Петров, Иван (путешественник)

Найдено 1 определение
Петров, Иван (путешественник)

— казачий атаман, первый по времени русский путешественник по Монголии и Китаю. Европа не имела прежде возможности сноситься с Китаем иначе, как по морю, ибо на суше ее отделяла от него обширная Сибирь, в то время малоизвестная. Даже Россия только тогда стала заводить сношения с Китаем, когда русские проникли в Сибирь, то есть в царствование Иоанна Грозного. По его повелению в 1567 году Иван Петров с товарищем своим Бурнашем Елычевым, снабженные царскими грамотами к неизвестным народам, впервые отправлены были в Сибирь посмотреть неизвестные страны. Перебравшись чрез Урал ("Каменный пояс"), путешественники добрались до Пекина и, побывав в улусах Черной (Западной) и Желтой (Восточной) Монголии, составили описание земель от Байкала до Корейского моря. Описание это для нас приобретает особенный интерес потому, что в нем заключаются первые сведения русских о своем будущем соседе. Описание это дает, однако, более сведений о Монголии, чем собственно о Китае. Отличаясь некоторой живостью в описании и притом верностью и характеристичностью в изображении нравов и жизни тех народов, с которыми приходилось сталкиваться путешественникам, описание служило, несомненно, предметом подражания для составителей подобного рода путешествий. Что составителем его был Иван Петров, а не его товарищ Елычев, ясно из самого текста ("а Бурнаш Яковлев Елычев сказал мне" и т. д.) Путешественник рассказывает и об озере Байкале, по которому "на 7 дней езду", в объезд же "на 12 дней езду конем", перечисляет всех тех князей, чрез владения которых им пришлось ехать, упоминает и о женщине, владеющей Монголией, "указывающей по всем городам"; от нее они получили за ее печатью проездную грамоту, благодаря которой они только и могли проникнуть в Китай. Описывает путешественник и Великую стену, отделяющую собственно Китай и весьма их изумившую, и китайские города за стеной, и, что важно в географическом отношении, точно обозначает, сколько требуется дней для переезда из одной местности в другую. Описывая свой путь чрез Монголию, Ив. Петров попутно заносил в свое описание вообще все, что привлекало их внимание. Упоминает он, например, о городских стенах со сводами в воротах, "как у русских градов", о кирпичных палатах с их росписью в виде различных трав и цветов, которые так понравились путешественникам, что "не хочется и вон идти". Останавливали их внимание и храмы монгольские "клинчатые" (т. е. не имеющие на кровле округлых форм) с "неведомо какими" зверями на крыше вместо крестов, и "болваны" (т. е. кумиры) с протянутыми руками, как бы для поклона ("как кланяются мунгальские люди"). К тому же Петров дает некоторые сведения о богослужении и пр. Но, разузнавая и все примечая, он не всему придает веру. У монгол, как он говорит, существует два патриарха (кутухты), пользующихся у них особым почтением (им "по их вере все цари поклоняются"), но тут же он не верит слуху, что такой кутухта умер, а чрез 5 лет ожил. "То враки, что умер, да опять ожил" говорит автор. Есть у Ив. Петрова сведения и о монашестве, упоминает он и о земледелии, о виноделии и пр. Увидя Великую Стену, путешественники, естественно, поинтересовались узнать и об ее предназначении. Сведения о китайских городах, правда, не столь обширны, но и здесь мы находим очень интересные данные, например, о сборщиках на храм, расхаживающих по рядам и позванивающих в деревянные колокольчики, чтобы на них обратили внимание. Рассказывает он и огороде — резиденции самого царя Тайбуна, и о торговле этого города. До богдыхана путешественники не были допущены за неимением у них подарков ("поминок"). После посольства Петрова следующее было отправлено в 1618 году — Ив. Петелина (см.) и Пет. Казылова; в 1654—1656 гг. — посольство Ис. Байкова, своим упрямым характером едва не обострившего сношения с Китаем, в 1675 году — посольство Ник. Спафария, кажется, первого из русских послов, увидевшего богдыхана. Торговые сношения с Китаем завязались значительно позже: только в 1668 г. отправлен был первый торговый русский караван и, наконец, в 1670 году впервые прибыли китайские купцы в русский город Нерчинск.


И. П. Сахаров, Сказания русского народа, т. II (текст); Карамзин, История Государства Российского, т. IX, прим. 648; "Русский Архив" 1879 г., № 6, стр. 145; П. В. Шумахер, Наши сношения с Китаем (с 1567 по 1805 г.).


H. Воронков.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008