ПЕТРАРКА
ПЕТРАРКА
Petrarca), Франческо (20.VII.1304 - 19.VII.1374) - итал. гуманист и поэт. Изучал право в Монпелье и Болонье. В 1326-36 жил преим. в Авиньоне, где принял духовное звание (1326), затем во мн. городах Италии. Путешествовал по Европе (1332-33). Увлеченный античной культурой, П. разыскивал, расшифровывал и комментировал рукописи Цицерона, Квинтилиана и др. Выступив против ср.-век. схоластики, П. противопоставил ей интерес к земному предназначению человека (филос.-этич. трактаты, письма). Утверждал, что благородство человека зависит не от знатности происхождения, а от его добродетели. Высоко ценил разум и творч. способности человека. Гуманистич. идеи нашли яркое выражение в лирике П., раскрывающей внутр. мир человека. Творчество П. (соч. на моральные, ист. и политич. темы, поэзия) положило начало формированию итал. гуманизма. P гневно выступал против развращенности духовенства; мечтал об объединении Италии, о возрождении былого величия Рима, приветствовал восстание Кола ди Риенцо. В канцоне П. "Италия моя" звучит призыв к единству, к прекращению междоусобиц и войн. Как величайший поэт Италии, П. был увенчан в Риме лавровым венком. Соч.: Opere latine, Torino-(etc), 1904; Il Canzoniere, Mil., 1925; в рус. пер. - Автобиография. Исповедь. Сонеты, М., 1915; Избр. лирика, М., 1953; Книга песен, М., 1963. Лит.: Корелин М., Ранний итал. гуманизм и его историография, 2 изд., т. 2, СПБ, 1914; Веселовский А. Н., Петрарка в поэтич. исповеди canzoniere. 1304-1904, СПБ, 1912; Гуковский М. A., Итал. Возрождение, т. 1, Л., 1947, с. 249-63; Nolhac P. de, P?trarque et l´humanisme, nouv. ?d., t. 1-2, P., 1907; Wilkins E. Н., Studies in the life and works of Petrarch, Camb. (Mass.), 1955; Bosco U., F. Petrarca, Bari, 1961. Л. М. Брагина. Москва.
ПЕТРАРКА
Petrarca) Франческо (настоящая фамилия Петракко; 1304, Ареццо – 1374, Аркуа, возле Падуи), итальянский поэт. Родился в семье политического союзника Данте, одновременно с ним изгнанного из Флоренции. В детстве изучал латынь и античную римскую литературу. По окончании Болонского ун-та стал священником и служил в Авиньоне, где в то время находился папский престол.
По легенде, которую сложил сам поэт, он начал писать стихи после того, как 6 апреля 1327 г. в авиньонской церкви Сен-Клер встретил молодую даму, в которую влюбился и которую в течение долгих лет воспевал под именем Лауры. Легенда отчасти напоминает историю любви Данте к Беатриче, поэтому некоторые исследователи сомневаются в том, что Лаура действительно существовала, и считают ее, как и Беатриче, философским символом. Книгу стихов, которую автор писал около полувека (1327–70) и которую он разделил на две части – «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры», – обычно называют «Канцоньере» («Книга песен»). Это самое известное произведение поэта, и оно состоит из 317 сонетов, 29 канцон, 9 секстин, 7 баллад и 4 мадригалов.
Если на итальянском языке написаны «Канцоньере» и аллегорическая поэма «Триумфы» (опубл. в 1470), то на латыни – остальные произведения поэта: трактаты «О славных мужах» (начат в 1337), «О достопамятных вещах» (начат в 1342–43), «Об уединенной жизни» (1345–47), «О монашеском досуге» (1346–47), эпическая поэма «Африка» (1338–42), философский диалог «О презрении к миру» (1342–43), эклоги «Буколики» (1345–47), «Стихотворные эпистолы» (начаты в 1345).
Творчество Петрарки разнообразно, но именно сонеты принесли автору еще при жизни всеитальянскую известность: в 1341 г. он был признан поэтом-лауреатом и увенчан в Риме лавровым венком (одно из значений имени Лаура – «лавр», эмблема славы). Именно сонеты принесли ему посмертную общеевропейскую известность: итальянскую форму сонета, популяризованную и усовершенствованную Петраркой, в его честь сегодня именуют «петрарковской».
По легенде, которую сложил сам поэт, он начал писать стихи после того, как 6 апреля 1327 г. в авиньонской церкви Сен-Клер встретил молодую даму, в которую влюбился и которую в течение долгих лет воспевал под именем Лауры. Легенда отчасти напоминает историю любви Данте к Беатриче, поэтому некоторые исследователи сомневаются в том, что Лаура действительно существовала, и считают ее, как и Беатриче, философским символом. Книгу стихов, которую автор писал около полувека (1327–70) и которую он разделил на две части – «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры», – обычно называют «Канцоньере» («Книга песен»). Это самое известное произведение поэта, и оно состоит из 317 сонетов, 29 канцон, 9 секстин, 7 баллад и 4 мадригалов.
Если на итальянском языке написаны «Канцоньере» и аллегорическая поэма «Триумфы» (опубл. в 1470), то на латыни – остальные произведения поэта: трактаты «О славных мужах» (начат в 1337), «О достопамятных вещах» (начат в 1342–43), «Об уединенной жизни» (1345–47), «О монашеском досуге» (1346–47), эпическая поэма «Африка» (1338–42), философский диалог «О презрении к миру» (1342–43), эклоги «Буколики» (1345–47), «Стихотворные эпистолы» (начаты в 1345).
Творчество Петрарки разнообразно, но именно сонеты принесли автору еще при жизни всеитальянскую известность: в 1341 г. он был признан поэтом-лауреатом и увенчан в Риме лавровым венком (одно из значений имени Лаура – «лавр», эмблема славы). Именно сонеты принесли ему посмертную общеевропейскую известность: итальянскую форму сонета, популяризованную и усовершенствованную Петраркой, в его честь сегодня именуют «петрарковской».
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
ПЕТРАРКА
Франческо (1304–1374) — итальянский поэт, гуманист. Считается одним из родоначальников гуманистической культуры Возрождения, хотя и сохранил в своем творчестве элементы средневекового мировоззрения. Будучи миноритом (членом ордена францисканцев), он руководствовался весьма строгими, аскетичными моральными нормами. Но, будучи поэтом и весьма высоко оценивая поэтическое творчество, Петрарка утверждал свободу индивидуальности. Эти противоречия своей души поэт отразил в философском трактате «О презрении к миру» (1343). Жажда поэтической славы, стремление воспевать любовь к женщине отразилась и в его автобиографии «Письмо к потомкам» (1374). Одним из первых Петрарка обратился к антично-му миру, ставшему идеалом эпохи Возрождения. Он написал ряд поэм на латинском языке в подражание Вер-гилию — поэму «Африка» (1342) о второй Пунической войне и аллегорические «Буколики» (1346–1357).
Но особое значение имеет творчество Петрарки на итальянском языке, создателем литературного варианта которого он является наряду с Данте и Д. Бокаччо. Хо-тя он сочинял и политические стихи, воспевающие необходимость объединения Италии, в историю он вошел как автор любовной лирики. Его стихи посвящены Лауре, женщине, которую он встретил в церкви в 1327 г. Стихи делятся на две части — «На жизнь ма-донны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры» — и содержат 317 сонетов, 29 канцон, 9 секстин, 7 баллад и 4 мадригала. Также Лауре посвящена аллегорическая поэма «Триумф» (1354), написанная терцинами. Его поэтическое творчество стало новым шагом в развитии итальянской и европейской поэзии. Любимая женщина изображается Петраркой конкретно, жизненно, лю-бовные переживания показаны полно, в их противоре-чивом развитии. Заслугой поэта является не только об-новление содержания поэзии, но и создание совершенных стихотворных форм. Его стихи музыкальны, образы изящны, стилистические приемы (он использовал антитезы и риторические вопросы) соот-ветствуют гармонии его произведений. При этом в его произведениях отразилось не только новое гуманистическое мировоззрение, но и черты средневекового аскетического сознания. Поэтому его стихи можно назвать своеобразным поэтическим дневником челове-ка переходной эпохи. Лирика Петрарки оказала огром-ное влияние на развитие европейской поэзии.
Но особое значение имеет творчество Петрарки на итальянском языке, создателем литературного варианта которого он является наряду с Данте и Д. Бокаччо. Хо-тя он сочинял и политические стихи, воспевающие необходимость объединения Италии, в историю он вошел как автор любовной лирики. Его стихи посвящены Лауре, женщине, которую он встретил в церкви в 1327 г. Стихи делятся на две части — «На жизнь ма-донны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры» — и содержат 317 сонетов, 29 канцон, 9 секстин, 7 баллад и 4 мадригала. Также Лауре посвящена аллегорическая поэма «Триумф» (1354), написанная терцинами. Его поэтическое творчество стало новым шагом в развитии итальянской и европейской поэзии. Любимая женщина изображается Петраркой конкретно, жизненно, лю-бовные переживания показаны полно, в их противоре-чивом развитии. Заслугой поэта является не только об-новление содержания поэзии, но и создание совершенных стихотворных форм. Его стихи музыкальны, образы изящны, стилистические приемы (он использовал антитезы и риторические вопросы) соот-ветствуют гармонии его произведений. При этом в его произведениях отразилось не только новое гуманистическое мировоззрение, но и черты средневекового аскетического сознания. Поэтому его стихи можно назвать своеобразным поэтическим дневником челове-ка переходной эпохи. Лирика Петрарки оказала огром-ное влияние на развитие европейской поэзии.