ПЕТР

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПЕТР
а Новом завете один из апостолов, первым провозгласивший Христа мессией. Церковное предание называет П. первым римским епископом

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Петр
игумен Кловского монастыря. Упоминается летописями в связи с перенесением мощей Бориса и Глеба в 1115 г.
ПВЛ: 199,401; Татищев: 130.

Источник: Историко-биографический словарь. Повесть временных лет. 2002

Петр
переяславский епископ. Упоминается в летописях в связи с перенесением мощей Бориса и Глеба в новую церковь в 1072 году.
ПВЛ: 121,321;Татищев:87;НПЛ: 196.

Источник: Историко-биографический словарь. Повесть временных лет. 2002

ПЕТР
(вторая половина XIII в. — 1326) — митрополит Киевский и всея Руси. Родился на Волыни. В 1308 г. стал митрополитом, приехал на Русь и поселился во Владимире на Клязьме. При Иване Калите перенес митрополию в Москву, заложил первый Успенский собор в Московском Кремле, где и похоронен. Причислен к лику святых.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Петр
(? - 1326) – митрополит всея Руси с 1308 г. Был утвержден на митрополичьей кафедре вопреки желанию великого князя владимирского Михаила Ярославича, поддерживал московских князей Юрия и Ивана Даниловичей в борьбе за великое княжение, подолгу жил в Москве. Умер в 1326 г., похоронен в Москве в Успенском соборе. Причислен к лику святых.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

ПЕТР
Один из 12 апостолов Христа, призванных Им на служение. Брат Андрея Первозванного, рыбак, собственное его имя было Симон. Однако Христос назвал его Петр, что означает камень. И на камне сем, по предсказанию Христа, будет основана церковь и врата ада не одолеют ее. Именем Петра в православном календаре названы пост (Петровский) и праздник Петра и Павла – в народе Петровки. Празднуется 12 (25) июня.

Источник: Основы православной культуры. 2011

ПЕТР
в евангелиях гл. апостол (до принятия христианства — Симон). В «Евангелии от Матфея» представлен первым среди 12 апостолов, провозглашен камнем, на к-ром будет построена церковь. Согл. евангелию, он трижды отрекался от Христа. По церк. преданию, П. был первым рим. епископом, его казнили во время гонений на христиан при Нероне. В раннем христианстве с именем П. было связано теч., приверженцы к-рого выступали за сохран. в новой религии нек-рых элементов иудаизма (напр., обрезание); впослед. оно было осуждено церковью как еретическое.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Петр
при рождении названный Симоном, происходящий из Бетсаида (на оз. Генисарет), пересел, в Капернаум, рыбачил вместе с братом Андреем и братьями Иоанном и Иаковом, до тех пор пока его не призвал Иисус. После смерти Иисуса, от которого он получил арамейское имя Кефас (греч. petros–камень), он встал во главе иерусалимской первичной общины. Согласно апостольскому собору (ок. 49), на котором были установлены методы и сферы деятельности среди язычников и среди иудеев, — он был в Иерусалиме, а немного спустя — в Антиохии. Позднее П. действовал в М. Азии, а также в Коринфе. Он стал жертвой преследования христиан в Риме при Нероне (между 64 и 67). Новозаветный канон включает два послания П.

Источник: Словарь античности. 1989

Петр
, Апостол-Симон, сын (потомок) Ионы (Ин 1.42), рыбак из Вифсаиды (Ин 1.44), живший с женой и тещей в Капернауме (Мф 8.14). Имя Петр (камень) (по-арамейски Кифа, см.), он получил от Господа (Мк 3.16). Ап. Петр вначале, по-видимому, был учеником Иоанна Крестителя (вместе со своим братом Андреем) (Ин 1.35-40), но оставил его, будучи приведен братом к Иисусу (Ин 1.41-42). Это было на Иордане. После этого он вернулся к своему прежнему занятию-рыбной ловле на Геннисаретском озере, но, будучи призван Господом, оставил все и последовал за Ним (Мф 4.18-20; 19.27). Ап. Петр был среди самых близких учеников Спасителя. Только его, Иоанна и Иакова Господь взял с Собой на гору Преображения, к дочери Иаира при ее воскрешении и в Гефсиманию на Свою молитву. Ап. Петр с его пылкой и крепкой верой был тем камнем, на котором Господь основал Свою Церковь (Мф 16.17-19) (см). Во всех списках Апостолов (см. Приложение 3) ап. Петр упоминается первым. Ап. Петр написал два Послания (см.), а в Евангелии от Марка (см.) чувствуется его сильное влияние. О его кончине нет достоверных сведений, но предание гласит, что он был казнен в Риме одновременно с ап. Павлом, будучи распят головой вниз (по его собственной просьбе, ибо не считал себя достойным умереть в той же позе, что и Спаситель).

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Петр І
Алексеевич, Великий (1672–1725) - русский царь с 27.04(7.05).1682, российский император с 22.10(2.11).1721, выдающийся государственный деятель и полководец. На пути из Азова в Полтаву, 2 июня 1709 посетил Харьков, где по случаю праздника Вознесенья Господнего слушал обедню в Успенском соборе. Утром остановился около Николаевской церкви, слушал в ней часы, но, узнавши, что это не соборная церковь, пошел в Успенский собор, где слушал литургию. По окончании обедни рассматривал городскую крепость, повелел укрепления города расширить, укрепить высоким валом, рвами, бруствером, пятью бастионами и сверх того форштатом о шести вольверках. Посетил Харьк. полковника Г.С. Квитку в его доме. После обеда выехал под Полтаву. Ликвидировал в Х-ве воеводское правление, начал формировать слободскую автономию. В 1700 издал грамоту, в соответствии с которой полковники утверждались государем на своей должности навсегда. Слободская Украина была включена в состав Азовской губернии, а в 1718 город Х-в отошел к Киевской губернии. В 1719 Петр привлек слободских казаков на строительство канала возле Ладожского озера, где они от промозглого северного климата, бытовой неустроенности, болезней, недоедания, вследствие воровства чиновников погибали сотнями. Художнику С.И. Васильковскому принадлежит рисунок «Осмотр Петром Великим Харьк. крепости в 1709 г.». В память о посещении императором Х-ва нынешний переулок Короленко прежде именовался Петровским.

Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.

ПЕТР
1. (до принятия христианства - Симон) - в евангелиях гл. апостол. В "Евангелии от Матфея" (XVI, 17-19) представлен первым среди 12 апостолов, провозглашен камнем (petra - по-греч. - скала, камень), на к-ром будет построена церковь. Однако, согласно тому же евангелию, он трижды отрекался от Христа (XXVII, 69-75). По церк. преданию, П. был первым рим. епископом и был казнен во время гонения на христиан при Нероне. В своих притязаниях на главенство в христ. церкви рим. папы представляют себя его преемниками. В раннем христианстве с именем П. было связано течение, приверженцы к-рого выступали за сохранение в новой религии нек-рых элементов иудаизма (напр., обрезание); впоследствии оно было осуждено церковью как еретическое.

Я. А. Ленцман. Москва. 2. (ум. 969) - болг. царь с 927; сын и преемник Симеона. 3. (ум. 20.XII.1326) - рус. митрополит. Род. в Ю.-З. Руси. Основал монастырь на р. Рате и был в нем настоятелем. В 1308 при поддержке кн. Юрия Львовича Галицкого поставлен в Константинополе митрополитом на Русь. Стремление вел. князя Владимирского Михаила Ярославича Тверского провести в митрополиты своего кандидата привело к длит. вражде между ним и Петром. Последний прибег к помощи моск. князей. Попытка тверских князей в 1312 добиться осуждения П. на соборе в Переяславле окончилась неудачей. Союз П. с Москвой привел к укреплению его положения и возвышению князей моск. дома. Митрополичью кафедру перевел из Владимира в Москву, где получил и приобрел ряд земельных владений. В Москве П. заложил Успенский собор. П. - автор неск. поучений и посланий, занимался иконописью. Канонизирован рус. церковью.

Лит.: Голубинский E. E., История рус. церкви, т. 1, М., 1901; Соколов П., Рус. архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV в.. К., 1913; Кучкин В. A., Сказанье о смерти митрополита Петра, ТрОДРЛ, т. 18, М.-Л., 1962.

В. А. Кучкин. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Петр
апостол Иисуса Христа, нередко упоминаемый первым, когда речь идет об апостолах (Мат. 10:2; Map . 3:16; Лук. 6:14; Деян. 1:13); он часто говорит от их лица (Мат. 16:16; 19: 27; 26:40; Map .. 8:29; Лук. 12:41). Его настоящее имя было Симон; он был сын некоего Ионы и брат Андрея, вместе с которым занимался ловлею рыбы; жил он в Капернауме (Мат. 4:18; 8:14). В 1-ой главе ев. Иоанна говорится, что Андрей был учеником Иоанна Крестителя; когда Андрей привел своего брата Симона к Иисусу, то тот дал ему новое имя — Кифа, или по-гречески Петр, т.е. камень (Иоан 1:42). Христос призвал их вторично в Галилее, когда о«и закидывали сети в море, словами: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Они тотчас оставили сети и последовали за Ним (Мат. 4:18 и дал.). Вместе с Иаковом и Иоанном Симон составлял тесный кружок учеников, близких Иисусу, которые присутствовали при Преображении «на святой горе» (2 Пет. 1:18), при воскресении дочери Иаира и в Гефсимании. Симон первый исповедал Иисуса Мессией, Сыном Божьим (Мат. 16:16), и Иисус назвал его новым именем Кифа, или Петр, т.е. камень, на котором Спаситель обещал построить Свою Церковь; может быть, этими словами Христос указывал на первую проповедь Петра в день Пятидесятницы, когда к Церкви присоединилось 3000 душ (Деян. 2), и на его проповедь в доме Корнилия, когда первые христиане из язычников были приняты в Церковь (Деян. 10). Срав. название столп в Гал. 2:9. «Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали Павлу и Варнаве руку общения». Название Петр все-таки не препятствовало ему в начале иметь плотские понятии о Царстве Божием: он хотел отговорить своего Господа от пути страдания, за что и был обличен Иисусом (Мат. 16:22 и дал.). Петр был человеком пылким по натуре; он смело пошел по воде навстречу Господу, но бушующие волны скоро устрашили его и он поколебался в вере (Мат. 14:28 и дал.). Он также горячо обещал Господу быть верным до конца. Вместе с Иоанном он отважно последовал за Иисусом в среду врагов, извлек меч и ударил им одного из слуг, присланных взять Иисуса (Иоан. 18:10,15). В час же искушения он не устоял и трижды отрекся от своего Господа (Мат. 26:69 и дал.; Map. 14:66 и дал.; Лук. 22:55 и дал.; Иоан. 18:17 и дал.). Заметив обращенный на него взор Иисуса, Петр вышел, горько заплакав. Впоследствии он получил от ангела, свидетеля воскресения Христа, особенное повеление идти в Галилею, чтобы встретить там Иисуса ( Map . 16:7). У Тивериадского моря Господь трижды спросил Петра, любит ли он Его, дал ему поручение пасти Его агнцев и овец и предсказал о его предстоящей мученической кончине (Иоан. 21:15 и дал.). После вознесения Иисуса и сошествия Св. Духа Петр выступил смелым свидетелем Воскресшего и в его проповедях, страданиях и делах проявилась перерождающая, укрепляющая и созидающая общества верующих сила (Деян. 2:14 и дал.; 3:5 и дал.: 4:3,13 и дал.; 5:18,29; 9:32 и дал.). В Иоппии он был научен особым видением проповедовать Евангелие язычнику Корнилию (Деян. 10); после этого он сильно и красноречиво защищал свой поступок перед братьями в Иерусалиме. Если Бог в видении повелел ему заколоть и есть таких животных, которых закон объявил нечистыми, но которых Бог очистил, то он должен был послушаться побуждения Духа и идти с посланными от Корнилия в Кесарию; видя же, как Дух Святой сошел на слушавших Евангелие об Иисусе, о« должен был крестить их во имя Господа, ибо «кто же я» — говорит он — «чтобы мог воспрепятствовать Богу» (Деян. 11:1-18). После смерти Иакова старшего Ирод намеревался убить и Петра и заключил его в тюрьму, но ангел Господень освободил апостола ночью, и он неожиданно пришел к своим друзьям (Деян. 12:3 и дал). После недолгого отсутствия (12:17) он снова выступил на соборе апостолов (Деян. 15:7 и дал.) как посредник между спорящими сторонами. Потом мы видим его в Антиохии (Гал. 2:11 и дал.) и в миссионерских путешествиях в сопровождении жены (1 Кор. 9:5). О его кончине в Новом Завете ничего не сказано. Предание говорит, что он проповедовал в Малой Азии (срав. 1 Пет. 1:1), затем в Риме и что в этом городе он мученически закончил свою жизнь (в 64 или 69 году), будучи распят на кресте головой вниз, потому что не считал себя достойным умереть таким же образом, как и его Наставник. О жизни Петра в Риме Новый Завет ничего не говорит, если не предположить, что Вавилон, из которого Петр написал свое первое послание, — и есть Рим (1 Пет. 5:13). Об отношениях Петра к Павлу, см. «Павел».

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ПЕТР
(ум. 1326) – святитель, митрополит Московский, родился на Волыни от благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Еще до рождения сына в сонном видении Господь открыл Евпраксии благодатную предызбранность ее сына. В 12 лет юный Петр поступил в монастырь. K тому времени он успешно изучил книжные науки и с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания. Много времени уделял будущий святитель внимательному изучению Священного Писания и обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам. За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха. После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр, испросив благословение игумена, оставил обитель и удалился в уединенное место, где поставил келию и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, названный Новодворским. Св. Петр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию. О добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника. Однажды обитель посетил Владимирский митрополит Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы, перед которым свт. Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли.
Kогда митрополит Максим скончался, Владимирская кафедра некоторое время оставалась незанятой. Великий князь Владимирский, а им был в это время св. Михаил Тверской (память
22 ноября (5 декабря)), направил к патриарху Kонстантинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию. По совету Галицкого князя Юрия игумен Петр также отправился к Kонстантинопольскому патриарху для принятия святительской кафедры. Бог избрал для окормления Русской Церкви св. Петра. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери в точности исполнились: патриарх Kонстантинопольский Афанасий (1289-1293) с Собором возвел на Русскую митрополию св. Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием.
По возвращении в Россию в 1308 г. митрополит Петр в течение года пребывал в Kиеве, а затем переехал во Владимир. Много трудностей испытал первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и свт. Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству. В 1312 г. святитель совершил поездку в Орду, где получил от хана Узбека грамоту, охранявшую права русского духовенства.
В 1325 г. свт. Петр по просьбе великого князя Иоанна Даниловича Kалиты (1328-1340) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Свт. Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всех русских земель. По его благословению в Московском Kремле в августе 1326 г. был заложен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. 21 декабря 1326 г. свт. Петр отошел к Богу. Святое тело первосвятителя было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил.
Через 13 лет, в 1339 г., он был причтен к лику святых. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Kак особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба свт. Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские первосвятители. О нем постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба свт. Петра. В 1472 и 1479 гг. совершалось перенесение мощей свт. Петра. В память этих событий установлены празднования 5 (18) октября и 24 августа (6 сентября). Kроме того, память свт. Петра совершается 21 декабря (3 января).

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Два славянских преобразователя, изменивших лицо страны: Пётр i Великий и Пётр II Негош

Артамонов Владимир Алексеевич
Судьбу великой России и небольшой Черногории в равной мере изменили два реформатора – Пётр I (1672-1725) и Пётр II Негош (1813-1851).
Читать PDF
0.00 байт

Петр I: блеск и нищета модернизации

Нефедов Сергей Александрович
В статье рассматриваются реформы Петра I c позиций технологической интерпретации истории, разрабатываемой Д. Даймондом и У. Мак-Нилом и имеющей много общего с теорией культурных кругов и теорией военной революции.
Читать PDF
0.00 байт

Петр Дмитриевич Аксаков - воевода и вице-губернатор Уфимской провинции

Биккулов И. Н.
В статье кратко освещена деятельность Петра Дмитриевича Аксакова на посту воеводы и вице-губернатора Уфимской провинции, в период его правления с 1738 по 1744 года.
Читать PDF
0.00 байт

Петр i и «Женский вопрос»: власть и гендер в России XVIII века

Мухин О. Н.
In article some aspects of influence of Peter the Great's reforms on transformation of gender relations in XVIII-th century Russia are shined.
Читать PDF
0.00 байт

Врангель Петр Николаевич (1878 1928)

Карпенко Сергей Владимирович
Читать PDF
0.00 байт

«я, Петр Алексеевич»: к проблеме самозванчества в России в конце XVII первой четверти XVIII века

Мухин О. Н.
Рассматриваются некоторые теоретические и практические аспекты проблемы самозванчества в России на материале XVII первой четверти XVIII в. В числе источников используются не опубликованные ранее архивные материалы.
Читать PDF
0.00 байт

Пильский Петр Мосеевич (Моисеевич) (1876? 1941)

Меймре Аурика
Читать PDF
0.00 байт

«Царь наш Пётр Алексеевич свою царицу постриг, а живет блудно с немками…»: гендерный облик Петра i в

Мухин Олег Николаевич
В сравнительно-историческом ключе с привлечением архивных источников рассматривается отношение подданных к таким особенностям личной жизни Петра I, как развод с первой женой Евдокией, брак с женщиной низкого происхождения Екатерин
Читать PDF
0.00 байт

Иван Грозный и петр i: к вопросу о роли личности правителя в процессах модернизации

Мухин Олег Николаевич
Выявляется специфика процессов модернизации, проводимой Иваном Грозным и Петром I.
Читать PDF
0.00 байт

АНГИЙСКИЙ ГУСИТ ПёТР ПЕЙН

Галямичев Александр Николаевич
В статье рассматривается судьба англичанина Петра Пейна, который был вынужден покинуть родину, нашёл приют в Чехии и стал одним из видных участников событий эпохи гуситских войн.
Читать PDF
0.00 байт

Петр Аркадьевич столыпин в контексте российской истории и политики

Зиновьев Василий Павлович
Приводится оценка деятельности П.А.
Читать PDF
0.00 байт

"страшен царь Петр": образ Петра Великого в культуре пореформенной России (1860 1880-е гг. )*

Леонтьева О. Б.
Статья посвящена проблемам исторической памяти в российской культуре 1860 1880-х гг.
Читать PDF
0.00 байт

Петр I

Швец Юрий Павлович
На основании цивилизационного подхода к историческому процессу рассматривается вопрос о модернизации России Петром I, относительно оценки которой в отечественной историографии до сих пор не сложилось единого мнения.
Читать PDF
0.00 байт

Барон петр Николаевич Врангель как представитель российской военной элиты начала ХХ в.

Чувардин Герман Сергеевич
В статье анализируется феномен российской военной элиты начала ХХ в. в рамках одного из наиболее существенных ее сегментов офицеров представителей «остзейского дворянства».
Читать PDF
0.00 байт

«Не запугаете!», ибо «Нам нужна великая Россия!»: Петр Аркадьевич Столыпин (1862–1911). К 150-летию

Панов Михаил Иванович
Статья посвящена осмыслению теоретического и практического наследия П.А.

Похожие термины: