Петрик

Найдено 1 определение
Петрик

— малороссийский политический деятель конца XVII в., поднявший знамя бунта против Мазепы и центрального русского правительства. Настоящее имя его было Петр Иванович; Петрик же было его прозвище (уменьшительное от Петр); в одной песне он называется еще Петричевским. Довольно подробные известия о его политической деятельности мы встречаем в известной "Летописи" Величка, и они, что очень важно, вполне совпадают с документальними данными, заимствованными Н. И. Костомаровым из Московского Архива Министерства Юстиции и Иностранных дел. Петрик первоначально занимал должность старшего войскового канцеляриста; ему поручил гетман Мазепа отвезти царское жалованье полтавскому полк. Жученку. Он исполнил это поручение, но на обратном пути, оставив сани под скирдой сена, по льду переправился через Днепр и удалился в Запорожскую Сечь, где был избран войсковым писарем. В Запорожской Сечи Петрик, впрочем, пробыл недолго и отправился в 1692 году в Крым, чтобы возбудить крымских татар против России. У него был план отторжения Малороссии от России при помощи крымцев, раздраженных двумя предшествовавшими походами князя В. В. Голицына. Еще будучи в Сечи, Петрик возбуждал кошевого подняться против России; с одной стороны, он возлагал надежду на татар, с другой, — на черный люд. "Я горло свое ставлю, — говорил он кошевому, — и велите мене на суставы порубаты, колы то вся Украина, начавши от Полтавы, не поклонится, тилько хоч 6 тысячей орды возьми... Я знатыму, з якого конця початы..., а гетман сей зараз в Москву утече, бо там его вся душа, а тут тильки тень его; а "голоколинки" (бедные люди) сами чортив-панив подавять, а мы вже прыйдемо на готовый лад". В Крыму Петрик заключил от имени запорожцев договор с татарами и затем выступил с ними в поход против Poccии, рассылая "прелестные" письма в кош. Крымский хан поставил Петрика казацким гетманом и даровал ему знаки его нового достоинства — хоругвь, прапор, бунчук, серебряный пернач, златоглавную чугу и турецкого коня с полным прибором. Петрик сам понимал, что затевает гражданскую междоусобную брань, но надеялся усмирить ее при помощи запорожцев я мечтал о воссоединении право- и левобережной Малороссии, как это было во времена старого Хмельницкого; правобережная Малороссия должна была, по его мысли, заселиться теми слобожанами (обитателями Слободской украйны), которые некогда ее оставили. Таким образом, в своих политических комбинациях Петрик шел по стопам Дорошенка. Ho если подобная политика умного и талантливого Дорошенка не привела к цели, то на что и на кого мог рассчитывать теперь Петрик? Союз с басурманским Крымом был настолько противоестественен, что претил гражданскому чувству всякого истинного украинца... Сам Петрик, очевидно, понимал это, когда говорил: "Не дай Бог воевать свою отчизну; не хороша та птица, что собственное гнездо марает, не добрый тот пан, что собственную вотчину разоряет!.." И между тем, он оказывался таким именно паном; сами крымцы говорили о себе, что они привыкли не давать подарки, а брать их, как это было и при Хмельницком. Мазепа в своем универсале, обращенном к малороссийским полчанам, также указывает, какой громадный вред принесли народу восстания, поднятые Серком, Сулимой, Суховеем, Ханенком: в это время правобережная Малороссия была окончательно разорена; "где бывали, — говорит он, — городы люднии и святынями божиими вельми оздобнии, там теперь за грехи наши пустыня и жилище зверем найдуется; з чого не тилко каждий тоей отчизни зичливий сын слезы з очей своих точыть мусить, але и каждаго добраго христианина неутолимая обийдет жалость". Эти указания должны были, естественно, парализовать значение аргументов, приводимых Петриком в пользу затеянного им дела. а Петрик в своем универсале писал между прочим: "а тое ведайте, що сяя война на москаля всчалася не для чего иншого але для ваших волностей и общого, всенародного посполитого добра; кгдиж не треба вам того много писати, сами знаете, що вам деють москали и свои драпежнии паны и що ся вам чинит от арендаров, все тое добре знаете, поневаж объиздили вам шии и худобы ваши все пообирали; коды тепер даст нам Господь Бог всемогущий выбытись с под ярма московского, то як сами схочете, такий между собою порядок учините, же бысте такия заживали волности, якия уживали предкови ваши за Хмельницкого". Любопытная отповедь на это обращение была составлена в гетманской канцелярии и отправлена к Петрику от имени полтавских обывателей; она напоминает собой знаменитый ругательный ответ запорожцев турецкому султану. Указав, что Петрик провел свое детство среди нищих и питался подаянием, составители письма ставят ему на вид его самомнение, гордыню и потом продолжают: "Як тебе, собако скаженая, не завстыдыть твоя подлость, же бы не по лицу своему дело зачинаешь и як не озмет страх и трепет, же за твои богопротивнии дела, що мятежи и кровопролитие межи народ христианский внести прагнешь (стараешься), скорая постигнет тебе помста (месть) Божия? Не разумей того, божеволний (сумасшедший) глупче, абы тебе и одна душа живая тут з межи народу тим тебе назваты хотела, чим ты себе негодныку титулуешь (т. е. гетманом)... А що ты кламцо в скверном письме своем прекладаешь, будто нам деются якия тяжати (тягости) и неволи, то всему свету тое явно, що лжеш и брешеш... А же спомынаеш калгу салтана з ордами, будто на помочь тебе будучого, то мы тому не веримо и того не сподеваемся, аби з Крымского панства такий особа мел тобе лгареве и щенюку последовати.. хиба то який цыган перед тобою, дурным блазком, солтаном назвался и прибравши тысячей килко голоты татар, выйшол з тобою безумного твоего дела помогати, чого и малий салтан, не тилко калга, учинити не хотел бы".


Петрик, по словам H. И. Костомарова, хотел разыгрывать из себя Богдана Хмельницкого, но "везде и во всем подражание бывает хуже оригинала, и события, искусственно повторяемые не вовремя, представляют собою что-то комическое". Нам кажется, что замыслы Петрика ближе подходят к политическим целям Дорошенка, а не Хмельницкого, ибо главным пунктом его было воссоединение под крымским протекторатом обеих Украин, оторванных друг от друга, как известно, еще Андрусовским договором. Не будем останавливаться на подробностях военных походов (их можно прочитать у Костомарова); заметил только, что Петрик три раза (в 1692, 1693 и 1696 г.) водил татарские орды на южную Украину и всякий раз безуспешно; ни запорожцы, ни украинцы, за небольшими исключениями, не оказали ему должной поддержки; за третьим разом он погиб: его заколол копьем, по словам автора "Истории руссов", Яким Вечирка или Вечирченко, прельстившись наградой в 1000 руб., объявленной Мазепой за голову претендента. В "Истории руссов" Вечирко называется "охочекомонным старшиною", т. е. предводителем охотников-удальцов. О смерти его там рассказывается так: "он действовал против татар с удивительным мужеством и всегда старался поразить Петрика" и посему то схвачен он так, что другие войска приметить того не могли и умерщвлен татарами тиранским образом, что примечено на теле его, изуродованном на многих местах варварски. Но и Петрик тут же погиб от удара, видно, Вечоркина. Труп его найден между татарскими, пробитый насквозь копьем и повешенный на крюк при мест. Кишеньках с надписью: "бунтовщик и возмутитель народный". Впрочем, отсюда видно, что и автор "Истории руссов" не был вполне убежден, что Петрика убил Вечирко; иначе бы он выразился более определенно. Мы полагаем, что он основывался не на документальных данных, а на каком-нибудь предании или песне. Одна из таких песен дошла до нас — это песня о взятии Вечирченка Петричевским, т. е. Петриком; здесь, впрочем, не говорится об убиении Петрика Вечирченком; наоборот, по ней оказывается только, что Вечирченко попадает в плен, и у него живого вынимают сердце; вот начало ее:


"Ох, и стояла сосоночка да против сонечка,


А попереду Вечирченко на вороним коню.


Ох, и лышень жеда Вечирченко да на тую траву изъизжае,


A позад его да пан Петриковский да тугий лук натягае".


Затем следует рассказ о смерти Вечирченка, смерти, вызвавшей тоску и печаль у его жены Ульяны. Нам кажется, что в песне этой есть пропуск целого эпизода об убиении Вечирченком Петриковского; рассказ об этом должен был следовать после приведенных нами выше слов песни, а описанная далее казнь Вечирченка должна была служить актом мести за убийство Петриковского. Сомневаться в самой песне мы не можем (как это делает П. С. Ефименко), потому что она записана двумя такими этнографами, как П. А. Кулиш и А. Маркович; Н. И. Костомаров также не выражал относительно ее никаких сомнений.


Летопись Величка, т. 3-й, стр. 94—95, 103—125; Летопись Самовидца, стр. 181—182; История руссов, стр. 192; песня в "Русской Мысли" 1880, книга VIII, стр. 19—20 и "Киев. Стар." 1886, май, стр. 173—175; биограф. подробности у Н. И. Костомарова: Мазепа и мазепинцы, стр. 82—130.


Проф. Д. И. Багалей.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

2005. 03. 016. Петрик Б. -М. Власть и традиционные отношения в постсоветском Узбекистане. Petric B.

Кузнецова С. И.
Читать PDF
0.00 байт

Бернгард Петри как ученый-музеевед и организатор музейного дела (по материалам Иркутского областного

Иванов Григорий Леонидович
Статья посвящена научной педагогической и организационной деятельности Б. Э. Петри, его вкладу в развитие Иркутского краеведческого музея
Читать PDF
0.00 байт

96. 02. 021. Лабингер Дж. А. Выбираясь из чашки Петри: ответ моим оппонентам. Labinger J. A. out of

Виноградова Т. В.
Читать PDF
0.00 байт

Политическая актуальность «Истории народа». Немецкий историк Франц Петри о французско-германской гра

Хряков А. В.
Рассматривается возникновение и развитие в немецкой исторической науке вестфоршунга направления, ориентировавшегося на соседние с Германией западноевропейские страны.
Читать PDF
0.00 байт

Типограф-ученый из Базеля: Хенрик Петри и его книги

Борисов Григорий Игоревич
В статье исследуется биография и издательская деятельность Хенрика Петри (1508–1579), хозяина одной из крупнейших типографий Базеля.
Читать PDF
0.00 байт

Петриковская роспись - Жемчужина народного искусства мирового уровня

Евсеева Г.П.
Исследуется история Петриковской росписи, ее особенности и тенденции в художественном осмыслении,современные достижения, определение как духовного культурного наследия Украины.
Читать PDF
0.00 байт

В. А. Петрицкий. Диалог эпох - диалог культур

Галинская И.Л.
Читать PDF
0.00 байт

Бернгард Эдуардович петри

Сирина А.А.
The article is devoted to life and activity of outstanding archeologist and ethnographer, a professor of Irkutsky University Bernguard Eduardovich Petri.
Читать PDF
0.00 байт

Культовый комплекс на вершине ай-петри

Турова Н.П.
В 2011 г. Ялтинским историко-литературным музеем были проведены раскопки на вершине Ай-Петри. Они были подготовлены многолетним обследованием древностей этого района, в том числе сбором и изучением подъемного материала.
Читать PDF
0.00 байт

«Гораций для Марины Мнишек»: герои Смутного времени в поэзии Себастьяна Петрици

Эйльбарт Наталия Владимировна
Проводится исторический анализ выдающегося произведения эпохи польского позднего ренессанса «Гораций Флакк в трудах московского пленника», написанного доктором Себастьяном Петрици профессором Краковского университета и врачом семе
Читать PDF
0.00 байт

Система образов и пространство преисподней в поэме А. Н. Грузинцова «Петриада»

Андронова В. О.
Посвящена анализу поэмы Грузинцова «Петриада». Рассматривается система приемов организации пространства преисподней и системы персонажей, относящихся к ней.
Читать PDF
0.00 байт

2007. 01. 013. Петриашвили О. Гротеск в русской литературе ХХ В. - Тбилиси, 2005. - 248 с

Миресашвили М. Э.
Читать PDF
0.00 байт

Роман А. Иличевского «Ай-Петри»: образ дервиша

Томилова Н. А.
На материале романа А.
Читать PDF
0.00 байт

Рецензия на книгу Б. Петрика «Мы съели наших овец. Киргизстан, от пастуха к бизнесмену»

Абашин С.
Читать PDF
0.00 байт

Моделирование сервисной композиции с помощью окрашенных сетей Петри

Артамонов Иван Васильевич
Статья описывает свойства сервиса как программной единицы и предлагает рассмотреть аспекты его моделирования с помощью аппарата окрашенных сетей Петри.

Похожие термины:

  • Алексий Петрик

    игумен мгарского мон., кажется с 1715 г.; 1722 г. переведен в Златоверхий Михайлов. киев. и 1736 года архимандрит киев. Межигор. м.. {Половцов}
  • Петрик, Александр Григорьевич

    Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ второго созыва, был членом фракции КПРФ, заместителем председателя Комитета по Регламенту и организации работы Государственной Думы; родил
  • Петрик Петр Иванович

    — малороссийский казак, уроженец Полтавы, родственник генерального писаря Кочубея; в 1692 г. бежал в Запорожскую Сечь; выбранный там писарем, стал возмущать казаков против Мазепы, как бы тем самым за
  • Петрик, Виктор Иванович

    Генеральный директор и научный руководитель НИИ физики фуллеронов и новых материалов РАЕН; родился 22 июня 1946 г.; окончил Ленинградский государственный университет, профессор, академик РАЕН, акаде
  • Петрик, Лариса Леонидовна

    Олимпийская чемпионка 1968 г. по спортивной гимнастике, Заслуженный мастер спорта СССР; родилась 28 августа 1949 г. в г. Долинске Сахалинской области; окончила Московский институт физической культуры в
  • Афанасий, Петриев

    архим. моск. Богоявленск. и Донск. мон., † 1832 г. {Половцов}
  • Петрицкий, Анатолий Галактионович

    Род. 1895, ум. 1964. Театральный художник, живописец, иллюстратор. Работал в театрах Киева, Москвы, Харькова. Дважды лауреат Государственной премии СССР (1949, 1951). Народный художник СССР (1944).
  • Петрищев, Андрей Викторович

    Исполнитель авторской песни; родился 25 ноября 1961 г. в поселке Серышево Амурской области. С 1973 г. живет в г. Свердловске (Екатеринбурге). В 1985 г. окончил мединститут, после чего два года отработал в обл
  • Петриловский, Артемий

    — казак в Якутске. В 1651 году он воеводой якутским был послан в Китай в сопровождении толмача татарина Урусланова с отрядом в 144 человека под начальством казака Третьяка Чечигина. Этот отряд должен
  • Петрижицкий, Цезарий Осипович

    (Петрожицкий) — врач, родился в 1839 г., умер в 1877 г.; происходил из дворян Витебской губернии, высшее образование получил в Петербурге, в Медико-Хирургической Академии, курс которой окончил в 1861 г. с се
  • Петри, Эдуард Юльевич

    — профессор географии; род. в 1854 г.; слушал курс в Медико-хирургической академии; за работу "Beiträge zur Lehre von den Hemmungsapparaten des Herzens" (Берн, 1880) получил степень доктора медицины Бернского университет
  • Петрищев, Федор Евстафиевич

    дьяк; † 1545. {Половцов}
  • Петрикевич, Ф

    автор детской повести 1850 г. {Половцов}
  • ПЕТРИКОВСКИЙ Федор

    17.06.1905 (Николаев) - 5.07.1968 (Брно). График. В начале 1920-х приехал в Чехословакию. Учился в Высшем техническом училище в Брно, но не окончил его. Рисовал иллюстрации и карикатуры для газет и журналов, работ
  • ПЕТРИ ФЛИНДЕРС

    см. Питри Флиндерс.
  • Петрищев, Николай Иванович

    — генерал-майор; происходил из дворянского рода Курской губернии; родился в 1783 г., начал службу 18-го мая 1801 г., определившись юнкером в Коллегию Иностранных Дел, где 19-го августа 1805 г. произведен был
  • Петриченко, Мария Ивановна

    — жена контр-адмирала Кирилла Никифоровича П., умерла в Ницце в конце августа 1885 года. Она переводила статьи для технических и литературных журналов, а в последнее время жизни работала преимуществ
  • Мухина-Петринская, Валентина Михайловна

    (1909-1993). Рус. сов. писательница, более известная произв. др. жанров. Род. в Камышине (Саратовской губ.), училась на историка, но была вынуждена прервать обучение, чтобы поддерживать семью, когда тяжело
  • Петриашвили, Василий Моисеевич

    (Петриев; 1845 — 26 июля 1908) — рус. химик. Окончил (1870) Новороссийский ун-т в Одессе, с 1875 читал там же курс технич. химии. С 1879 — проф., с 1907 — ректор ун-та. С 1870 работал в области органич. химии. П. изучены м
  • Петриев Василий Моисеевич

    — ординарный профессор Новороссийского университета по кафедре технической химии и технологии, родился в 1845 г. По окончании курса в Новороссийском университете в 1870 г. был лаборантом при техниче