ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО
искусство эпохи первобытного общества, существовавшее по III тыс. до н э. Возникло около 33 тыс. до н.э., отражая условия жизни и воззрения первобытных охотников. Прошло исторические периоды развития: палеолит, мезолит, неолит, энеолит. Первобытное искусство от-ражало главные жизненные интересы, характеризуется художественно-мировоззренческим синкретизмом и ритуально-магическим отношением к природе. В нем воплотились доисторические представления людей о жизни, смерти, мире.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО
искусство эпохи первобытнообщинного строя, в котором выделяют несколько этапов: поздний палеолит (30–11-е тыс. до н. э.); мезолит (10–7-е тыс. до н. э.); неолит (7–4-е тыс. до н. э.).
Древнейшие наскальные изображения (30–21-е тыс. до н. э.) представляли собой обведенные по контуру кисти рук или их отпечатки. В пещерной живописи параллельно с реалистическими изображениями существовали абстрактные. Наскальные изображения животных (бизонов, мамонтов, оленей и т. п.) поражают выразительностью метко схваченного облика и точно переданными повадками (пещера Ласко, Франция). В палеолитической живописи каждая фигура значима сама по себе, вне зависимости с другими; древним художникам было неведомо понятие композиции. Возможно, изображаемые звери представляли собой тотемы – священных животных, согласно древним верованиям, родоначальников рода и объект почитания племени. Вероятно также, что наскальные рисунки изображали животных, на которых охотились первобытные люди; в этом случае живопись выполняла роль магического обряда, при помощи которого охотник надеялся убить реального зверя, «поражая» его нарисованного двойника (на многих рисунках обнаружены следы от ударов копья). Видимо, поэтому наскальные росписи размещались специально в глубине пещеры, как бы в особом святилище.
В эпоху Мадлен (15–10-е тыс. до н. э.), последний этап развития палеолитического искусства, оно переживает яркий расцвет. Наибольшее число находок сделано на юго-западе Франции, северо-западе Испании и в некоторых районах Пиренеев (знаменитые росписи пещеры Альтамира). В этот период распространяется традиция украшения предметов повседневного обихода, сделанных из кости или бивня (ножей, резцов, скребков, гарпунов и игл).
В мезолите в связи с переменой климата исчезли многие виды животных, изменился характер деятельности людей, а в связи с этим – их обычаи и восприятие мира. Изменения завершились в эпоху неолита, когда переход от охоты и собирательства к скотоводчеству и земледелию усложнил характер отношения человека к миру природы. Произошли определенные сдвиги в осмыслении магического назначения изображений. Теперь их размещают вблизи от входов в скальные укрытия или даже снаружи пещер – на склонах оврагов, на обрывах. В эпоху палеолита изображения людей встречались редко, повествовательных сцен не было вовсе. Теперь человек является главным действующим лицом в изображаемом пространстве. Пейзаж обычно отсутствует, нет перспективы, но композиции очень динамичны, люди представлены в постоянном движении. Одомашнивание животных привело к тому, что они заняли более скромное место рядом с человеком. В охотничьих сценах звери теперь занимают подчиненное положение по отношению к людям (однако сохраняется контраст между реалистическим изображением животного и стилизованным – человека). Стала применяться другая техника – живопись по плоской тонированной поверхности. Зачастую фигуры изображались схематично, при помощи линий и треугольников. Изображения в основном одноцветны; использовались красная, оранжевая, черная, изредка белая минеральные краски. Помимо охот, появляются сцены ритуальных танцев, выпаса скота, сражений (росписи в Морелья ла Велья, Испания).
Первые образцы неолитической скульптуры связаны с погребальным культом (городища Иерихон, Палестина и Чатал-Хююк, Турция): это черепа людей и животных, украшенные инкрустациями перламутром и покрытые слоем глины и красной охрой. В связи с культом плодородия распространяются статуэтки обнаженных женщин (видимо, изображение Богини-Матери) с преувеличенно большими бедрами и грудью, иногда беременных, иногда с младенцами на руках. Лица почти не проработаны. Наиболее знамениты т. н. «Венера Виллендорфская» (Германия) и «Венера Лоссельская» (Франция). Встречаются также изображения рожающих женщин, сидящих на корточках и подпирающих руками голову. На юге Европы возникает тип монументальной скульптуры, тесно связанной с мегалитами, – каменные статуи-менгиры, представляющие женщин, реже мужчин или божества без признаков пола. Появилась керамика (изделия из глины), изготовлявшиеся еще без гончарного круга. Первые глиняные сосуды имитировали формы кожаных мехов, плетеных бутылей и корзин. На них наносили геометрический орнамент с символическими изображениями.
В осмыслении первобытного искусства остается много неразрешенных проблем и спорных вопросов. Однако нет сомнения в том, что древний человек совершил ряд открытий в технической и художественной областях, что произведения древнего искусства отражают сложную духовную жизнь наших далеких предков, свидетельствуют о наличии у них высокоразвитого эстетического чувства. В искусстве 20–21 вв. оказались вновь актуальными лаконичные и выразительные формы первобытного искусства.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Первобытное искусство
искусство эпохи первобытнообщинного строя (См. Первобытнообщинный строй). Первобытное искусство возникло около 30-го тыс. до н.э. в позднем палеолите, когда появляется человек современного типа. Возникновение искусства означало огромный шаг вперед в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Так, например, искусство танца выросло их охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передающих трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов, что помогало организации коллективного труда. Произведения изобразительного искусства появились уже в ориньякское время (См. Ориньякская культура), т.е. в самом начале позднего палеолита. Важнейшие памятникиискусства палеолита - пещеоные изображения – пещеры в Испании (См. Альтамира), на юге Франции (См. Ласко, Монтеспан), в России (См. Капова пещера), где преобладают полные жизни и движения фигуры крупных животных, являющихся основными объектами охоты (зубров, лошадей, мамонтов, хищных зверей и др.). Реже встречаются изображения людей и существ, совмещающих признаки человека и животного, отпечатки рук, схематические знаки, частично рас шифровываемые как воспроизведения жилищ и охотничьих ловушек. Пещерные изображения исполнялись черной, красной, коричневой и желтой минеральными красками, реже – в виде барельефов, часто основанных на сходстве естественных выпуклостей камня с фигурой животного. Кроме того, в позднем палеолите появляются произведения круглой скульптуры, изображающие людей и животных (в том числе глиняные статуэтки женщин – так называемые ориньякско-солютрейские «Венеры», связанные с культом прародительниц), а также первые образцы художественной резьбы (гравировка на кости и камне). Характерная черта палеолитического искусства – его наивный реализм. Поразительная жизненность многих палеолитических изображений зверей обусловлена особенностями трудовой практики и мировосприятия палеолитического человека. Меткость и острота его наблюдений определялись повседневным опытом охотников, вся жизнь и благосостояние которых зависели от знания животных, от умения их выследить. При всей своей жизненной выразительности искусство палеолита являлось в полной мере первобытным, младенческим. Оно не знало обобщения, передачи пространства, композиции в нашем понимании этого слова. В значительной мере основой палеолитического искусства было отображение природы в живых персонифицированных образах первобытной мифологии, одухотворение природных явлений, наделение их человеческими качествами. Основная масса палеолитического искусства связана с первобытным культом плодородия и охотничьими обрядами. В позднем палеолите складываются и зачатки архитектуры. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углубленными примерно на треть в землю куполообразными постройками, иногда с длинными туннелеобразными входами. В качестве строительного материала употреблялись иногда кости крупных животных. Многочисленные образцы позднепалеолитического искусства обнаружены на Украине (См. Мезинская стоянка), в Белоруссии, на Дону (См. Костенковско-Боршевские стоянки), в Грузии, в Сибири (См. Буреть, Мальта). Переход от охоты к земледелию и скотоводству способствовал развитию новых тенденций в искусстве. Появились изображения, передающие более сложные и отвлеченные понятия; сильнее, чем прежде развилось декоративно-орнаментальное направление, сложившееся уже в палеолите (украшение бытовых предметов, жилища, одежды). В эпохи неолита и энеолита и отчасти в бронзовом веке у древних племен Египта, Индии, Передней, Малой и Средней Азии, Китая распространялось искусство, во многом связанное с земледельческой мифологией: крашеная керамика с орнаментами (в Дунайско-Днепропетровской области и Китае – сложные криволинейные, в основном спиральные; в Средней Азии, Иране, Индии, Месопотамии, Палестине и Египте – прямолинейногеометрические узоры, нередко в сочетании с изображениями животных и стилизованными человеческими фигурами). Наряду с декоративной орнаментикой у многих земледельческих племен существовала жизненно выразительная скульптура. Зодчество неолита и энеолита представлено архитектурой общинных поселений (многокомнатные сырцовые дома Средней Азии и Двуречья, жилища трипольской культуры с каркасной основой из прутьев и глинобитным полом и т.д.). В эпоху неолита появились также первые мегалиты и свайные постройки (См. Мегалиты, Свайные постройки). У племен, сохранивших рыболовно-охотничий уклад жизни (лесные охотники и рыболовы Северной Европы и Азии, от Норвегии и Карелии на западе до Колымы на востоке). Бытовали и древние мотивы, и реалистичные формы искусства, унаследованные от палеолита. Таковы наскальные изображения (См. Наскальные изображения), фигурки животных из глины, дерева и рога (См. Горбуновский торфяник, Оленеостровский могильник). Наскальные рисунки эпохи неолита и поздней бронзы создавались также в Средней Азии (См. Зараут-Сай), на Кавказе (См. Кобустан). В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового и начале железного века так называемый звериный стиль (См. Звериный стиль). Культурные связи с Древней Грецмей, странами Древнего Востока и Китаем способствовали появлению новых сюжетов, образов и изобразительных средств в культуре племен южной Европы. Позднейшие этапы первобытного искусства были связаны с ростом производительных сил, развитием разделения труда. Богатое и разнообразное искусство, органически связанное с формами первобытного искусства, продолжало существовать вплоть до 19 – 20 в.в. у народов, в значительной степени сохранивших первобытнообщинные отношения (аборигены Австралии, Океании, Южной Америки, Африки). См. Палеолит, Неолит, Энеолит, Бронзовый век, Звериный стиль, Музыка, Танец.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
984.43 кб

Совы в первобытном искусстве

Бродянский Давид Лазаревич
Изображения сов найдены в культурах неолита и бронзового века в Приморском крае, Сибири, Японии и Орегоне (США). Иногда птицы являются частью изображения совы-лося-женщины или совы-женщины.
Читать PDF
797.30 кб

Первобытное искусство Гималаев

Ханда Ом Чанд
Представлены два фрагмента монографии известного индийского ученого О.С. Ханды «Панорама Гималайского искусства», касающиеся первобытного искусства петроглифов.
Читать PDF
191.25 кб

Пейзаж: от первобытного искусства к XIX столетию

Шипельский Максим Игоревич
В статье проведен анализ развития жанра пейзажа от первых попыток его изображения в примитивном искусстве, до середины XIX столетия как переломного момента в общеевропейской арт-практике.
Читать PDF
108.58 кб

Представления первобытного человека в образах искусства

Османкина Галина Юрьевна
Изобразительная линия первобытного художника отображала и являлась ментальной формой сокровенного искусства первобытного мира. Эта форма выступала носителем присущего ей качества бытия.
Читать PDF
402.83 кб

Первобытный ритуал как «Суперэйдос» в саморазвитии Искусства

Балакина Елена Ивановна
В эпоху глобальной переходности в новом научном аспекте ставится вопрос: что есть Искусство?
Читать PDF
101.35 кб

Вопросы первобытного искусства Дагестана в трудах М. Г. Гаджиева

Маммаев Мисрихан Маммаевич
Читать PDF
188.86 кб

Первобытная абстракция и искусство пост эпохи две стороны культуры

Леванова Екатерина Федоровна
Данная статья представляет собой анализ двух художественных абстрактных традиций и посвящена исследованию художественных приемов абстрактного искусства.
Читать PDF
515.81 кб

Искусство, которого "нет" (пересечение первобытного и современного искусства)

Семенова Валентина Ивановна, Черниева Зинаида Леонидовна
Существование первобытного искусства как искусства не признается в силу незавершенности процесса его становления и заменяется термином «изобразительная деятельность».
Читать PDF
548.82 кб

К вопросу о деятельности Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства

Мальцев Роман Константинович
Статья посвящена анализу деятельности Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства, члена Международной Федерации организаций по наскальному искусству, участника в деле сохранения и популяризации уникального археолог
Читать PDF
287.55 кб

Тенденции развития орнамента и ритмы жизни (размышляя о первобытном искусстве. . . )

Бобров Владимир Васильевич
В статье дано краткое содержание тенденций развития декоративно-прикладного искусства от неолита до Средневековья на территории азиатской части России.
Читать PDF
928.54 кб

О первобытном искусстве и этических принципах научной дискуссии: диалог с оппонентом

Дикова Маргарита Александровна
The article of Lebedintsev, published in all respected magazine № 2, forced me to discuss this topic again.
Читать PDF
1.71 мб

Древние виды искусства в контексте воспроизведения первобытно-общественного сознания

Некрасов Руслан Валерьевич
Исследуются два комплекса археологических материалов: уральские писаницы и деревянная резная скульптура, свидетельствующие о несомненной, устойчивой промысловой направленности произведений древнего искусства.
Читать PDF
190.99 кб

Зооморфизм в первобытном и традиционном искусстве как отражение древнего мировоззрения

Семенова В. И.
К первобытному и традиционному искусству можно отнести предметы современного традиционного этни-ческого искусства, так как они сохраняют формы и смыслы, связанные с архаичной концепцией «смерти-жизни», и отражают древнее мировоззр
Читать PDF
370.38 кб

Первобытное искусство как визуальная семиотика в исследованиях социальных и культурных антропологов

Новик Юлия Олеговна
Abstract The article raises the problem of interdisciplinary semiotic-anthropological interrelations which is very important for the modern theory of the primitive art.
Читать PDF
1.48 мб

Первобытное общество в зеркале искусства: новый взгляд на интерпретацию антропоморфной пластики эпох

Палагута Илья Владимирович
Проблема интерпретации антропоморфных статуэток является наиболее актуальной в изучении искусства культур неолита и энеолита Европы (VII–III тыс. до н. э.).