ПЕСНОПЕНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПЕСНОПЕНИЯ
мн – Произведения церковной музыкальной культуры. Известны со времен апостолов. Уже во времена византийской церкви песнопения называются антифонами, акафистами, икосами, ирмосами, прокимнами, стихирами, тропарями. Все песнопения собраны в богослужебных книгах в соответствии с правилами их богослужебного употребления.

Источник: Основы православной культуры. 2011

ПЕСНОПЕНИЯ
являлись главной частью всенощной службы. Их система – псалом, канон, тропарь, стихира, гимн – окончательно оформилась к XII – XIII вв. Псалом (греч. «пение с музыкой на струнном инструменте») принадлежит к числу древнейших жанров. 150 (151) псалмов, приписываемых царю Давиду (ок. 1004 – 965 до н.э.), были собраны в Псалтирь, окончательная редакция которой завершена в III в. до н.э. Канон – ряд песнопений, состоящих из ирмосов (греч. «связывать»; первый стих в каждом каноне, связывающий по количеству строк и строф следующие стихи) и тропарей. Каноны, которые могли быть прозаическими и стихотворными, подразделялись на полные (9 песен) и неполные (1, 2, 3, 4 песни). 2я песня, пронизанная чувством раскаяния, не исполнялась в праздничные дни. Тропарь (греч. «обращать») – песнопение в честь православного праздника или святого – следовал за ирмосом в каноне и подчинялся его ритму и тону. Тропари состоят из молитвенной песни, повествующей о сущности праздника, священного события и подвигов прославляемого святого. Стихира (греч. «многостишие») – песнопение, состоящее из многих стихов, источником которых является Священное Писание. Первым автором стихир был константинопольский патриарх Анатолий (V в.). Стихиры подразделяются на 3 вида: «на Господи воззвах» (после 140 псалма); на «стиховые», перед которыми есть стих из Писания; на «Хвалитех» перед псалмом. Гимн – праздничная песня, прославляющая или восхваляющая Бога, святого. Большая часть гимнов Ветхого завета содержится в Псалтири. К числу новозаветных гимнов относятся Величание Богородицы, «Благословен», «Ныне отпущаещи», «доксологии» – гимны, завершавшие утреню, и др. По начальным словам песнопения подразделялись на «славословные» («Слава Отцу, Сыну и Святому духу»), «многомилостивые», «величальные» («Величит душа моя Господа»), «блаженные» («Блаженны нищие духом»), «херувимские» («Иже херувимы») и др. В зависимости от времени исполнения различались «утренние» песнопения (11 евангельских стихир); «отпустительные» – тропари, завершавшие вечерню; «экзапостеларии», исполнявшиеся после канона; «светильные», в которых воспевался свет для сотворенного мира; «причастные», исполнявшиеся во время причастия. Основная тема определила деление песнопений на «троичные», в которых прославлялась троица; «богородичные», посвященные Марии Богоматери; «крестобогородичные», рассказывающие о страданиях Марии перед распятием Иисуса Христа; «мученичные», посвященные христианским мученикам; «доксологии» («великая доксология»), «крестовоскресные», повествующие о страданиях Иисуса на кресте и о его воскресении; «воскресные», воспевающие воскресение Христа; «догматики» – о вочеловечении Бога; «молебны» – просьбы о прощении верующих за грехи. В зависимости от способа исполнения песнопения подразделялись на «катавасии» (греч. «схожу, спускаюсь»), когда при исполнении канона вставали и оба полухория сходились на середине храма; «кафизмы» (греч. «усаживаюсь»), исполнявшиеся сидя; «неседальные» – не разрешалось сидеть. По темпу и характеру звучания различались трагические, величественные, повествовательные (речитативные, напевные и др.) песнопения.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Исчезновение традиционного многоголосного песнопения как проблема культурной антропологии

Соколова Алла Николаевна, Жордания И.
В статье исследуются причины исчезновения традиционного хорового пения в различных культурах и его частичного «островного» или «очагового» сохранения. Главной причиной автор считает появление и развитие членораздельной речи
Читать PDF
0.00 байт

«Песнопения и молитвы» Г. В. Свиридова в контексте древнерусской и современной культуры

Бровина И. В.
The subject of this research is Sviridov's "Chants and Prayers".
Читать PDF
0.00 байт

Загадки духовного творчества Мусоргского (об авторстве песнопения «Ангел вопияше»)

Лебедева-емелина Антонина Викторовна, Наумов Алексей Александрович, Виноградова Анна Сергеевна
В наследии великого классика Модеста Петровича Мусоргского долгое время находилось песнопение «Ангел вопияше» для смешанного хора. Атрибуция сочинения возникла в регентской среде, в научный обиход его ввел Е. М. Левашев.
Читать PDF
0.00 байт

Пасхальные песнопения в древнейших Триодях

Тутолмина С. Н.
Настоящая статья посвящена пасхальным песнопениям древнейшей традиции. В центре внимания репертуар пасхальных стихир в Триодях и Стихирарях XII-XIII веков.
Читать PDF
0.00 байт

Европейские культурные традиции в кантате «Ледяные песнопения» Екатерины Олёрской

Рябчикова Л.
Статья посвящена синтезирующим процессам в творчестве современного российского композитора Е. Олёрской. Автором кратко характеризуется творческий облик композитора, излагается соответствующая биографическая информация.
Читать PDF
0.00 байт

Песнопения в религиозных ритуалах духоборов и молокан Ростовской области: современное состояние

Рудиченко Татьяна Семёновна
Рассматривается историческая динамика духовных песнопений духоборов и молокан на примере одного из территориальных вариантов конфессиональных культур.
Читать PDF
0.00 байт

Эпические песнопения в исполнении У. Г. Нохсорова

Григорьева Виктория Георгиевна
Актуальность исследования состоит во введении в научный оборот новых нотационных материалов эпических песнопений олонхо в исполнении известного олонхосута У. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Духоборские культовые песнопения "псалмы": вопросы происхождения

Рудиченко Татьяна Семёновна
Статья посвящена одной из нерешённых проблем в изучении музыкальной культуры духоборов: генезису культовых песнопений «псалмов».
Читать PDF
0.00 байт

«Песнопения Божественной Литургии» Порфирия Демуцкого для смешанного хора: жанровые и стилистические

Marichka Marushchak
В статье исследованы жанрово-стилевые особенности произведения «Песнопения Божественной Литургии, приспособленные для сельских хоров П.
Читать PDF
0.00 байт

Духовные стихи и песнопения алтайских старообрядцев (по материалам диалектологических экспедиций (19

Маерова К. В.
В статье приводится анализ духовных стихов старожильского русского населения (алтайских старообрядцев), записанных автором во время многолетних диалектологических экспедиций в Восточно-Казахстанскую область и в Республику Алтай, к
Читать PDF
0.00 байт

Шаманские легенды и песнопения западных бурят: к вопросу типологии

Дашиева Лидия Данииловна
Рассматриваются семантика и типология шаманских легенд и песнопений в фольклоре западных бурят. В исследовании шаманского культа уточняется жанровая природа шаманских песнопений западных бурят.
Читать PDF
0.00 байт

Поддельный жемчуг: песнопения Пауля Герхардта в русских переводах

Тихомиров Антон Владимирович
Статья представляет собой сокращенный русский перевод доклада, прочитанного 27. 05. 2016 г. в Любеке на конференции «Пауль Герхард в Балтийском пространстве».
Читать PDF
0.00 байт

Рождественский рассказ Н. С. Лескова «Запечатленныи ангел» и христианские песнопения

Шкапа Е.С.
В работе рассматривается вопрос интертекстуальных связей рождественского рассказа Н. С. Лескова «Запечатленный ангел» с христианскими песнопениями, раскрывается содержательная функция христианских песнопений.
Читать PDF
0.00 байт

Песнопения Григория Чинкова - основоположника эвенкийской литературы

Иванова Эльвира Васильевна
В статье рассматриваются произведения первого эвенкийского поэта, одного из основоположников младописьменной эвенкийской литературы Григория Чинкова, чье творчество вплоть до настоящего времени остается малоисследованным.
Читать PDF
0.00 байт

Монгольский перевод сборника «Сто тысяч песнопений» Миларэпы

Туранская Анна Александровна
«Стандартная» версия биографии тибетского йогина, поэта и наиболее почитаемого святого в Тибете и Монголии Миларэпы (1040–1123) была составлена известным тибетским ученым Цаннён Херукой (1452–1507).