Петр (ум. 1326 г.) – митрополит всея Руси, автор поучений. Известно, что П. был уроженцем Волыни, отца его звали Феодором, мать Марией, в 7 лет он был отдан учиться грамоте, в 12 лет постригся в монахи, служил, нося воду и дрова, в монастырской поварне, выучился по собственному желанию «иконному письмени и бысть иконник чюден», писал образы Христа, Богородицы, пророков, апостолов, мучеников, святых. На р. Рати на Волыни (между Львовой и Бельзом) основал собственный монастырь. Когда этот монастырь посетил – во время своего путешествия в Константинополь – митрополит Максим, П. подарил ему написанный им образ Богородицы. После смерти митрополита Максима, с 1299 г. проживавшего во Владимире, один из тамошних игуменов, Геронтий, по-видимому, по инициативе великого князя Михаила Ярославича Тверского, отправился, взяв эту икону, в Константинополь для поставления в митрополиты. Но прежде его туда прибыл П., посланный Галицким великим князем Юрием Львовичем, недовольным переносом места пребывания митрополита из Киева во Владимир и желавшим раздела русской митрополии. Патриарх Афанасий, за несколько лет до этого (в 1303 г.) давший Галиции отдельного митрополита, теперь (в мае – июне 1308 г.) рукоположил П. в митрополиты всея Руси, а привезенную Геронтием икону передал П. В 1309 г. П. прибыл во Владимир и, несмотря на то, что был встречен в северо-восточной Руси враждебно, «нача учити заблудшая крестьяны, ослабевшаа нужа ради поганых иноверец», обходя «Волынскую землю, Киевскую, и Суздальскую землю». 5 июня 1309 г. он рукоположил новгородского архиепископа Давида. В 1310 г. был в Брянске, убеждал там князя Святослава, изгнавшего оттуда своего племянника Василия, вернуть ему город или поделиться с ним княжением, но тщетно и пережил там, укрывшись в церкви, набег татаро-монголов, с помощью которых Василий вернул себе город и убил Святослава. В 1311 г. рукоположил ростовского епископа Прохора. В этом же году в Переяславле Залесском состоялся собор, явившийся результатом какой-то жалобы, поданной на П. тверским епископом Андреем, сыном литовского князя Герденя. На этом соборе в присутствии детей великого князя, Дмитрия и Александра Михайловичей Тверских, П. сумел доказать свою правоту, возможно, при поддержке московского и ростово-суздальских князей. Доносчика П. простил. Вскоре после Переяславского собора Дмитрий Михайлович Тверской пошел ратью на Юрия Даниловича Московского, в ответ на что П. прибег к отлучению его от церкви. Тверской же епископ Андрей послал в Константинополь к новому патриарху Нифонту монаха по имени Акиндин, а тот, вернувшись, написал великому князю Михаилу Ярославичу резкое по тону послание, в котором сообщил, что патриарший собор всякое взимание платы за поставление священников считает преступлением. Князь написал патриарху Нифонту, тот ответил, веля прислать П. для рассмотрения его дела в Константинополь (этот ответ сохранился). Но в 1315 г. Нифонт был низвергнут, и П. в Константинополь не ходил. В прении П. победил и проклял некоего «еретика» Сеита (судя по имени, бывшего у мусульман духовным лицом). В 1312 г. лишил сана саранского епископа Измаила. В следующем году с великим князем Михаилом Ярославичем ходил в Орду по случаю восшествия на престол хана Узбека. В 1315 г. получил от этого хана ярлык, написанный, как ясно из его содержания, по записке, составленной им в 1313 г. в Орде. Этим Ярлыком подвластные митрополиту лица освобождались от княжеского суда. При П., в 1316–1317 г. патриарх Иоанн Глика в правление императора Андроника II по просьбе литовского князя Гедимина разделил русскую митрополию, поставив для Литвы отдельного митрополита Феофила с кафедрой в Новогрудке (просуществовала эта митрополия недолго). По-видимому, враждебность Михаила Ярославича Тверского была причиной того, что П. нашел поддержку у его соперника в борьбе за великое княжение Владимирское, Юрия Даниловича Московского, и стал сначала останавливаться в его городе во время своих обходов Руси, а затем практически перенес туда из Владимира кафедру митрополитов всея Руси. Весной 1325 г. в Москве он рукоположил Моисея Новгородского архиепископа и похоронил убитого в Орде князя Юрия Даниловича. Его преемнику Ивану Даниловичу Калите он выразил пожелание, чтобы тот воздвиг в Москве храм в честь Успения Богородицы. Князь его заложил в августе 1326 г., а П. своими руками сделал в нем себе гроб. Из описанной в Житии митрополита Петра последней литургии П. ясно, что он прежде имени своего князя поминал в молитвах «благоверных царей», в каковых одни ученые видят золотоордынских ханов, другие – византийских императоров. Перед смертью П. выбрал некоего архимандрита Феодора как наследника своей кафедры (в Константинополе с этим выбором не посчитались). Умер П. с 20 на 21 декабря 1326 г. Канонизирован как святой сначала на Владимирском соборе 1327 г., где ростовский епископ Прохор прочел записанные по инициативе Ивана Даниловича Калиты посмертные чудеса П., затем в 1339 г. в Константинополе. Таким образом, П. стал первым московским епископом и первым московским святым. В конце XIV в., при митрополите Киприане (авторе второй редакции его жития), П. уже выступал как небесный покровитель города Москвы, в особенности как защитник от нападений «поганых».
Сохранилось шесть связанных с именем П. посланий. Одно из них представляет собой окружное послание по поводу наступления Великого поста, или «Поучение игуменом, попом и диаконом», в нем говорится о значении священного сана и налагаемых им обязанностях по отношению к себе и к другим. В этом оно схоже с «Поучением к попом», приписываемым Кириллу (ум. 1280 г.), митрополиту Киевскому, но короче того и более просто по стилю. Автор убеждает здесь духовных лиц быть кроткими и смиренными, удерживаться от непристойных дел, страстей, пьянства и смехотворства, регулярно читать подобающие книги, заботиться о духовной пастве, учить своих духовных детей избегать блуда, пьянства, занятий колдовством и ростовщичеством, крестить велит не обливанием, а троекратным погружением, строго запрещает поединки, победителей в которых приравнивает к душегубцам и т. д.
Второе поучение, «игуменом, и попом, и диаконом, и ко мнихом, и ко всем православным христианом», в единственном известном списке (ГИМ, Синод. собр., № 222, Кормчая, XVI в.) приписано митрополиту Киприану, но так как московский собор 1503 г., решавший вопрос о вдовых священниках, ссылался на это поучение как на принадлежащее митрополиту П., а, кроме того, определения Стоглавого собора содержат отрывок из этого поучения под заглавием «Поучение иже во святых отца нашего Петра митрополита всея Русии», больше оснований считать его принадлежащим именно П. Автор поучения напоминает: «многажды писах вам, к священником и мнихом, како пребывати», «писах многажды о сем к вам: аще у попа умрет жена, да идет в монастырь, имеет священство свое; аще имеет в слабости пребывати и любити мирскыи сласти, да не поет», т. е. должен оставить служение. Далее идут общие наставления о благочестии и милосердии.
Третье «Поучение Петра митрополита всея Руси» по обращению – «к епископом, и попом, и архимандритом, и игуменом, и дьяконом, и ко всем православным крестьяном» – схоже с первыми двумя и тоже посвящено тому, «како ходити по закону крестьянскому». Речь в нем идет о недопустимости пьянства, блуда, третьих браков, сквернословия, слушания «басней», ворожбы, поединков, о необходимости причащаться «с году на год», почитать родителей. Венчать он велит после обедни, причем девица должна быть не моложе 13 лет; крестить погружением, причем если ребенок мужского пола, подобает быть одному куму, если женского – одной куме. Попам запрещает торговать и давать серебро в рост; монахам – жить в одном монастыре с монахинями. Имея в виду, по-видимому, отношения церкви со светской властью, говорит, что «кто церковь божию или слугу церковного приобидить, а того бог приобидить. А который иерей святую литургию священствовал, тогда царя честней...». В рукописях встречаются и отрывки из этого поучения, также с именем П.
Четвертое «Поучение Петра митрополита» начинается с убеждения «отца вашего епискупа ли, священника слушати во всем», а затем после слов «Любимии, слушите» идет цитация-пересказ небольшого текста (нач.: «Аще в гресех состаревся, человек положит завет свой к богу, моляся...»), который встречается в рукописях и отдельно (см.: ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № XII, нач. XV в., л. 322 об.). Заканчивается это поучение рассуждением о евангельских словах Христа относительно блаженных.
Под названием «Поучение Петра митрополита, егда препре тферьскаго владыку Андрея во сборе», встречается текст, первая часть которого представляет собой действительно поучение (к ней, видимо, и относится название), а вторая – похвальное слово митрополиту П. В поучении говорится, что мы призваны «в вечную жизнь», но не должны обманываться, «яко бесмертни ся мняще, предавшись похотем житья сего». Оно оканчивается словами «и внидем, радующися в бесконечную радость, и в бесмертный живот, и в неизреченную красоту»; начало Похвалы П.: «ея ж желая святый святитель Христов Петр митрополит и подвигну житься сего сласти попрати...».
Наконец, шестым можно назвать небольшое, по словам Е. Голубинского, «загадочное поучение» под названием «Поучение Петра митрополита ко князю великому Димитрию и к смерти его, и к братии его, и к епискупу, и к боляром, и ко старым, и ко младым, и ко всем христианом». Оно начинается словами «Дети, были есте от бога в казни», далее говорится, что того, кто не обращает внимания на наказания, «предасть бог таковаго мучителем и (в) большую казнь», затем следует обращение: «Дети, не давайтеся в безстрашие!», – и намек на то, что случилось при великом князе и его смерти: «Старии добре помнять, како было при великом князе и при смерти его, да и вспоминают младым». В заключение молодые призываются к «великому послушанию». Упоминание неизвестной нам грамоты П. (наряду с грамотами митрополита Максима) содержат грамоты митрополитов Феогноста и Алексея на Червленый Яр, спорный между рязанским и сарайским епископами. Возможно, снятие в 1312 г. сана с саранского епископа Измаила как-то было связано с этой грамотой. Первое поучение П. было издано А. В. Горским, второе – в РИБ, третье – в ПЛ, четвертое и пятое – Н. К. Никольским, шестое – Е. Е. Голубинским.
Изд.: Горский А. В. Святой Петр, митрополит Киевский и всея России. – Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе. М., 1844, ч. 2, с. 73–84; ПЛ, вып. 4, с. 186–188; Памятники древнерусского канонического права. – РИБ, 1880, т. 6, стб. 159–164; Голубинский. История церкви, т. 2, 1 половина, с. 119–120, прим. 4; Никольский Н. Материалы для истории древнерусской духовной письменности. I–II. Поучение Петра митрополита. – Христ. чт., 1909, июнь – июль, с. 1109–1115.
Лит.: Макарий. История русской церкви. СПб., 1886, т. 4, кн. I, с. 312–317; Кучкин В. А. Сказание о смерти митрополита Петра. – ТОДРЛ, 1962, т. 18, с. 59–70.
Г. М. Прохоров