рус
  • Перов, Юрий Федорович

    (р. 14. 06. 1943) Род. в Москве в семье служащих. Образование — незаконченное высшее. Печатается с 1965: журнал "Искатель". Автор кн. прозы: ИПЦ. М., 1969; Косвенные улики. М., 1982; Выход. М., 1983; Тиф (записки пост
  • ПЕРОВ Василий Григорьевич

    21.12.1833 - 29.05.1882), живописец, один из организаторов творческого объединения Товарищества передвижников. Учился в Арзамасской школе живописи (1846-49), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (185
  • ПЕРОВ Николай Константинович

    ? (с. Долгинино Рязанской губ.) - декабрь 1963 (Стамбул). Сценограф. Сын диакона сельской церкви. Окончил Духовную семинарию в Рязани, учился на историко-филологическом факультете Харьковского универс
  • Перов, Сергей Степанович

    [р. 10 (22) авг. 1889] — сов. биохимик, действит. чл. ВАСХНИЛ (с 1935). Чл. КПСС с 1918. Окончил в 1913 Петербург. ун-т. Проф. Вологодского молочно-хозяйственного ин-та (1921—30 и с 1956), Моск. зооветеринарного ин-та (1932—41)
  • Перов, Юрий Валерианович

    (р. 27.09.1940) — спец. в обл. истории филос., соц. филос. и истории эстетики; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Тотьма Вологодской обл. Закончил филос. ф-т ЛГУ (1962) и асп. этого ф-та (1964). Работал вначале асс., потом