первородный мужского пола (и из людей, и из скота), который по закону должен быть посвящен Господу (Исх 13.2,12). Первенец в семье имел преимущество, являясь начатком силы отца (Быт 49.3; Вт 33.17; Пс 104.36), и получал двойную долю в наследстве по сравнению с остальными (Вт 21.17), а сын царя-трон (2Пар 21.3). Первенец смерти в Иов 18.13 поэтому фигурально означает какую-то наиболее лютую ее причину: болезнь, несчастный случай (см. начаток). Первенцем иногда почитался и не перворожденный по плоти (см. Рувим, Фарес, ср. Исав и Иаков, а также Евр 12.23; От 14.4).
В израильском народе, вышедшем из Египта, было насчитано 22273 первенцев мужского пола (Чис 3.43). Отсюда можно сделать интересный вывод. Если допустить (что вполне естественно), что первородных девочек было примерно столько же, то всего в народе было около 50 тысяч семей. В то же время в народе было насчитано 603550 мужчин старше 20 лет (Чис 1.3,46). Очевидно, что всего мужчин в народе было не менее 1 миллиона, а всех вышедших из Египта в таком случае - более 2,5 миллионов. Деля все количество народа на число семей (2,5 млн./50 тыс.) получаем, что в каждой семье было в среднем 50 человек (в основном детей)! Примерно то же мы получаем и из другого расчета. Если (примерно) половина всех мужчин родилась в семьях с первенцем-мальчиком, то на каждого первенца-мальчика приходится не менее 20 мужчин не первенцев (0,5 млн./22273). Женщина может иметь только одного первенца, значит у каждой женщины в среднем должно было быть более 20 детей!
Первенец
первенец
Первенец
евр. бен бхор. Первенец. За перворожденным младенцем мужского пола признавалось преимущественное право, потому что он — «начаток силы (Быт. 49:3). По-этому он должен был: 1) быть посвящен Господу (Исх. 22:29 и дал.). Одна из главных причин такого преимущества была та, что Господь пощадил израильских первенцев в Египте (Исх. 13:1 и дал.). Впоследствии было избрано колено Левиино, чтобы заменять первенцев (Чис. 3:12), но так как число первенцев по первому исчислению израильтян превышало число левитов на 273 человека (Чис. 3:39,43), то этих 273 первенцев должно было выкупить, считая по 5 сиклей с человека; это же применялось и для последующих первенцев превышающих число левитов (Чис. 3:44 и дал.). Выкуп предназначался для скинии (Чис. 8:11 и дал.; Срав. Лук. 2:22). Так же и из скота все первородное мужского пола, если оно было из чистых животных, должно было жертвоваться Господу; за нечистых же животных вносили выкуп в размере 5 сиклей (Чис. 2) должен был иметь высший авторитет в семействе (Срав. Быт. 49:3), и права первородства, которые заключаются а) в наследовании двойной части по сравнению с другими; если у кого были 2 жены, из которых одну он любил, а другую не любил, и если нелюбимая родила первенца, то отец не мог, при разделе своим сыновьям имения, дать преимущество сыну любимой пред первородным сыном нелюбимой жены (Втор. 21:15 и дал.), б) в большем почтении и власти в роде, отчего он и становился преемником своего отца, например, в управлении царством (2 Пар. 21:3). Иногда говорится о израильских начальниках, как главах семейств; вероятно, они пользовались правом первородства (Чис. 7:2; 25:14). Это право могло быть утрачено (1 Пар. 5:1). Продажа его была для Исава вечным стыдом (Быт. 25:34; Евр. 12:16). Таким образом, название «первородный» со временем стало обозначать достоинство и преимущество. Поэтому и произошли некоторые символические выражения: 1) Израиль называется «сын Мой, первенец Мой» (т.е. Божий) в смысле первого избранного Богом народа, взятого в удел (Исх. 4:22; Срав. Рим. 3:1 и дал.). 2) Христос называется «Первородным между многими братьями» (Рим. 8:29), «рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1:15), Первенцем из мертвых» (Кол. 1:1; Отк. 1:5), потому что Он первый во всем: в священстве, в жертве, в царстве (Срав. Мат. 28:18; Пс. 8:7; Евр. 1:2). Уже в пророческом псалме сказано: «И Я сделаю Его Первенцем, превыше царей земли» (Пс. 88:28). 3) «Церковь первенцев написанных на небесах» (Евр. 12:23), по мнению одних, обозначает первых учеников Христа, которые как первенцы, пошли домой первые из среды верующих; по мнению других, тут подразумевается вообще Церковь Христова, члены которой суть «первенцы», «первенцы от стада» (Иак. 1:18; Отк. 14:4), и хотя они находятся здесь, но имена их написаны на небесах (Лук 10:20). 4) «Первенец смерти» (Иов. 18:13), обозначает, вероятно, какую-нибудь опустошительную заразную болезнь.