ПЕТРАРКА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПЕТРАРКА
Petrarca), Франческо (20.VII.1304 - 19.VII.1374) - итал. гуманист и поэт. Изучал право в Монпелье и Болонье. В 1326-36 жил преим. в Авиньоне, где принял духовное звание (1326), затем во мн. городах Италии. Путешествовал по Европе (1332-33). Увлеченный античной культурой, П. разыскивал, расшифровывал и комментировал рукописи Цицерона, Квинтилиана и др. Выступив против ср.-век. схоластики, П. противопоставил ей интерес к земному предназначению человека (филос.-этич. трактаты, письма). Утверждал, что благородство человека зависит не от знатности происхождения, а от его добродетели. Высоко ценил разум и творч. способности человека. Гуманистич. идеи нашли яркое выражение в лирике П., раскрывающей внутр. мир человека. Творчество П. (соч. на моральные, ист. и политич. темы, поэзия) положило начало формированию итал. гуманизма. P гневно выступал против развращенности духовенства; мечтал об объединении Италии, о возрождении былого величия Рима, приветствовал восстание Кола ди Риенцо. В канцоне П. "Италия моя" звучит призыв к единству, к прекращению междоусобиц и войн. Как величайший поэт Италии, П. был увенчан в Риме лавровым венком.

Соч.: Opere latine, Torino-(etc), 1904; Il Canzoniere, Mil., 1925; в рус. пер. - Автобиография. Исповедь. Сонеты, М., 1915; Избр. лирика, М., 1953; Книга песен, М., 1963.

Лит.: Корелин М., Ранний итал. гуманизм и его историография, 2 изд., т. 2, СПБ, 1914; Веселовский А. Н., Петрарка в поэтич. исповеди canzoniere. 1304-1904, СПБ, 1912; Гуковский М. A., Итал. Возрождение, т. 1, Л., 1947, с. 249-63; Nolhac P. de, P?trarque et l´humanisme, nouv. ?d., t. 1-2, P., 1907; Wilkins E. Н., Studies in the life and works of Petrarch, Camb. (Mass.), 1955; Bosco U., F. Petrarca, Bari, 1961.

Л. М. Брагина. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ПЕТРАРКА
Petrarca) Франческо (настоящая фамилия Петракко; 1304, Ареццо – 1374, Аркуа, возле Падуи), итальянский поэт. Родился в семье политического союзника Данте, одновременно с ним изгнанного из Флоренции. В детстве изучал латынь и античную римскую литературу. По окончании Болонского ун-та стал священником и служил в Авиньоне, где в то время находился папский престол.
По легенде, которую сложил сам поэт, он начал писать стихи после того, как 6 апреля 1327 г. в авиньонской церкви Сен-Клер встретил молодую даму, в которую влюбился и которую в течение долгих лет воспевал под именем Лауры. Легенда отчасти напоминает историю любви Данте к Беатриче, поэтому некоторые исследователи сомневаются в том, что Лаура действительно существовала, и считают ее, как и Беатриче, философским символом. Книгу стихов, которую автор писал около полувека (1327–70) и которую он разделил на две части – «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры», – обычно называют «Канцоньере» («Книга песен»). Это самое известное произведение поэта, и оно состоит из 317 сонетов, 29 канцон, 9 секстин, 7 баллад и 4 мадригалов.
Если на итальянском языке написаны «Канцоньере» и аллегорическая поэма «Триумфы» (опубл. в 1470), то на латыни – остальные произведения поэта: трактаты «О славных мужах» (начат в 1337), «О достопамятных вещах» (начат в 1342–43), «Об уединенной жизни» (1345–47), «О монашеском досуге» (1346–47), эпическая поэма «Африка» (1338–42), философский диалог «О презрении к миру» (1342–43), эклоги «Буколики» (1345–47), «Стихотворные эпистолы» (начаты в 1345).
Творчество Петрарки разнообразно, но именно сонеты принесли автору еще при жизни всеитальянскую известность: в 1341 г. он был признан поэтом-лауреатом и увенчан в Риме лавровым венком (одно из значений имени Лаура – «лавр», эмблема славы). Именно сонеты принесли ему посмертную общеевропейскую известность: итальянскую форму сонета, популяризованную и усовершенствованную Петраркой, в его честь сегодня именуют «петрарковской».

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

ПЕТРАРКА
Франческо (1304–1374) — итальянский поэт, гуманист. Считается одним из родоначальников гуманистической культуры Возрождения, хотя и сохранил в своем творчестве элементы средневекового мировоззрения. Будучи миноритом (членом ордена францисканцев), он руководствовался весьма строгими, аскетичными моральными нормами. Но, будучи поэтом и весьма высоко оценивая поэтическое творчество, Петрарка утверждал свободу индивидуальности. Эти противоречия своей души поэт отразил в философском трактате «О презрении к миру» (1343). Жажда поэтической славы, стремление воспевать любовь к женщине отразилась и в его автобиографии «Письмо к потомкам» (1374). Одним из первых Петрарка обратился к антично-му миру, ставшему идеалом эпохи Возрождения. Он написал ряд поэм на латинском языке в подражание Вер-гилию — поэму «Африка» (1342) о второй Пунической войне и аллегорические «Буколики» (1346–1357).
Но особое значение имеет творчество Петрарки на итальянском языке, создателем литературного варианта которого он является наряду с Данте и Д. Бокаччо. Хо-тя он сочинял и политические стихи, воспевающие необходимость объединения Италии, в историю он вошел как автор любовной лирики. Его стихи посвящены Лауре, женщине, которую он встретил в церкви в 1327 г. Стихи делятся на две части — «На жизнь ма-донны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры» — и содержат 317 сонетов, 29 канцон, 9 секстин, 7 баллад и 4 мадригала. Также Лауре посвящена аллегорическая поэма «Триумф» (1354), написанная терцинами. Его поэтическое творчество стало новым шагом в развитии итальянской и европейской поэзии. Любимая женщина изображается Петраркой конкретно, жизненно, лю-бовные переживания показаны полно, в их противоре-чивом развитии. Заслугой поэта является не только об-новление содержания поэзии, но и создание совершенных стихотворных форм. Его стихи музыкальны, образы изящны, стилистические приемы (он использовал антитезы и риторические вопросы) соот-ветствуют гармонии его произведений. При этом в его произведениях отразилось не только новое гуманистическое мировоззрение, но и черты средневекового аскетического сознания. Поэтому его стихи можно назвать своеобразным поэтическим дневником челове-ка переходной эпохи. Лирика Петрарки оказала огром-ное влияние на развитие европейской поэзии.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Петрарка о бедах Скифии (Золотой Орды) в 1360-х гг

Крамаровский Марк Григорьевич
Читать PDF
0.00 байт

Петрарка в русской литературе XVIII в.

Якушкина Т. В.
The article concerns early perceptions of Petrarch in Russia. It is based on the analysis of magazine publications, references in fiction and translations in the 1700-1800s.
Читать PDF
0.00 байт

Петрарка о мнимых и истинных ценностях

Лукьянова Л. М.
Рассматривается отношение итальянского гуманиста Ф. Петрарки к мнимым и истинным ценностям человеческой жизни. Материалом для исследования являются диалоги из переведенного автором статьи трактата Ф.
Читать PDF
0.00 байт

2013. 01. 014. Росситер У. Чосер и Петрарка. Rossiter W. Chaucer and Petrarch. – Cambridge: D. S. Br

Махов А. Е.
Читать PDF
0.00 байт

2015.02.015. ЭЙСНЕР М. БОККАЧЧО И ОБРЕТЕНИЕ ИТАЛЬЯНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: ДАНТЕ, ПЕТРАРКА, КАВАЛЬКАНТИ И П

Лозинская Е.В.
Читать PDF
0.00 байт

2015.04.010. ДАНТЕ, ПЕТРАРКА, БОККАЧЧО: ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЕ СВЯЗИ. (СВОДНЫЙ РЕФЕРАТ)

Лозинская Е.В.
Читать PDF
0.00 байт

Италия и италики в "национальной идее" Петрарки (на материале трактата "о средствах против превратно

Девятайкина Нина Ивановна
В статье предпринята попытка выявить темы Италии и италиков в диалогах Петрарки. Автор полагает, что Петрарка отчетливо идентифицирует италиков как единый народ с общим прошлым, общей культурой, общей родиной.
Читать PDF
0.00 байт

ПРИНЦИПЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖЕНСКОЙ КРАСОТЫ В ПОЭЗИИ ИТАЛЬЯНСКИХ ПЕТРАРКИСТОВ XVI в.

Якушкина Т. В.
В статье рассматриваются наиболее характерные принципы изображения женской красоты в поэзии итальянских петраркистов XVI в.
Читать PDF
0.00 байт

Формирование петраркистской концепции любви в изданиях Петрарки первой трети XVI века.

Якушкина Татьяна Викторовна
Материалом статьи послужили издания итальянских сочинений Петрарки. Их анализ позволяет проследить изменения в отношении к поэту итальянского общества, что проясняет наше представление о развитии петраркизма в XVI в.
Читать PDF
0.00 байт

Проблемы изучения итальянского петраркизма

Якушкина Татьяна Викторовна
В статье рассмотрены основные проблемы изучения итальянского петраркизма на современном этапе, как они сложились в западной и отечественной науке.
Читать PDF
0.00 байт

Время и пространство в поэтическом мире итальянских петраркистов XVI века

Якушкина Татьяна Викторовна
Материалом для данной статьи послужили авторские сборники итальянских петраркистов XVI в.
Читать PDF
0.00 байт

Флорентийское содержание персональных мифов о Франческо Петрарке и Джованни Боккаччо в русской литер

Гребнева М. П.
Читать PDF
0.00 байт

Поэзия Микеланджело в контексте лирики петраркистов

Якушкина Т. В.
Читать PDF
0.00 байт

Зарождение петраркистской традиции в Италии XV века

Якушкина Татьяна Викторовна
Проблема зарождения петраркистской традиции рассматривается в тесной взаимосвязи с проблемами гуманизма, народного и латинского языков, отношением к творчеству Петрарки и Данте.
Читать PDF
0.00 байт

Эволюция петраркизма в изданиях Петрарки XVI века

Якушкина Татьяна Викторовна
Материалом для статьи послужили 28 наиболее значимых изданий Петрарки XVI в. Их анализ позволяет автору по-новому решать проблему эволюции петраркизма этого столетия.

Похожие термины:

  • АРКВА-ПЕТРАРКА

    Arqua Petrarca) - свайное поселение в Сев. Италии, близ г. Падуи, в торфянике, на берегу одноименного озера. Относится к эпохе энеолита и бронзы. Раскопки - с 1885 по 1906. Обнаружены круглые в плане хижины на кам.
  • Франческо Петрарка

    1304-1374) - великий ит. поэт, ученый, философ, общественный деятель, с творчеством которого связано начало гуманизма. Родился в г. Ареццо в семье флорентийского изгнанника, нотариуса. Многие годы провел