Пустынник
(ок. 1050—1115) — фр. монах, «народный проповедник», прозванный Пустынником. По-видимому, происходил из рыцарской среды, родился в Амьене, имел богослов, образование; известен как великолепный оратор, отличался фанатизмом. Его яркие проповеди производили неотразимое впечатление на слушателей. В 1096 г. Петр возглавил самый большой из отрядов бедноты, отправившихся на Восток; выступление этого отряда послужило началом крестовых походов. После разгрома первых толп крестоносцев сельджуками (в Малой Азии) П.А. бежал в Константинополь, затем присоединился к ополчению рыцарей и участвовал в основных событиях 1-го крестового похода. После взятия Иерусалима (1099) вернулся во Францию. Незадолго до смерти П.А. основал монастырь в Нефмустье (1115), где и умер.
Петр Амьенский
Петр Амьенский
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
ПЕТР АМЬЕНСКИЙ
Пустынник (Pierre l´Ermite; в лат. источн. Petrus Heremita) (ок. 1050-1115), - франц. монах, предводитель наиболее крупного сев.-франц. отряда крестоносной бедноты, выступление к-рой в марте 1096 послужило началом крестовых походов. Родом из Амьена. Происходил, по-видимому, из рыцарства. Был богословски образован, отличался выдающимся ораторским талантом и фанатизмом. Пылкие проповеди связанного с папством П. А. в сер. 90-х гг. 11 в. в Сев. и Средней Франции во многом способствовали притоку бедняков в ряды крестоносцев. Бежал в Константинополь после разгрома первых толп крестоносцев сельджуками в М. Азии, затем присоединился к рыцарским ополчениям первого крестового похода и участвовал в его главнейших событиях. По взятии Иерусалима в 1099 возвратился во Францию, в 1115 основал монастырь Нефмустье, где и умер. Согласно сложившейся к нач. 12 в. легенде, П. А. приписывалась осн. инициатива первого крестового похода. Несостоятельность этой легенды была доказана Г. Зибелем. Лит.: Hagenmeyer H., Peter der Eremite, Lpz., 1879; Le Febvre Y., Pierre l´Ermite et la croisade, Amiens, 1946; Dereine Ch., Pierre l´Ermite..., "La Nouvelle Clio", 1953, t. 5, No 7-10. M. A. Заборов. Москва.
Петр Амьенский
Ambianensis), он же Петр Пустынник (Heremita), — аскет, которому приписывалась организация первого крестового похода. Петр родился около 1050 года в Амьене, был военным, потом удалился от света и стал монахом, пустынником. В то время католический мир был одержим идеей крестовых походов.
Папа был главным двигателем этого движения, в котором ярко отразилось аскетическое настроение целой эпохи; но по преданиям, записанным у Альберта Ахенского и Вильгельма Тирского, во главе крестового похода стоял не папа, а Петр, своим воодушевлением увлекший даже папу. Небольшого роста, имея жалкую наружность, он таил в себе великую доблесть.
Он был ума «быстрого и проницательного, говорил приятно и свободно». Прибыв в Палестину, Петр был глубоко опечален, познакомившись с бедственным положением христиан. Во время беседы с иерусалимским патриархом Симоном Петр посоветовал ему обратиться за помощью «к владыке-папе и римской церкви, королям и князьям Запада», а сам выразил готовность идти к ним, умолять их о помощи. Уверенность в успехе возникла у «жалкого, бедного и лишенного всяких средств пилигрима» вследствие помощи самого Христа Спасителя. Он явился Петру во сне, ободрил его и предписал крестовый поход. В Риме Петр обратился с призывом к папе Урбану II.
Тот смиренно и радостно выслушал воззвание, благословил Петра на проповедь и обещал свое ревностное содействие. Петр направился в Верчелли, оттуда в Клермон, прошел все страны, призывая их к борьбе за Спасителя. Народ окружал его толпами, приносил ему дары и прославлял его святость. «Все, что он ни говорил, ни делал — обнаруживало в нем божественную благодать». Все признавали его власть. Никто лучше его не умел улаживать несогласия и мирить самых жестоких врагов. Многие выдергивали, как святыню, шерсть из его мула. Хлеба Петр не ел, питаясь вином и рыбой. Собрав многочисленную армию, Петр решился направить свой путь через землю венгров. Тогда поднялись все земли и все князья и рыцари во всей Франции на освобождение Гроба Господня. По этому преданию, Петр сделал уже половину дела, когда прибыл в Клермон папа Урбан с призывом к походу (в 1095 году).
Легенда в той версии, которую излагают Вильгельм Тирский, аббат Гвиберт Ножанский и Анна Комнина, отодвинула папу на второй план, выдвинув Петра. Меж тем современники не знают Петра, не приписывают ему почина крестовых походов, не говорят о нем, как о посланнике Божьем, взволновавшем Запад. На севере Франции Петр известен был лишь как один из многих народных проповедников; англичанам и итальянцам он совсем не был известен. Современникам он представлялся обыкновенным фанатиком-аскетом, собравшим ополчение из крестьян, нищих, крепостных, бродяг. Вождями этих полчищ были Петр и Готье Нищий. Плачевна была судьба первого ополчения.
Постоянные стычки, битвы в Венгрии и Болгарии, общая беспорядочность лишили вождей влияния на массы. Венгры и болгары уничтожали крестоносцев. После переправы в Азию Петр покинул ополчение, которое вскоре было истреблено турками, и присоединился к армии Готфрида Бульонского. Когда крестоносцы в 1098 году) были осаждены в Антиохии эмиром Кербогой, настал такой голод, что многие бежали толпами, другие спускались на веревках со стен и уходили в леса.
В числе «веревочных беглецов» был и Петр, но ему не удалось бежать, так как его поймал Танкред Тарентский и заставил присягнуть, что Петр не убежит. Имя Петра упоминается во время переговоров с Кербогой под Антиохией. После взятия Иерусалима Петр вернулся на родину, прибыл в Пикардию и основал в Юи в 1099 году августинский монастырь, настоятелем которого он и умер в 1115 году.
Папа был главным двигателем этого движения, в котором ярко отразилось аскетическое настроение целой эпохи; но по преданиям, записанным у Альберта Ахенского и Вильгельма Тирского, во главе крестового похода стоял не папа, а Петр, своим воодушевлением увлекший даже папу. Небольшого роста, имея жалкую наружность, он таил в себе великую доблесть.
Он был ума «быстрого и проницательного, говорил приятно и свободно». Прибыв в Палестину, Петр был глубоко опечален, познакомившись с бедственным положением христиан. Во время беседы с иерусалимским патриархом Симоном Петр посоветовал ему обратиться за помощью «к владыке-папе и римской церкви, королям и князьям Запада», а сам выразил готовность идти к ним, умолять их о помощи. Уверенность в успехе возникла у «жалкого, бедного и лишенного всяких средств пилигрима» вследствие помощи самого Христа Спасителя. Он явился Петру во сне, ободрил его и предписал крестовый поход. В Риме Петр обратился с призывом к папе Урбану II.
Тот смиренно и радостно выслушал воззвание, благословил Петра на проповедь и обещал свое ревностное содействие. Петр направился в Верчелли, оттуда в Клермон, прошел все страны, призывая их к борьбе за Спасителя. Народ окружал его толпами, приносил ему дары и прославлял его святость. «Все, что он ни говорил, ни делал — обнаруживало в нем божественную благодать». Все признавали его власть. Никто лучше его не умел улаживать несогласия и мирить самых жестоких врагов. Многие выдергивали, как святыню, шерсть из его мула. Хлеба Петр не ел, питаясь вином и рыбой. Собрав многочисленную армию, Петр решился направить свой путь через землю венгров. Тогда поднялись все земли и все князья и рыцари во всей Франции на освобождение Гроба Господня. По этому преданию, Петр сделал уже половину дела, когда прибыл в Клермон папа Урбан с призывом к походу (в 1095 году).
Легенда в той версии, которую излагают Вильгельм Тирский, аббат Гвиберт Ножанский и Анна Комнина, отодвинула папу на второй план, выдвинув Петра. Меж тем современники не знают Петра, не приписывают ему почина крестовых походов, не говорят о нем, как о посланнике Божьем, взволновавшем Запад. На севере Франции Петр известен был лишь как один из многих народных проповедников; англичанам и итальянцам он совсем не был известен. Современникам он представлялся обыкновенным фанатиком-аскетом, собравшим ополчение из крестьян, нищих, крепостных, бродяг. Вождями этих полчищ были Петр и Готье Нищий. Плачевна была судьба первого ополчения.
Постоянные стычки, битвы в Венгрии и Болгарии, общая беспорядочность лишили вождей влияния на массы. Венгры и болгары уничтожали крестоносцев. После переправы в Азию Петр покинул ополчение, которое вскоре было истреблено турками, и присоединился к армии Готфрида Бульонского. Когда крестоносцы в 1098 году) были осаждены в Антиохии эмиром Кербогой, настал такой голод, что многие бежали толпами, другие спускались на веревках со стен и уходили в леса.
В числе «веревочных беглецов» был и Петр, но ему не удалось бежать, так как его поймал Танкред Тарентский и заставил присягнуть, что Петр не убежит. Имя Петра упоминается во время переговоров с Кербогой под Антиохией. После взятия Иерусалима Петр вернулся на родину, прибыл в Пикардию и основал в Юи в 1099 году августинский монастырь, настоятелем которого он и умер в 1115 году.
Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002