Вскоре после принятия Миланского эдикта (313), покончившего с государственными гонениями на Церковь, возникла одна из самых опаснейших ересей - лжеучение александрийского пресвитера Ария. Она касалась учения о Божестве Сына Божия - главного христианского догмата, на котором зиждется вся Вера и вся Церковь Христова. Арий отвергал Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, утверждая, что Христос есть творение Бога Отца и потому не единосущен Ему. Если бы арианство, увлекшее за собой множество пастырей и пасомых, одолело истинное учение Церкви и сделалось господствующим, то давно уже не существовало бы и само христианство, а весь мир погрузился в прежнюю тьму язычества и суеверий. Противоборствуя возникшей смуте, равноап. имп. Константин Великий созвал в 325 Первый Вселенский Собор (Никейский). В нем приняло участие 318 отцов: епископов, пресвитеров, диаконов и монахов - представителей всех Поместных Церквей. Два месяца и двенадцать дней собравшиеся участвовали в прениях, уточняли богословские формулировки, заслушали даже вольных философов, представивших Собору свои суждения. Наконец, были приняты и изданы решения, с тех пор обязательные для всего христианского мира. Собор сформулировал апостольское учение о Божественном достоинстве Второго Лица Пресвятой Троицы - Господа Иисуса Христа, осудил ересь Ария, утвердил первые семь членов Символа веры, определил единое для всех время празднования христианской Пасхи и принял двадцать правил о дисциплине и иерархии в Церкви.
Первый Вселенский Собор вспоминается Церковью 13/26 мая и 29 мая/11 июня.