— полковник, мачтовый мастер Кронштадтского порта; мещанин по происхождению, род. в 1815 г., ум. 8-го октября 1883 г. В 1834 г. П. поступил учеником в Учебный морской рабочий экипаж (впоследствии Штурманское, а потом Техническое училище) и через 2 года был зачислен в 4-й рабочий экипаж мастеровым 3-го класса, а в 1839 г. мастеровым 1-го класса. В 1842 г. в звании унтер-офицера П. назначен был и. д. мачтового мастера при Архангельском порте, в 1844 г. был произведен в унтер-офицеры 1-го кл., а в 1850 г. переименован в кондукторы 1-го кл. корпуса корабельных инженеров; в том же году вся его унтер-офицерская служба зачислена была ему в кондукторскую за отличное исполнение обязанностей по должности мачтового мастера и за сделанные по новому, им самим придуманному, способу фор- и грот-стеньги и грот-марса-реи. В 1853 г. он произведен был в прапорщики 9-го рабочего экипажа. Во время англо-французской войны П. назначен был адъютантом 8-го рабочего экипажа и принимал участие в приготовлении к обороне Архангельска. По окончании войны, получив чин подпоручика, П. снова всецело отдался горячо любимому делу мачтового мастерства. В это время в Архангельске кипела деятельность по вооружению нового рода судов — паровых клиперов, положивших начало нашим военным крейсерам. П. принимал деятельное участие в этой работе, как несколько раньше усердно работал по вооружению кораблей: "Ингерманландия", "Нарва", "Иезекииль", "Память Азова", "Сысой Великий", "Бородино" и "Вилагош", фрегатов: "Диана", "Полкан", "Илья Муромец" и "Пересвет". В 1861 г. П. переведен был в Кронштадтский порт мачтовым мастером, и с его поступлением мачтовое мастерство ожило и преобразилось. Всюду появились паровые станки и различные приспособления и нововведения, придуманные самим Петровым; образовалась школа учеников, послужившая образцом для других подобных школ при Пароходном заводе, и т. д. Неусыпно трудясь, П. проектировал краны для подъема тяжестей (еще в бытность в Архангельске), спуски для мачт, разборные марсы, составные эзельгофты, сплотномер с нажимами для набивки мачтовых бугелей и многое другое. В 1870 г. он был произведен в майоры, в 1874 г. в подполковники, а в 1881 г. в полковники. В 1867 г. П. был командирован в Англию для изучения способов изготовления железных мачт и металлического рангоута, а в 1872 г. командирован был в Москву для обзора политехнической выставки. Во время управления П. мачтовая мастерская Кронштадтского порта всегда высылала свои модели или свои произведения на все замечательные выставки в России и за границей и почти всегда удостаивалась самых лестных отзывов экспертов. Помимо служебных обязанностей по управлению мачтовым мастерством и заведыванию школой учеников мачтового мастерства, учрежденной по его ходатайству, П. был деятельным членом Кронштадтского Благотворительного Общества, Андреевского Приходского Попечительства, Общества подания помощи на водах. В течение 20 лет в Кронштадте не возникало ни одного предприятия с благотворительной целью или в видах общественной пользы, в котором бы не принимал участия П. Горячо сочувствуя всякому доброму начинанию, он весь век работал для пользы общества и того дела, которому служил.
Петрову принадлежит статья: "Описание разборных марсов и эзельгофтов для кораблей, фрегатов и других судов" ("Морской Сборник" 1858 г., т. XXXV, № 5, ч. неоф., стр. 209—216).
"Кронштадтский Вестник" 1883 г., № 121, некролог H. P.; "Морской Сборник" 1856 г., т. XXII, № 6, ч. оф., стр. 74; 1859 г., т. XLI, № 6, ч. оф., стр. 307; 1868 г., т. ХСV, № 3, м. хр. стр. 8—10; т. ХСVIII, № 9, ч. оф., 70—71; 1871, т. СХII, № 1, ч. неоф., стр. 199—203.
И. Марченко.
{Половцов}