Петров, Евгений Петрович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПЕТРОВ Евгений Петрович
(1903— 42), русский советский писатель. Член КПСС с 1940. В годы Вел. Отеч. войны военный корреспондент «Правды», «Красной звезды» и Совинформбюро. Опубликовал фронтовые патриотические очерки, книгу «Фронтовой дневник» (1942). Погиб, возвращаясь из осажденного Севастополя.

Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.

Петров, Евгений Петрович

[1903—] — современный юмористический писатель и фельетонист. Совместно с И. Ильфом (см) им написаны два романа — "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок". — ряд фельетонов, опубликованных в "Правде" и юмористических журналах под псевдонимами Федор Толстоевский и Холодный философ (лучшие из них собраны в сборнике "Как создавался Робинзон").


Романы Ильфа и П. в своем сюжетно-композиционном принципе являются своеобразным вариантом так называемого "плутовского романа". В романе "Двенадцать стульев" завязкой служит эпизод поисков бриллиантов, спрятанных тещей одного из героев романа, бывшего предводителя дворянства, ныне делопроизводителя Загса, Воробьянинова. Раскрывается и высмеивается мир обывателей, пошляков, мелких людишек, рвачей. Hо авторы намеренно ограничиваются изображением только этого мира, вызывающего беззлобный смех. Интонация их смеха не изменяется при переходе от эпизода, рисующего попытку создания контрреволюционной организации, к любовным похождениям какой-нибудь мадам Грицацуевой. Враги советской власти показаны ими просто ничтожными. Бездумность юмора становится особенно заметной при анализе центрального персонажа романа — Остапа Бендера. Ловкий пройдоха, талантливый мошенник, Бендер, руководитель поисков спрятанных в стуле сокровищ, является носителем духа частнособственнической инициативы, капиталистического стяжательства. В связи с тем, что плуты и обыватели показаны в романе крайне ничтожными, Бендер, сталкивающийся с ними, становится гигантской фигурой. "Бендер кажется единственно-подлинным человеком среди этих микроскопических гадов" (А. Луначарский). Авторы любуются ловкостью героя. На романе лежит отпечаток богемно-нигилистического отношения к действительности.


Значительным шагом вперед является роман "Золотой теленок". В основу его легла сюжетно-композиционная схема "Двенадцати стульев" (поиски миллионов), центральным персонажем является тот же Остап Бендер, но исходная позиция авторов уточнилась. "Микроскопические гады" в "Золотом теленке" не только злобствуют, но и вредят советской власти. В "Золотом теленке" авторы показывают действия этих гадов на фоне подлинной жизни социалистической страны. Анекдотическому автомобилю, на котором Бендер ездит, разыскивая миллионы, противостоит пробег советских автомашин. "Двенадцать стульев" состояли из ряда веселых новелл, идея которых не звучала отчетливо и определенно. "Золотой теленок" более заострен идейно. В "Двенадцати стульях" Бендер был всего лишь блестящим веселым плутом. В "Золотом теленке" он превращается в мелкого беса капитализма, утверждающего власть денег. Он находит свои миллионы, но деньги как орудие частнособственнического накопления никакой власти в СССР не дают. Ничтожество Бендера становится очевидным, как только он делается миллионером. "Мне бы триста рублей, — говорит заведующий советским музеем, — я бы здесь Лувр сделал". А миллионер Бендер оказывается самым бессильным и беспомощным человеком в стране.


Романы Ильфа и П. не представляют заостренной, резкой сатиры. Глубокого раскрытия классовой враждебности Бендера ими не дано. В "Золотом теленке" они развенчивают его, но не разят острием сатиры. Налет богемно-интеллигентского нигилизма и эстетизма, культ остроумия, самодовлеющего наслаждения смехом остаются и в этом романе, как и в некоторых фельетонах "Холодного философа", посвященных различным вопросам искусства, гл. обр. литературы. Здесь Ильф и П. разят по преимуществу приспособленчество и вульгаризаторство, реже ставят коренные проблемы классовой борьбы, происходящей на участке искусства.


Большей политической заостренностью отличаются их фельетоны, помещенные в "Правде".



Библиография: I. Двенадцать стульев, изд. "ЗиФ", М., 1928 (неск. изд.); Золотой теленок, изд. "Советская литература", М., 1933 (неск. изд.); Как создавался Робинзон, изд. "Молодая гвардия", М., 1933; То же, изд. "Советская литература", М., 1933; Равнодушие, изд. Жургазобъединение, М., 1933.


II. Тарасенков Ан., "Литературная газета", 1929, № 9; Гурьев К., "На литературном посту", 1929, № 18; Кашинцев А., "Звезда", 1929, № 10; Дукор И., "Молодая гвардия", 1929, № 18; "Октябрь", 1929, № 7 (отзыв без подписи); Луначарский А., "30 дней", 1931, № 8; Селивановский А., Смех Ильфа и Петрова, "Литературная газета", 1932, № 38; Никулин Л., О месте в "литературном трамвае", там же, 1932, № 38; Каган Л., Книга веселого смеха, "Книга и пролетарская революция", 1933, № 6; Никулин Л., Веселая история печального конца советского миллионера, "Художественная литература", 1933, №4; Зорич А., Холостой выстрел, "Прожектор", 1933, № 7—8; Рыкова Н., "Звезда", 1933, № 6; Эрл ихА., Разгром равнодушных, "Художественная литература", 1933, № 5, и др.; Трощенко Е., Последние приключения анархического индивидуализма, "Красная новь", 1933, № 9; Хохлов Герман, Ильф-Петров и другие, "Литературная газета", 1934, № 27, 6 марта.


А. Селивановский.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008