в древнегреческой мифологии богиня подземного царства, растительности и земного плодородия, дочь Деметры и Зевса, супруга Аида. Часть года проводит с матерью на земле, остальное время — в подземном мире. Ее ежегодное возвращение на землю является вариантом распространенного в древности мифа об умирающем и воскресающем божестве. В Риме П. называли Прозерпиной.
Персефона
ПЕРСЕФОНА
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Персефона
в греческой мифологии богиня мертвых, подземного царства и плодородия (римск. Прозерпина). Аид похитил ее и увел в подземное царство. Но сжалившись, он разрешил ей, чтобы она на половину или на две трети года возвращалась на землю. Прозерпина в качестве Коры (греч. «девушка») почиталась богиней плодородия вместе со своей матерью Деметрой. Ее возвращение на землю символизировала вновь пробуждающаяся природа.
ПЕРСЕФОНА
Кора — в греч. миф. богиня царства мертвых. Дочь Зевса и Деметры, супруга Аида, к-рый с разрешения Зевса похитил ее. П. как супруга хтонич. Зевса-змея относится к глубокой архаике, когда сам Зевс был еще «Подземным» царем царства мертвых. Рудиментом этой связи Зевса Хтония и П. явл. желание Зевса, чтобы Аид похитил П. вопреки воле самой П. и ее матери. В рим. миф. ей соотв. Прозерпина — дочь Цереры (греч. Деметра).
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ПЕРСЕФОНА
героиня сказаний, дочь Зевса и Деметры, супруга Аида, царица преисподней, грозная повелительница теней умерших. С разрешения Зевса она была похищена Аидом. Деметра в гневе запретила земле производить плоды, и Зевс должен был послать Гермеса в подземное царство за Персефоной. Аид отпустил ее, дав проглотить гранатовую косточку, — символ брака, а потому Персефона могла оставаться с матерью лишь две трети года, а послед,нюю треть проводить со своим мрачным супругом. В этом мифе Персефона является символом природы, которая ежегодно возрождается, а также в мистериях Деметры — символом бессмертия души. У римлян она называлась Прозерпиной и считалась женой Плутона.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Персефона
Персефонея (лат. Persephone), богиня мертвых, подземного царства и плодородия (рим. Прозерпина), дочь Зевса и Деметры. Аид похитил П. по желанию Зевса и увел ее супругой в подземное царство. Тронутый печалью и отчаянием Деметры Зевс разрешил, чтобы П. на половину или на две трети года возвращалась на землю. П. в качестве «Коры» (греч. девушка) почиталась как богиня плодородия вместе со своей матерью Деметрой, на что указывали процессии юных девушек в элевсинских мистериях. Возвращение ее на землю из подземного мира символизировала вновь пробуждающаяся природа. Двойств, характер богини, ее судьба и особенно похищение П. (Прозерпины) являются одним из любимых сюжетов в искусстве: скульптура Бернини, живопись Рубенса, Брейгеля Младшего, Рембрандта; драма Гете, эпос Клавдиана, мелодрама Стравинского, оперы Монтеверди, Люлли.
Источник: Словарь античности. 1989
ПЕРСЕФОНА
• ?????????,
???????????, ??????????, ??????????, ????, Proserpina, дочь Зевса и Деметры (Ноm. Il. 14, 326. Ноm. Od. 11, 217), почтенная супруга Аида, грозная повелительница теней, владычествующая над душами мертвых (Ноm. Od. 11, 213 слл. 226. 385) и чудовищами преисподней (Ноm. Od. 11, 633), внимающая вместе с Аидом проклятиям людей и исполняющая их. Ноm. Il. 9, 457. 569. По изображению римских поэтов, она срезает с головы умирающего прядь волос и посвящает смерти. Verg. Aen. 4, 698. И в послегомеровское время П. является еще владычицей подземного мира рядом со своим мрачным супругом, но благодаря тесной связи со своей матерью Деметрой она является с более мягким характером. Когда однажды девственная П.-Кора, удалившись от матери, вместе с подругами собирала цветы на нисейском лугу (по позднейшему сказанию, около Энны в Сицилии), она, с дозволения Зевса, была увезена Аидом на колеснице, запряженной конями, в преисподнюю. Чтобы успокоить гнев матери, которая долго искала свою дочь тщетно по всей земле, Гермес по приказанию Зевса возвращает П. из ада матери; но т. к. Аид (Гадес), прежде чем отпустить ее, дал ей вкусить гранатовое зернышко (символ брака), то Зевс решил, чтобы П. попеременно 2 части года пребывала у матери на поверхности земли, а третью часть у своего супруга в преисподней. Нот. h. in Ger. Ov. fast. 4, 419 слл. Ov. met. 5, 385 слл. О праздниках Коры ?????? и ??????? ср. Plut. Dion. 56. В этом мифе, на который у Гомера нет еще ни малейшего намека, П. является символом растительности, которая ежегодно выходит из земли и как бы обратно удаляется в глубину ее, символом хлебного зерна, которое, будучи опущено в мрак земли, вырастает для новой жизни. Поэтому-то П. в мистериях Деметры становится символом бессмертия души. В мистериях П. является в связи с Иакхом, сыном Деметры и Зевса, как сестра и невеста Иакха или даже как его мать. У позднейших орфиков она является всюду действующим божеством природы, всесозидающим и всеуничтожающим и часто смешивается с другими мифическими божествами, как Геката, Гея, Рея, Исида. Прозвищами ????????, владычица, ????? ??? она пользовалась наравне со своей матерью, с которой часто была вместе почитаема, особенно в Беотии, в Елевсине, на острове Сицилии. Изображалась она или в виде суровой супруги Гадеса (Аида) подобно Гере, или в виде юной дочери Деметры, или же в виде мистической невесты Иакха с венком из плюща, с факелом в руке и т. п. У римлян она носит имя Прозерпины, супруг же ее называется Dis, Pluto — божество отнюдь не древнеиталийское, а перенесенное из Греции вместе с самим именем, звучавшим по-римски.
???????????, ??????????, ??????????, ????, Proserpina, дочь Зевса и Деметры (Ноm. Il. 14, 326. Ноm. Od. 11, 217), почтенная супруга Аида, грозная повелительница теней, владычествующая над душами мертвых (Ноm. Od. 11, 213 слл. 226. 385) и чудовищами преисподней (Ноm. Od. 11, 633), внимающая вместе с Аидом проклятиям людей и исполняющая их. Ноm. Il. 9, 457. 569. По изображению римских поэтов, она срезает с головы умирающего прядь волос и посвящает смерти. Verg. Aen. 4, 698. И в послегомеровское время П. является еще владычицей подземного мира рядом со своим мрачным супругом, но благодаря тесной связи со своей матерью Деметрой она является с более мягким характером. Когда однажды девственная П.-Кора, удалившись от матери, вместе с подругами собирала цветы на нисейском лугу (по позднейшему сказанию, около Энны в Сицилии), она, с дозволения Зевса, была увезена Аидом на колеснице, запряженной конями, в преисподнюю. Чтобы успокоить гнев матери, которая долго искала свою дочь тщетно по всей земле, Гермес по приказанию Зевса возвращает П. из ада матери; но т. к. Аид (Гадес), прежде чем отпустить ее, дал ей вкусить гранатовое зернышко (символ брака), то Зевс решил, чтобы П. попеременно 2 части года пребывала у матери на поверхности земли, а третью часть у своего супруга в преисподней. Нот. h. in Ger. Ov. fast. 4, 419 слл. Ov. met. 5, 385 слл. О праздниках Коры ?????? и ??????? ср. Plut. Dion. 56. В этом мифе, на который у Гомера нет еще ни малейшего намека, П. является символом растительности, которая ежегодно выходит из земли и как бы обратно удаляется в глубину ее, символом хлебного зерна, которое, будучи опущено в мрак земли, вырастает для новой жизни. Поэтому-то П. в мистериях Деметры становится символом бессмертия души. В мистериях П. является в связи с Иакхом, сыном Деметры и Зевса, как сестра и невеста Иакха или даже как его мать. У позднейших орфиков она является всюду действующим божеством природы, всесозидающим и всеуничтожающим и часто смешивается с другими мифическими божествами, как Геката, Гея, Рея, Исида. Прозвищами ????????, владычица, ????? ??? она пользовалась наравне со своей матерью, с которой часто была вместе почитаема, особенно в Беотии, в Елевсине, на острове Сицилии. Изображалась она или в виде суровой супруги Гадеса (Аида) подобно Гере, или в виде юной дочери Деметры, или же в виде мистической невесты Иакха с венком из плюща, с факелом в руке и т. п. У римлян она носит имя Прозерпины, супруг же ее называется Dis, Pluto — божество отнюдь не древнеиталийское, а перенесенное из Греции вместе с самим именем, звучавшим по-римски.