ПЕСНОПЕНИЯ
ПЕСНОПЕНИЯ
мн – Произведения церковной музыкальной культуры. Известны со времен апостолов. Уже во времена византийской церкви песнопения называются антифонами, акафистами, икосами, ирмосами, прокимнами, стихирами, тропарями. Все песнопения собраны в богослужебных книгах в соответствии с правилами их богослужебного употребления.
Источник: Основы православной культуры. 2011
ПЕСНОПЕНИЯ
являлись главной частью всенощной службы. Их система – псалом, канон, тропарь, стихира, гимн – окончательно оформилась к XII – XIII вв. Псалом (греч. «пение с музыкой на струнном инструменте») принадлежит к числу древнейших жанров. 150 (151) псалмов, приписываемых царю Давиду (ок. 1004 – 965 до н.э.), были собраны в Псалтирь, окончательная редакция которой завершена в III в. до н.э. Канон – ряд песнопений, состоящих из ирмосов (греч. «связывать»; первый стих в каждом каноне, связывающий по количеству строк и строф следующие стихи) и тропарей. Каноны, которые могли быть прозаическими и стихотворными, подразделялись на полные (9 песен) и неполные (1, 2, 3, 4 песни). 2я песня, пронизанная чувством раскаяния, не исполнялась в праздничные дни. Тропарь (греч. «обращать») – песнопение в честь православного праздника или святого – следовал за ирмосом в каноне и подчинялся его ритму и тону. Тропари состоят из молитвенной песни, повествующей о сущности праздника, священного события и подвигов прославляемого святого. Стихира (греч. «многостишие») – песнопение, состоящее из многих стихов, источником которых является Священное Писание. Первым автором стихир был константинопольский патриарх Анатолий (V в.). Стихиры подразделяются на 3 вида: «на Господи воззвах» (после 140 псалма); на «стиховые», перед которыми есть стих из Писания; на «Хвалитех» перед псалмом. Гимн – праздничная песня, прославляющая или восхваляющая Бога, святого. Большая часть гимнов Ветхого завета содержится в Псалтири. К числу новозаветных гимнов относятся Величание Богородицы, «Благословен», «Ныне отпущаещи», «доксологии» – гимны, завершавшие утреню, и др. По начальным словам песнопения подразделялись на «славословные» («Слава Отцу, Сыну и Святому духу»), «многомилостивые», «величальные» («Величит душа моя Господа»), «блаженные» («Блаженны нищие духом»), «херувимские» («Иже херувимы») и др. В зависимости от времени исполнения различались «утренние» песнопения (11 евангельских стихир); «отпустительные» – тропари, завершавшие вечерню; «экзапостеларии», исполнявшиеся после канона; «светильные», в которых воспевался свет для сотворенного мира; «причастные», исполнявшиеся во время причастия. Основная тема определила деление песнопений на «троичные», в которых прославлялась троица; «богородичные», посвященные Марии Богоматери; «крестобогородичные», рассказывающие о страданиях Марии перед распятием Иисуса Христа; «мученичные», посвященные христианским мученикам; «доксологии» («великая доксология»), «крестовоскресные», повествующие о страданиях Иисуса на кресте и о его воскресении; «воскресные», воспевающие воскресение Христа; «догматики» – о вочеловечении Бога; «молебны» – просьбы о прощении верующих за грехи. В зависимости от способа исполнения песнопения подразделялись на «катавасии» (греч. «схожу, спускаюсь»), когда при исполнении канона вставали и оба полухория сходились на середине храма; «кафизмы» (греч. «усаживаюсь»), исполнявшиеся сидя; «неседальные» – не разрешалось сидеть. По темпу и характеру звучания различались трагические, величественные, повествовательные (речитативные, напевные и др.) песнопения.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012