, Жан-Батист (Perronneau, Jean-Baptiste) 1715, Париж — 1783, Амстердам. Французский живописец и мастер пастели. Талантливый и внимательный портретист, Перронно все же не принадлежал к числу таких любимцев парижской художественной публики, как Наттье или М. К. де Ла Тур. Скромный и вдумчивый труженик, он очень медленно завоевывал признание и ценой большого напряжения и даже лишений зарабатывал себе на жизнь. Только в 1753 он был принят в Академию после представления двух портретов — скульптора Адана-старшего и художника Удри. Почти все работы Перронно выполнены пастелью, обычно он предпочитал погрудный вариант портрета, не усложненный специальной мизансценой, без излишних деталей. Его модели не были ни богаты, ни известны, появление их портретов в официальных Салонах раздражало амбициозных критиков. К тому же добросовестный художник изнурял своих персонажей долгими и многочисленными сеансами, которых не хотели терпеть ни капризная знать, ни избалованные знаменитости. Перронно так и не удалось получить полагавшуюся академическим живописцам квартиру в Лувре, это обстоятельство вынудило его к бесконечным скитаниям по Европе: он посетил Голландию (семь поездок с 1754 по 1783), Италию (1759), Англию, Россию и Польшу (1761, 1781 и 1782). Он оставил огромную галерею проникновенных и метких портретов обыкновенных людей своего времени, не обремененных роскошью и титулами. Живописные достоинства лучших пастелей Перронно позволяют сравнить его с Ватто и Шарденом: ему свойственны нежно-жемчужный колорит и вибрирующие краски первого, тончайшие светотеневые эффекты и живое воздушное взаимодействие фактур второго. Эти черты в сочетании с несомненно присущей Перронно вдумчивой, серьезной чувствительностью позволяют считать его одним из лучших европейских портретистов (Портрет мальчика с книгой, 1745— 1746, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Портрет неизвестной, 1747, Портрет г-жи де Соркенвиль, 1749, оба — Париж, Лувр; Портрет Латура, 1750, Сен-Кантен, Музей Латура).
Лит.: Золотов Ю. К. Французский портрет XVIII века. М., 1968; Vaillat L. Ratouis de Zimay P. J.-B. Perronneau. Paris, 1923.
Н. Золотова