Персы, Персия

Найдено 1 определение
Персы, Персия
Персы жили сначала в земле Персис или Парас (Иез. 27:10; 38:5, где они упоминаются среди войск Тира и Гога), вероятно, теперешней провинции Фарсистан — на северо-восточном берегу Персидского залива; в 559 г. до Р.Хр. они, под водительством могучего Кира свергли власть мидян, расширили свои границы и образовали великую персидскую державу, которая простиралась от Средиземного моря до Индии (Дан. 2:38). В этом значении упоминается Персия во 2 Пар. 36:20 и дал.; Езд. 4:5 и дал.; Ефес. 1:3; 1:18; 10:2. Собственно Персия, или Фарсистан, представляет жаркую, нездоровую приморскую страну; внутри она гориста и неплодородна; но в ней встречаются и плодоносные хорошо орошаемые равнины и долины. Здесь находятся развалины старинного царского города Персеполя.
Персидская монархия, которая просуществовала с 559 до 330 гг. до Р. Хр., в дни своего расцвета охватывала двадцать провинций, разделенных на 127 областей. Царские дворцы в Екбатане, Сузах и в Вавилоне отличались роскошью постройки и обстановки. В книге Есфирь описываются нравы и обычаи того времени. К царскому столу ежедневно приглашалось до 15.000 человек. Одни только украшения, носимые Ксерксом, оценивались греками в 12.000 талантов (См. «Деньги»). Наиболее выдающимися из персидских царей и имевшими особенное значение в истории израильтян, были следующие: Кир, который в 538 году взял Вавилон и сделался освободителем израильтян; 559-529 до Р.Хр. (Езд. 1:1 и дал.). Камбиз завоевал Египет (529-522 гг.). Дарий Гистасп (521-486 гг.) покровительствовал евреям и позволил им строить храм (Езд. 4:24; 6:12 и дал.). Ксеркс, великий персидский царь, который наказал море ударами бичей, хотел покорить Грецию, но со стыдом должен был вернуться обратно (485-465). Он и есть тот Артаксеркс, который описан в книге Есфирь. Артаксеркс Лонгиман покровительствовал Неемии (465-424 гг.). Дарий Нотх (423-404) воевал с египтянами и арабами. Артаксеркс Мнемон (404-364 гг.) послал персидские войска к южным границам Палестины, чтобы смирить Египет, причем евреи много потерпели от его военачальника Багоза. После него царствовали слабые правители Артаксеркс Ох (364-338 гг.), Арзес (338-335 гг.) и Дарий Кодоман (335-330 гг.). В сражении при Арбеле (330 г. до Р.Хр.) Александр Великий окончательно разбил персов и овладел их страной. Впоследствии Персия восстановилась сперва как часть Парфянского царства (256 г. до Р.Хр.— 226 по Р.Хр.), а потом под властью династии Сассанидов, вышедшей из среды персидского народа (226-651 гг. по Р.Хр.). Во время нашествия магометан Персия подпала под их власть, но потом персидская держава снова была восстановлена, и с 1499 г. Персия представляет самостоятельное царство, управляемое своими шахами (царями). Религия древних персов была та же, что и мидян. Главным богом был Агурамазда, или Ормузд («премудрый Господь» или «жизнь дающий»), престол которого окружают 7 добрых духов, — Амшаспанд (бессмертные духи) и тысячи Изед (достопочтенные). Они составляют царство света, против которого постоянно враждует царство тьмы со своими злыми духами, во главе которых стоит Ариман (Анра — Майнии, т. е. злой дух). Жизненная задача человека состоит в том, чтобы добрыми словами и делами содействовать победе добра над злом. Земледелие, культура, медицина и т.д. все имеет религиозное значение. В этих и других чертах персидской религии, как, например, в отсутствии предметов для поклонения, и особенно в их представлении о Мессии «Сосиош» (приносящий пользу), который победит Аримана, находят удивительные точки соприкосновения с еврейством, и в этом ищут объяснения тому обстоятельству, что царь Кир и некоторые из его преемников оказывали покровительство еврейской религии.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
1,012.78 кб

Русь: путь из варяг в персы

Федченко Олег Дмитриевич
Статья посвящена изучению поселений и гидронимов, упомянутых в трактате неизвестного персидского автора «Худуд ал-‘Алам мин ал-Машрик ила-л-Магриб» и других письменных источниках арабских географов.
Читать PDF
1.38 мб

Персы и эллины в «Анабасисе» Ксенофонта

Спивак И.А.
Читать PDF
88.35 кб

Персы в «Мученичестве Евстати Мцхетели»

Башелеишвили Лиана Отаровна
Статья посвящена описанию содержательной стороны одного из самых ранних памятников грузинской агиографической литературы «Мученичества Евстати Мцхетели». На примере жизненного пути св.
Читать PDF
253.79 кб

Персы в Афинах: поиски политического убежища

Рунг Эдуард Валерьевич
Статья посвящена пребыванию персидских эмигрантов в Греции, в частности в Афинах.
Читать PDF
968.70 кб

«Великие персы» и их поэтическая миссия в зеркале переводов Ф. Рюккерта

Санюк Елена Евгеньевна
Статья дает представление об отношении великих персидских поэтов 12-15 вв. к своему творчеству и к своей поэтической миссии в том виде, в каком их поэзия известна в переводах немецкого романтического поэта Ф.Рюккерта.
Читать PDF
481.25 кб

«Персы получают их из Индии», или почему парфяне не использовали боевых слонов?

Дмитриев Владимир Алексеевич
Одним из наиболее заметных различий между парфянами и персами сасанидской эпохи в области военного дела являлось использование персами боевых слонов, в то время как парфяне не использовали этих животных в военных целях.