ПЕРСОНАЖ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПЕРСОНАЖ
Человек или небожитель (Бог, ангел и т.д.) в иконописи и настенной живописи. Слово переведено с французского языка и имеет значение «особа, личность, действующее лицо».

Источник: Основы православной культуры. 2011

ПЕРСОНАЖ
субъект действия, переживания, высказывания в произведении, а также носитель точки зрения на действительность и других персонажей; в этом же значении используются словосочетания «литературный герой» и «действующее лицо» (преимущественно в драме). В данном синонимичном ряду слово «персонаж» наиболее нейтрально и общеупотребительно, т. к. не несет никаких дополнительных значений: словосочетание «действующее лицо» предполагает совершение поступков и не очень удобно для обозначения бездействующих лиц (таких, как персонажи пьесы С. Беккета «В ожидании Годо»), а термин «герой» долгое время имел эмоционально-оценочную окраску, подразумевая яркость, необычность, исключительность изображаемого человека.
Чаще всего персонаж представляет собой образ человека, наделенного определенным социальным статусом, мировоззрением и эмоционально-психологическим складом, чертами внешности, особенностями речи и поведения. Однако персонажами, наряду с людьми, могут быть и животные – в том числе в реалистических произведениях («Холстомер» Л. Н.Толстого, «Белолобый» и «Каштанка» А. П.Чехова, «Сны Чанга» И. А.Бунина), – а также неодушевленные предметы, природные стихии, божества, олицетворенные добродетели и пороки, всевозможные фантастические существа. В ряде жанров и видов литературы подобные персонажи весьма вероятны и даже обязательны: мифы, мистерии, сказки, научная фантастика, фэнтези, антиутопии и сатирические произведения гротескно-аллегорического плана («Путешествие Гулливера» Дж. Свифта, сказки М. Е.Салтыкова-Щедрина, «Собачье сердце» М. А. Булгакова, «Война с саламандрами» К. Чапека, «Кролики и удавы» Ф. А.Искандера и др.). В подобного рода фантастических произведениях нередко превращение человека в животное и наоборот (Луций из «Метаморфоз» Апулея, Шарик/Шариков из «Собачьего сердца», кот Бегемот из «Мастера и Маргариты» М. А. Булгакова).
Персонажную сферу эпических и драматических произведений составляют не только обособленные индивидуальности, но и собирательные герои, прообразом которых является хор в античной драматургии. Автор, как правило, избегает индивидуализации каждого участника массовой сцены, ограничиваясь обобщением, воспроизводя наиболее характерные проявления коллективного персонажа: возгласы, детали одежды, особенности поведения, выявляющие особенности массовой психологии. Групповые, коллективные персонажи характерны для масштабных произведений, претендующих на широкий охват действительности и изображение важных исторических и социально-политических событий: исторические пьесы У. Шекспира («Юлий Цезарь», «Кориолан» и др.), «Борис Годунов» А. С.Пушкина, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Кому на Руси жить хорошо» А. Н.Некрасова, трилогия Р. Роллана «Драмы революции» («14 июля», «Дантон», «Робеспьер»), «На Западном фронте без перемен» Э. М. Ремарка, «Тихий Дон» М. А.Шолохова и т. д.
В зависимости от участия в действии или подробности изображения литературные герои могут быть главными, второстепенными и эпизодическими. Степень полноты и конкретности изображения персонажа зависит от рода и жанра произведения, места персонажа в сюжете произведения (главные герои, занимающие центральное место в образной системе, как правило, представлены наиболее полно и многосторонне), творческого метода писателя: о второстепенном персонаже реалистического произведения в социальном и психологическом плане может быть сказано гораздо больше, чем о главном герое модернистского романа или абсурдистской пьесы.
По степени индивидуализации и полноты изображения среди персонажей выделяют художественные характеры и типы. Наряду с ними в произведениях встречаются «персонажи – сюжетные функции», выступающие лишь в качестве приводного ремня фабульного действия и лишенные индивидуальных признаков. Таков, например, жандарм, сообщающий о прибытии настоящего ревизора («Ревизор»), многие персонажи жанрово-тематических канонов массовой литературы, чье содержание исчерпывается сюжетной ролью: «жертвы», без которой не может обойтись ни один детектив, «вредителя», «помощника» главного героя и т. п.
В зависимости от творческих установок писателя и стоящих перед ним задач персонаж может являться проекцией авторского «я», быть плодом чистого вымысла или же создаваться в результате домысливания облика реально существовавшего человека (и тогда перед литературоведами встает вопрос о прототипе), а иногда – обработки и переосмысления уже известных литературных героев. Последнее особенно характерно для литературных стилей и направлений, отмеченных высокой степенью нормативности или же демонстративной условностью в изображении человека (в частности, для литературы барокко, классицизма, модернизма и постмодернизма).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
270.42 кб

Иоаким: историческое лицо и персонаж

Шмаина-великанова Анна Ильнична, Брагинская Нина Владимировна
Реконструируется ситуация, которая позволяет увидеть в Иоакиме Книги Иудифи проекцию того же исторического персонажа, что и Иоаким/Алким Маккавейских книг.
Читать PDF
299.44 кб

Немой забытый персонаж

Толстокорова Алиса Валерьевна
В статье поднимается научная проблема формирования наемного домашнего обслуживания в Украине как нового вида гендерно-специфичного репродуктивного труда.
Читать PDF
3.62 мб

Масленичный персонаж в тверском календарном обряде проводов зимы

Ситникова Светлана Алексеевна
Данная статья связана с изучением семантики масленичного чучела, которое является одним из универсальных элементов масленичного обрядового комплекса.
Читать PDF
385.22 кб

Персонаж игры как герой синкретического типа

Гаврилова Мария Владимировна
Читать PDF
162.98 кб

Многоликий персонаж и принципы его раскрытия в романе Ф. Булгарина «Димитрий Самозванец»

Линьков В. Д.
Читать PDF
103.64 кб

Ольга Христофорова. Икота: Мифологический персонаж в локальной традиции. М. : РГГУ, 2013. 304 с

Мельникова Екатерина Александровна
Рецензия посвящена книге Ольги Христофоровой, в которой рассматривается одно из наиболее экзотических явлений народной культуры, известное как «икота» или «кликушество».
Читать PDF
116.61 кб

Ольга христофорова. Икота: мифологический персонаж в локальной традиции. М: РГГУ, 2013. 304 с

Виноградова Людмила Николаевна
В рецензии оцениваются результаты нового научного исследования О.Б. Христофоровой, посвященного феномену кликушества («икотничества»), который сохраняет свою актуальность в современных верованиях русского населения Верхокамья.
Читать PDF
289.98 кб

Ажагафа - архаичный персонаж народного театра адыгов

Шхалахова Светлана Сафарбиевна
Рассматриваются вопросы обрядового и профессионального театра адыгов, выявляются генетические и типологические связи, функции и поведенческие свойства древнейшего персонажа адыгской обрядовой культуры ажагафа и козлоногих сатиров
Читать PDF
168.57 кб

Персонаж как «Homo citas» в романе Н. С. Лескова «Обойденные»

Киносян Карина Оганесовна
Читать PDF
209.37 кб

2013. 01. 009. Исакова И. Н. Литературный персонаж как система номинаций. – М. : макс Пресс, 2011. –

Нестерова Е. А.
Читать PDF
404.71 кб

«Вот так и живем», или подсуден ли персонаж художественного произведения?

Лебедева Н.Б.
Читать PDF
209.99 кб

Национальный образ-персонаж и урок литературы

Мартынец Алла Михайловна
Читать PDF
0.00 байт

Божественный женский персонаж в контексте основного ведийского мифа

Куслий О. Н.
В статье рассмотрен гендерный аспект главной проблемы ведийской мифологии, связанной с противостоянием двух основных классов мифологических персонажей.
Читать PDF
182.19 кб

Литературный персонаж: языковой аспект характеристики

Закирова О. В.
В статье дается краткий обзор работ, посвященных характеристике образа литературного персонажа. Цель статьи показать роль качественных прилагательных как языкового средства создания образа (на материале романа Л. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Проза Магомед-Расула: автор, герой, персонаж

Абдулазизова Э. М.
В статье рассматривается проблема взаимодействия категорий автора, героя и персонажа в художественном тексте на примере творчества дагестанского писателя Магомед-Расула.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ПЕРСОНА НОН ГРАТА

    нежелательное лицо. В дипломатической практике лицо, которому отказано в агремане, а также дипломатический представитель или какой-либо иностранный дипломат, которого правительство страны пребы
  • ПЕРСОНА ГРАТА

    желательное лицо. В дипломатической практике лицо, глава дипломатического представительства, который получил агреман, а также любой другой иностранный дипломат, которому разрешен въезд в данную
  • ПЕРСОНА

       • Pers?na,          маска, см. Ludi scaenici, Театральные представления, 14.
  • ПЕРСОНАЛИЗМ

    религиозно-идеалистическое течение, получившее распространение в конце XIX— первой половине XX в. в США, Франции, Германии и ряде других стран. Исследует некую духовную «личность», как сущность и пе
  • БРАНДЕНБУРГ, персоналия

    Николай Ефимович (8.VIII. 1839 - 31.VIII. 1903) - рус. археолог и воен. историк, генерал-лейтенант (с 1896). Участник рус.-тур. войны 1877-78. С 1872 до конца своей жизни заведовал Артиллерийским ист. музеем в Петербурге. С
  • БУРГОС, персоналия

    Burgos), Хосе Мария (1842 - 28.11.1872) - филиппинский священник, проф. ун-та св. Фомы, один из лидеров движения против исп. монаш. орденов, за получение приходов священниками-филиппинцами. Эта борьба объективно
  • ФОГТ, персоналия

    Vogt), Йозеф (р. 23.VI. 1895) - нем. (ФРГ) историк античности. Д-р философии. Проф. ун-тов в Тюбингене (1926-29; с 1940 (в 1958-59 - ректор)), Вюрцбурге (с 1929), Бреслау (Вроцлав) (с 1936). Чл. Академии наук и лит-ры в Майнце; предсе
  • ГОРЬКИЙ, персоналия

    Максим (псевдоним Алексея Максимовича Пешкова) (16(28).III.1868 - 18.VI.1936) - рус. пролетарский писатель, основоположник лит-ры социалистич. реализма. Род. в Н. Новгороде в семье столяра. С 11 лет работал "мальчи
  • ГРОЗНЫЙ, персоналия

    Hrozn?), Бедржих (6.V.1879 - 12.XII.1952) - чеш. хеттолог, исследователь истории народов и языков Др. Востока. В 1897 начал заниматься теологией, семитологией и санскритом в Венском ун-те, с 1919 - проф. Пражского ун-та.
  • ГУРЬЕВ, персоналия

    Дмитрий Александрович (1751 - 30. IX. 1825) - рус. гос. деятель. С 1802 - товарищ министра финансов, в 1810-23 - министр финансов, в 1806-1825 - министр уделов. Пользовался поддержкой А. А. Аракчеева. Годы управления Г. Мин
  • КОЛЬБЕРГ, персоналия

    Kolberg), Оскар (22.II.1814 - 3.VI.1890) - польский этнограф и композитор. Собрал и исследовал богатейший материал по нар. поэзии, культуре и быту поляков. Большую науч. ценность представляет его многотомный труд
  • ЛЯО, персоналия

    Lahaut), Жюльен (6.IX.1884 - 18.VIII.1950) - деятель бельг. и междунар. рабочего движения. Род. в г. Серен в рабочей семье. С 14 лет работал на металлургич. з-дах. С 1905 - член Центр. к-та, а затем секретарь профсоюза метал
  • МАЛ, персоналия

    ум. 946) - один из князей древлян 1-й пол. 10 в. Во главе с М. жители г. Искоростеня, недовольные чрезмерными поборами дани, убили во время "полюдья" киевского кн. Игоря (945). Опасаясь возмездия, древляне, по
  • МАВРИКИЙ, персоналия

    Mayrixios) (539-27.XI.602) - визант. император с 582. Правил в трудных условиях, сложившихся в Византии после краха режима Юстиниана I. М. приходилось сдерживать натиск на империю славян, лангобардов, персов; казн
  • МЕЙЕР, персоналия

    Meyer), Эдуард (25.1.1855 - 31.VIII.1930) - нем. историк древности. Проф. древней истории в Лейпциге (с 1884), Бреславле (с 1885), Галле (с 1889), Берлине (1902-23). М. всесторонне владел сложным материалом источников (археол., эп
  • МОРО, персоналия

    Moreau), Жан Виктор (14.II.1763 - 2.IX.1813) - франц. воен. деятель, генерал. Сын адвоката. В 1789 вступил в Нац. гвардию. Выдвинулся во время революц. войн 1792-94, в 1793 произведен в бригадные, в 1794 - в дивизионные генералы
  • ОМАН, персоналия

    Oman), Чарлз Уильям Чедуик (12.I.1860 - 23.VI.1946) - англ. историк. Окончил Оксфордский ун-т (1883). С 1905 - проф. новой истории Оксфордского ун-та. В 1919-35 - чл. палаты общин от Консервативной партии. Во время 1-й мировой
  • САКАИ, персоналия

    Тосихико (лит. псевд. - Карэгава) (25.II.1870 - 23.I.1933) - япон. обществ. деятель и публицист. В 90-х гг. 19 в. начал знакомиться с идеями науч. социализма. Перед рус.-япон. войной 1904-05 вместе с Котоку и др. издавал га
  • САСАКИ, персоналия

    Кодзо (р. 25.V.1900) - деятель с.-д. движения Японии. В 30-е гг. участвовал в крест. и проф. движении в префектуре Мияги. После создания Социалистической партии Японии (СПЯ) (нояб. 1945) занимал различные посты в
  • ШЕРИФ, персоналия

    Азиз (р. 1904) - обществ. и политич. деятель Ирака. По образованию и профессии - юрист. В 1946 основал прогрессивную политич. орг-цию "Партия народа" ("Хизб аш-шааб"), ставившую целью достижение нац. независи