преимущественное право первенца в семье, обеспеченное законом и благословением отца (в случаях Исава и Рувима оно отошло не к перворожденному). Но земное первородство ничего не значит в сравнении с небесным, о чем говорит ап. Павел верующим (Евр 12.16), ибо во Христе все верные Его-все первенцы (Евр 12.23), поскольку Сын Божий является первородным между многими братьями (Рим 8.29) и наследником всего (Евр 1.2). (См. первенец)
первородство
первородство
ПЕРВОРОДСТВО
Быт 25:31) — первородный сын между Евреями пользовался особенным правами и преимуществами пред своими братьями. “Ты крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества (Быт 49:3), говорил Иаков своему первородному сыну, Рувиму. Между этими преимуществами были следующие: посвящение Господу (Исх 22:29), особенное достоинство (Быт 49:3) двойная часть из имущества отца (Вт 21:17) и (в царском семействе) наследие престола по смерти отца (2Пар 21:3). Старший сын во время отсутствия отца считался в доме его представителем. Благословение отчее считалось в частном смысле также правом первородного, хотя право это и благословения оного могли быть перенесены на прочих братьев, как то видно из истории Исава и Иакова, Рувима и Иосифа. Исав сам отказался от первородства или продал его Иакову за хлеб и кушанье из чечевицы (Быт 25:33). An. Павел внушает верующим осторожность, чтобы кто не лишился благодати Божией, чтобы между верующими не было нечестивца, который бы как Исав за одну снедь отказался, от своего первородства (Евр 12:16). Первородство же Рувима перешло к Иосифу вследствие его гнусного преступления (1Пар 5:1). Впрочем подобное перенесение прав первородства на других было отменено законом Моисеевым. Всякое лицо, пользовавшееся правами первородства, считалось облеченным особенно великим достоинством и преимуществами, как сказано выше. Потому-то Сын Божий называется первородным между многими братьями (Рим 8:29) и наследником всего (Евр 1:2). Ему принадлежит всемирное владычество и Небесная церковь называется церковью первенцев (Евр 12:23). Посвящение Богу первенцев состояло в том, что первородного младенца мужеского пола приносили в храм и здесь приносилась очистительная жертва матери, младенец же был представляем пред Господа (Исх 13:2,15). По сему закону и Богомладенец Иисус был принесен в Иерусалим, “чтобы представить Его пред Господа и принести в жертву две горлицы или двух птенцов голубиных” (Лк 2:22-24).
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990