Петров, Андрей Павлович
А. Петров принадлежит к числу композиторов, чья творческая жизнь началась в послевоенные годы. В 1954 г. он окончил Ленинградскую государственную консерваторию по классу профессора О. Евлахова. С тех пор ведет отсчет его многогранная и плодотворная музыкальная и музыкально-общественная деятельность. Личность Петрова - композитора и человека определяет его отзывчивость, внимание к творчеству своих собратьев по ремеслу и их повседневным нуждам. Вместе с тем Петров в силу своей природной общительности свободно ощущает себя в любой аудитории, в т. ч. и непрофессиональной, с которой он легко находит общий язык. И такая контактность проистекает из коренного свойства его художественного дарования - он один из немногих мастеров, которые сочетают работу в серьезном музыкальном театре и в концертно-филармонических жанрах с успешным трудом на ниве жанров массовых, рассчитанных на многомиллионную аудиторию. Широкую популярность приобрели его песни «А я иду, шагаю по Москве, Голубые города» и многие другие сочиненные им мелодии. Петров как композитор принял участие в создании таких замечательных кинофильмов, как «Берегись автомобиля, Старая, старая сказка, Внимание, черепаха!, Укрощение огня, Белый Бим Черное ухо, Служебный роман. Осенний марафон, Гараж, Вокзал для двоих» и др. Упорная и настойчивая работа в кинематографе способствовала освоению интонационного строя современности, песенных стилей, бытующих среди молодежи. И это по-своему отразилось на работе Петрова в других жанрах, где ощутимо дыхание живой, «общительной» интонации.
Основной сферой приложения творческих сил Петрова стал музыкальный театр. Уже его первый балет «Берег надежды» (либр. Ю. Слонимского, 1959) привлек внимание советской музыкальной общественности. Но особенную популярность завоевал балет «Сотворение мира» (1970), созданный по мотивам сатирических рисунков французского карикатуриста Жана Эффеля. Либреттисты и постановщики этого остроумного спектакля В. Василев и Н. Касаткина надолго стали основными сотрудниками композитора в ряде его работ для музыкального театра, например, в музыке к спектаклю «Мы хотим танцевать» («В ритме сердца») с текстом В. Константинова и Б. Рацера (1967).
Наиболее значительной работой Петрова стала своеобразная трилогия, включающая 3 сценических сочинения, связанные с ключевыми, поворотными событиями русской истории. Опера «Петр Первый» (1975) принадлежит к жанру оперы-оратории, в которой применен принцип фресковой композиции. Не случайно ее основу составило ранее созданное вокально-симфоническое сочинение - фрески «Петр Первый» для солистов, хора и оркестра на оригинальные тексты исторических документов и старых народных песен (1972).
В отличие от своего предшественника М. Мусоргского, обратившегося к событиям той же эпохи в опере «Хованщина», советского композитора привлекла грандиозная и противоречивая фигура преобразователя России - подчеркнуто величие дела создателя новой российской государственности и в то же время обнажены те варварские методы, какими он добивался своих целей.
Второе звено трилогии представляет вокально-хореографическая симфония «Пушкин» для чтеца, солистки, хора и симфонического оркестра (1979). В этом синтетическом произведении ведущую роль играет хореографический компонент - основное действие представлено артистами балета, а декламируемый текст и вокальные звучания разъясняют, комментируют происходящее. Тот же прием отражения эпохи через восприятие выдающегося художника использован и в опере-феерии «Маяковский начинается» (1983). Становление поэта революции также раскрыто в сопоставлении сцен, где он предстает в союзе с друзьями и единомышленниками, в противостоянии с противниками, в диалогах-поединках с литературными героями. «Маяковский начинается» Петрова отражает современные искания нового синтеза искусств на театральных подмостках.
Петров проявил себя также в различных жанрах концертно-филармонической музыки. Среди его произведений симфонические поэмы (наиболее значительна Поэма для органа, струнных, четырех труб, двух фортепиано и ударных, посвященная памяти погибших во время блокады Ленинграда, - 1966), Концерт для скрипки с оркестром (1980), камерные вокальные и хоровые произведения.
Среди сочинений 80-х гг. наиболее примечальна «Фантастическая симфония» (1985), навеянная образами романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». В этом произведении сконцентрировались характерные черты творческого дарования Петрова - театрально-пластическая природа его музыки, тот дух живого лицедейства, которое стимулирует деятельность слушательского воображения. Композитор верен стремлению связать несоединимое, сочетать с виду несогласуемое, достигнуть синтеза музыкального и внемузыкального начал. /М. Тараканов/
Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.
род. 2 сент. 1930 в Ленинграде. Композитор. Нар. арт. РСФСР (1976). В 1954 окончил Ленингр. конс. по кл. композиции О. А. Евлахова. В 1954—1958 редактор Ленингр. отд. изд-ва "Музыка". С 1964 пред. правления Ленингр. организации Союза композиторов РСФСР. С 1968 секретарь правлений союзов композиторов СССР и РСФСР. Гос. премии СССР (1967, 1976).
Соч.: опера Петр Первый (Ленинград, 1975); балеты — Заветная яблонька (Ленинград, 1953)" Станционный смотритель (Ленинград, 1955), "Берег надежды (Ленинград, 1959), Сотворение мира (Ленинград, 1971); муз. комедии — Жили три студента (совм. с А. Черновым, Ленинград, 1961), Мы хотим танцевать (Ленинград, 1967); для солиста, хора и симф. оpк. — фрески Петр Первый (текст Н. Касаткиной и В. Василева, 1972); для хора и симф. орк. — кантата-песня Зори Октября (сл. А. Чепурова, 1962); для солистов и симф. орк. — Поэма о пионерке (сл. Э. Багрицкого, 1958); для солиста и симф. орк. — романтическая поэма Последняя ночь (сл. В. Азарова, 1957); для симф. орк. — сюиты Пионерская-(1950), Спортивная (1953), из балета "Сотворение мира" (№ 1, 1968, 1 № 2, 1969, № 3 для кам. орк., 1975), поэма Радда и Лойко (по М. Горькому, 1954), Праздничная увертюра (1955), Песни наших дней (1964); для 4 тру б, 2 ф-п., органа, струн. и ударных инстр. — Поэма (памяти погибших в годы блокады Ленинграда, 1966); для скр., влч. и ф-п. — Трио (1949); для скр. и ф-п. — Цыганская рапсодия (1958), Грустный вальс (1960); для солиста, 2 ф-п. и ударных инстр. — Патетическая поэма (сл. И. Сельвинского, Н. Асеева, В. Брюсова, Б. Пастернака, А. Вознесенского, В. Маяковского, Л. Мартынова, 1969); для солистов, хора и ф-п. — Гимн Ленину (сл. М. Дудина, 1970); для голоса и ф-п. — циклы Простые песни (сл. Д. Родари, (1956), Пять веселых песен (сл. Е. Серовой, Д. Родари, С. Михалкова); для эстр. орк. — Ноктюрн (1956), В оркестре новый скрипач (1961), Тройка (1961), сюита Русский сувенир (1965); песни, в т. ч. Песня о друге (сл. Г. Поженяна), Я шагаю по Москве (сл. Г. Шпаликова), Песня о моем отце (сл. Л. Куклина), Голубые города (сл. Л. Куклина), На кургане (сл. Ю. Друниной), А люди уходят в море (сл. Ю. Панкратова); музыка к драм. спектаклям, в т. ч. "Ромео и Джульетта" (1964), "Жизнь Сент-Экзюпери" (1966), "Болдинская осень" (1969), "Легенда об Уленшпигеле" (1971), "Беседы с Сократом" (1976); музыка к фильмам, в т. ч. "Человек-амфибия" (1961), "Путь к причалу" (1962), "Два воскресенья" (1963), "Принимаю бой" (1965), "Я шагаю по Москве" (1964), "Тридцать три" (1965), "Свет далекой звезды" (1965), "Берегись автомобиля" (1966), "Попутного ветра, Синяя птица" (1967), "Старая, старая сказка" (1969), "Внимание, черепаха" (1970), "Укрощение огня" (1972), "Синяя птица" (1976), "Служебный роман" (1977); обр. нар. песен.
Петров, Андрей Павлович
(род. 21.X.1930 в Ленинграде) — сов. композитор, муз.-общественный деятель. Муз. образование закончил в Ленинградской консерватории (1954); ученик О. Евлахова. Работал преподавателем в муз. училище; редактором Л. о. изд-ва "Музыка". Активно участвует в общественной работе. С 1964 председатель правления Ленингр. организации СК РСФСР, с 1965 секр. правления СК РСФСР и СК СССР. Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР (7, 8 соз.). Неоднократно представлял сов. муз. искусство за рубежом на фестивалях, конкурсах, конференциях и т. д. Основа творчества композитора — современность. Об этом свидетельствуют как тематика его произведений, так и их трактовка. Наряду с современной темой П. обращается к историческому прошлому, классической литературе, легендарным сюжетам. Масштаб дарования, широта кругозора, новаторское применение выразительных средств разных стилей, жанровое разнообразие — характерные черты творческого облика композитора. П. создал монументальную оперу, оригинальные балеты, ряд симфонических поэм, сюит, инструментальных миниатюр, вокальных циклов. Больших успехов он достиг в области театральной и киномузыки. Его песни завоевали широкую популярность. Отличительное качество музыки П. — песенность, пронизывающая все его произведения. Интонационная природа его лучших песен обрела новую жизнь в симфонической музыке. Заслуги П. в развитии сов. музыки отмечены награждением его орденом Трудового Красного Знамени (1967); ему присвоены почетные звания засл. деят. иск. РСФСР (1972), нар. арт. РСФСР (1976); П. лауреат Гос. премий СССР (1967, 1976).
src="http://pagead2.googlesyndication.com/pagead/show_ads.js">
Соч.: опера "Петр Первый" (1975); балеты "Заветная яблонька" (1953), "Станционный смотритель" (1955), "Берег надежды" (1959), "Сотворение мира" (1971); оперетты "Жили три студента" (соавт. А. Чернов, 1961), "Мы хотим танцевать" (1967); симф. поэма "Радда и Лойко" (1954), Праздничная увертюра (1955), симф. цикл "Песни наших дней" (1965), Поэма памяти погибших в годы блокады Ленинграда (для орг., струн., 4 труб, 2 фп. и ударн. инструм., 1966), Пионерская сюита (1950), Спортивная сюита (1953), 3 сюиты из балета "Сотворение мира" (1968, 1969, 1975), вок.-симф. поэма "Последняя ночь" (1957), Поэма о пионерке (1958), Патетическая поэма (памяти В. И. Ленина) на ст. сов. поэтов (для муж. гол., 2 фп. и ударн. инструм., 1969), вок.-симф. фрески "Петр Первый" (1972), "Зори Октября", кантата-песня для хора с орк. (1962), вок. циклы "Простые песни" (1956), Пять веселых песен (1961) для гол. с фп.; пьесы для фп., эстр. анс., орк.; большое колич. песен для гол. с фп., эстр. орк.; музыка к спектаклям (ок. 20) драм, театров, к к/ф (более 30), в т. ч. "Белый Бим Черное ухо", "Берегись автомобиля", "Зигзаг удачи", "Путь к причалу", "Синяя птица", "Служебный роман", "Укрощение огня", "Человек-амфибия", "Я шагаю по Москве" и др.
Петров, Андрей Павлович
Композитор, председатель Союза композиторов Санкт-Петербурга (ранее Ленинграда) с 1964 г.; родился 2 сентября 1930 г. в г. Ленинграде; окончил композиторский факультет Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова в 1954 г.; автор балетов "Станционный смотритель", "Берег надежды", "Сотворение мира", "Мастер и Маргарита", вокально-хореографической симфонии "Пушкин. Размышления о поэте", оперы "Петр Первый" и оперы-феерии "Маяковский начинается", оперетт "Мы хотим танцевать" и "О бедном гусаре...", мюзикла "Капитанская дочка", симфонических произведений (в т. ч. "Поэма памяти погибших в года блокады Ленинграда", диптих "Блистательный Петербург"), эстрадных песен и пьес для эстрадного оркестра, музыки к драматическим спектаклям и около 100 кино- и телефильмам (среди них "Человек-амфибия", "Я шагаю по Москве", "Берегись автомобиля", "Старая, старая сказка", "Укрощение огня", "Синяя птица", "Служебный роман", "Осенний марафон", "Жестокий романс", "Царевич Алексей", "Петербургские тайны"); с 1964 г. избирается председателем Союза композиторов города; инициатор проведения и генеральный директор ежегодных международных фестивалей "Музыкальная весна"; президент Филармонического общества Санкт-Петербурга; председатель жюри Всероссийского конкурса юных композиторов "Хрустальный камертон" и председатель петербургского конкурса "Весна романса"; председатель Санкт-Петербургского отделения Международной ассоциации содействия культуре; соучредитель общественного фонда "Наш город"; член Санкт-Петербургского Английского клуба; член Исполкома Конгресса петербургской интеллигенции; почетный профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории, почетный доктор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов; избирался народным депутатом СССР (1989—1991) по квоте творческих союзов; Народный артист РФ (1986), Народный артист СССР (1980); награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, "За заслуги перед Отечеством" IV степени; лауреат Государственной премии СССР (1967, 1976), премии Президента РФ в области литературы и искусства (1999); лауреат премий "Ника", "Золотой Остап", "Хрустальный Аполлон"; Почетный гражданин Санкт-Петербурга; имя "Петров" присвоено одной из малых планет Солнечной системы; женат, имеет дочь.