ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО
Первобытное человеческое стадо
условное название первоначального человеческого коллектива, непосредственно сменившего зоологические объединения ближайших животных предков человека. Первобытное человеческое стадо, как предполагают большинство ученых, - это время становления человека современного вида, борьбы возникающих социальных установлений с зоологическими инстинктами, унаследованными от животных предковэ Археологическая эпоха первобытного человеческого стада охватывает нижний и отчасти средний палеолит. Антропологически – это период существования формирующихся людей: архантропов и палеоантропов (См. Архантропы, Палеоантропы). Их хозяйство было основано на сочетании охоты и собирательства. Характерными орудиями труда были ручные рубила, грубые рубящие орудия (чопперы), отщепы, остроконечники и др. Брачные отношения, возможно были беспорядочными (См. Промискуитет). Постепенно половые связи между членами одного стада перестали практиковаться и были запрещены (См. Экзогамия). С переходом к брачным связям исключительно с членами других стад складывается род. См. Палеолит, Первобытнообщинный строй.
"ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО"
первоначальный человеческий коллектив, непосредственно сменивший зоологич. объединения ближайших животных предков человека. "П. ч. с.", как предполагает большинство ученых, - это время становления человека совр. биологич. вида, время борьбы зоологич. инстинктов, унаследованных от животных предков, с возникающими социальными установлениями и потребностями, т.е. эпоха "П. ч. с." совпадает с эпохой формирования человеч. общества и равнозначна ей. Археологически эпоха "П. ч. с." охватывает нижний и средний палеолит. Антропологически эта эпоха представляет собой время существования формирующихся людей: питекантропов, синантропов и неандертальцев. Х-во людей "П. ч. с." было основано на сочетании охоты и собирательства. Характерными орудиями труда были: ручное рубило, остроконечник, скребло и нек-рые др. Именно в "П. ч. с." формируются навыки коллективного труда и коллективного потребления добычи. Отдельные группы жили, по-видимому, изолированно, связи между ними были случайными. Брачные отношения в стаде первоначально были беспорядочными (см. Промискуитет). Постепенно половые отношения в стаде все более ограничивались, устанавливались определенные запреты брачных связей, диктовавшиеся развитием экономич. жизни. Завязывались половые отношения между членами разных коллективов. Стадо превращалось в род. По др. гипотезе, родовая организация возникает не в процессе установления связей между двумя стадами, а путем расщепления (в результате запретов) одного стада на две половины. Переходом от стада к роду завершается сложение человеч. общества и становление совр. человека как биологич. вида. Лит.: Энгельс Ф., Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20; его же. Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Косвен М. С., Очерки истории первобытной культуры, 2 изд., М., 1957; Ефименко П. П., Первобытное общество, 3 изд., К., 1953; Борисковский П. И., Древнейшее прошлое человечества, М.-Л., 1957; Семенов Ю. И., Возникновение человеческого общества, Красноярск, 1962; Золотарев А. М., Родовой строй и первобытная мифология, М., 1964. Л. А. Фейнберг. Москва.