Петров (Николай Павлович) - военный инженер, генерал-лейтенант, родился в 1836 году. Образование получил в Константиновском кадетском корпусе и Николаевской инженерной академии. П. слушал в Санкт-Петербургском педагогическом институте лекции М.В. Остроградского , механику в Санкт-Петербургском технологическом институте и уже вскоре спроектировал машины для перестраивавшегося тогда Охтенского порохового завода. Командированный в 1865 году на год за границу для изучения прикладной механики, П. по возвращении приступил в Николаевской инженерной академии и Санкт-Петербургском технологическом институте, в качестве преподавателя, к чтению лекций по разным частям упомянутого предмета. В 1868 году П. утвержден в звании адъюнкт-профессора, затем был признан заслуженным профессором Николаевской инженерной академии и училища. В технологическом институте П. читал теорию и устройство паровых котлов и паровозов, руководил составлением проектов и в 1871 году ввел новый курс - о подвижном составе железных дорог, что побудило учебный комитет института предложить П. звание профессора. В 1873 году главное общество российских железных дорог пригласило П. в состав инженеров, разрешающих назревающие вопросы железнодорожной практики. С 1888 по 1892 г. П. состоял председателем временного управления казенных железных дорог; в эти годы протяжение казенных железных дорог возросло вдвое, несколько казенных дорог окончены постройкой и началась постройка дороги в Уссурийском крае. П. состоял короткое время директором департамента железных дорог, председателем инженерного совета Министерства путей сообщения, а с 1893 года занимает пост товарища министра путей сообщения. В конце 1897 года П., как председатель Императорского русского технического общества, председательствовал в комиссии, призванной к обсуждению вопроса о расширении в России технического образования. П. напечатал немало трудов по своей специальности: "Очертание зубцов круглых цилиндрических колес дугами круга", "О непрерывных тормозных системах", "Об изнашивании и пробе стальных шин", "Хранение и перегрузка хлебного зерна и каменного угля", "Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости" (Санкт-Петербург, 1887: сочинение, заслуживающее особенного внимания), "Практические результаты опытов и гидродинамической теории с применением к железным дорогам и бумагопрядильням", "Resultats les plus marquants de l´etude theroique et experimentale sur les frottements mediat", "Определение скорости поезда на железной дороге при возможном увеличении вероятности безопасного движения" (Санкт-Петербург, 1890), "Насадка шин на колеса и колес на оси", "Опасные скорости движения паровоза", "О наивыгоднейших скоростях движения товарных поездов и о способах определения скоростей воинских поездов на железной дороге", "Сравнение условий движения поезда по железной дороге одиночной и двойной тягой" (Санкт-Петербург, 1890).
Петров Николай Павлович
— военный инженер, генерал-лейтенант, род. в 1836 г. Образование получил в Константиновском кадетском корпусе и Николаевской инженерной академии. П. слушал в Сибирском педагогическом институте лекции М. В. Остроградского, механику в Сибирском технологическом институте и уже вскоре спроектировал машины для перестраивавшегося тогда Охтенского порохового завода. Командированный в 1865 г. на год за границу для изучения прикладной механики, П. по возвращении приступил в Николаевской инженерной академии и Спб. технологическом институте в качестве преподавателя к чтению лекций по разным частям упомянутого предмета. В 1868 г. П. утвержден в звании адъюнкт-профессора, затем был признан заслуженным профессором Николаевской инженерной академии и училища. В Технологическом институте П. читал теорию и устройство паровых котлов и паровозов, руководил составлением проектов и в 1871 г. ввел новый курс — о подвижном составе железных дорог, что побудило учебный комитет института предложить П. звание профессора. В 1873 г. Главное общество российских железных дорог пригласило П. в состав инженеров, разрешающих назревающие вопросы железнодорожной практики. Годы 1888—92 П. состоял председателем временного управления казенных железных дорог; в эти годы протяжение казенных железных дорог возросло вдвое, несколько казенных дорог окончены постройкой и началась постройка дороги в Уссурийском крае. П. состоял короткое время директором департамента железных дорог, председателем инженерного совета министерства путей сообщения, а с 1893 г. занимает пост товарища министра путей сообщения. В конце 1897 г. П., как председатель Императорского русского технического общества, председательствовал в комиссии, призванной к обсуждению вопроса о расширении в России технического образования. П. напечатал немало трудов по своей специальности: "Очертание зубцов круглых цилиндрических колес дугами круга", "О непрерывных тормозных системах", "Об изнашивании и пробое стальных шин", "Хранение и перегрузка хлебного зерна и каменного угля", "Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости" (СПб., 1887: сочинение, заслуживающее особенного внимания), "Практические результаты опытов и гидродинамической теории с применением к железн. дорогам и бумагопрядильням", "Resultats les plus marquants de l´étude théorique et experimentale sur les frottements mediat", "Определение скорости поезда на железной дороге при возможном увеличении вероятности безопасного движения" (СПб., 1890), "Насадка шин на колеса и колес на оси", "Опасные скорости движения паровоза", "О наивыгоднейших скоростях движения товарных поездов и о способах определения скоростей воинских поездов на железной дороге", "Сравнение условий движения поезда по железной дороге одиночной и двойной тягой" (СПб., 1890).
{Брокгауз}
Петров, Николай Павлович
— инженер-генерал, чл. Гос. Сов., председ-ль 2-го его деп-та, поч. чл. инж. сов. мин. пут. сообщения, Имп. ак. наук и СПб. технол. инст. Род. в 1836 г., из дворян Новгород. губ. Окончил в 1855 г. Констант. кадетск. корпус (ныне Констант. артил. училище) и в 1857 г. Николаевскую инженерную академию, где оставлен репет-ром математики. Для дальнейшего усовершенствования в науке П. слушал лекции в бывшем педагогич. институте, а изучение прикладной механики начал в технолог. институте. В 1865 г. командирован за границу для изучения практич. механики. С 1866 г. читал лекции в Николаевской инженерной академии и в техн. инст. В 1867 г. за многие научн. работы был назначен адъюнкт-профессором инж. академии. В 1871 г. избран профессором СПб. техн. инс-та, где читал лекции по теории и устройству паров. котлов и паровозов. Не удовлетворяясь работами своих предшественников, П. старался приложить свои знания к самостоятельному разрешению разных вопросов. Такова была его первая работа "Очертания зубцов крупных цилиндр. колес дугами круга", напечатанная в "Инжен. Журн." в 1870 г. и удостоенная премии этого же журнала. В 1873 г. главное общество российских ж. дор. пригласило его в состав своих инженеров, а в 1876 г. общество командировало его на всемирную выставку в Филадельфию экспертом или, как называли его там американцы, "судьей". В 1888—1892 гг. состоял председ-лем временного управления казен. ж. дорог, был дир-ром деп-та ж. дорог, а также председателем инж. сов. мин. пут. сообщения. С 1893 по 1900 г. занимал должность тов. мин-ра путей сообщения. В научно-техн. области П. является творцом гидродинамической теории трения при налич-ти смазывающей жидкости; при помощи им же предложенного прибора он определил кривые для разн. масел и дал тем возм-сть больш. сбережения машин. За эту работу он получил Ломоносовскую премию академии наук. Другое обширное сочинение его по тому же вопросу вышло в 1886 г. и также удостоено Имп. академией наук премии митрополита Макария. П. принадлежит много работ по вопросам подвижн. состава жел. дорог и ж.-д. хоз-ва. Научно-литер. трудов его насчитывается более 80, из них более выдающиеся: 1) "Об очертании зубцов кругл. цилиндрич. колес дугами круга"; 2) "Об изнашивании и пробе стальн. шин"; 3) "О непрерывных тормозн. системах"; 4) "Трение в машинах и влияние на него смазывающих жидкостей"; 5) "Практич. резул-ты опытов гидродинамич. теории трения с применением к ж. дорогам и бумагопрядильням". Кроме науч. деятельности, весьма важна и ценна деятельность П. в области экономики ж.-д. хоз-ва, где он указал на необходимость связи техники с жизнью. Ценя всю практич. важность трудов этого рода, Имп. рус. техническ. общество еще в 1888 г. присудило П. высшую из выдававшихся тогда наград — золотую медаль Государя Наследника Цесаревича, а 27 апр. того же года московское политехническ. общество избрало его в свои почетные члены. В настоящее время Н. П. П. является одним из заслуженнейших рус. инженеров.
Крупный ученый и инженер в области железнодорожного транспорта
. Продолжал оставаться членом Государственного Совета. С 15 июня 1915 г. — председатель Верховной комиссии для расследования обстоятельств, послуживших причиной "несвоевременного и недостаточного пополнения запасов военного снаряжения". Постановлением этой комиссии в 1916 г. было возбуждено уголовное преследование против бывшего военного министра В. А. Сухомлинова. П. принимал участие в строительстве Сибирской железнодорожной магистрали. Умер 15 января 1920 г. в Туапсе.src="http://pagead2.googlesyndication.com/pagead/show_ads.js">
Соч
.: Гидродинамическая теория смазки. Избранные работы. М. 1948; Прочность рельсов и устойчивость пути. Пг. 1915.Лит
.: Костомаров В. М. и Бургвиц А. Г. Основоположник гидродинамического трения в машинах Н. П. Петров. М. 1952.{Воен. энц.}
Петров, Николай Павлович
[13 (25) мая 1836 — 15 янв. 1920] — рус. ученый и инженер, почетный чл. Петербург. АН (с 1894), инженер-генерал-лейтенант. По окончании в 1858 Инженерной академии (в Петербурге) работал в ней же на кафедре математики у М. В. Остроградского. В 1862 стал читать курс высшей математики в академии, а в 1866— лекции по различным разделам прикладной механики в Петербург. практич. технологич. ин-те. В 1867 П. был избран адъюнкт-проф. Инженерной академии, а в 1871 — проф. Петербург. практич. технологич. ин-та. В 1888—92 был пред. Управления казенных ж. д., с 1892 — пред. Инженерного совета мин-ва путей сообщения и в течение нескольких лет (с 1893) — товарищем министра путей сообщения.
Первые свои работы по механике П. проводил под руководством И. А. Вышнеградского. В 1883 вышла работа П. "Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости", где впервые излагался закон трения при наличии смазки. П. обосновал гипотезу И. Ньютона о пропорциональности напряжения трения внутри жидкости первой степени относительной скорости ее движения и дал возможность использовать эту гипотезу для изучения определенного режима течений вязких жидкостей, названных позднее ламинарными течениями. Он указал также на возможность существования другого режима течения жидкости — турбулентного. П. сформулировал закон трения при смазке, исходя из общих ур-нии гидродинамики вязкой жидкости и рассматривая фрикционный узел в машинах в виде двух концентрич. цилиндров (подшипник и шип вала), разделенных тонким слоем смазки. За этот труд П. в 1884 был удостоен Ломоносовской премии АН. Работы П. послужили основой для создания гидродинамич. теории трения при смазке и толчком к дальнейшему развитию теоретич. и экспериментальных исследований в этой области. П. заложил также теоретич. основы одного из методов вискозиметрии. В теории механизмов он предложил метод очертания зубцов цилиндрич. колес дугами круга; в свое время его метод был наиболее точным решением задачи.
Ряд работ П. относится к области ж.-д. техники (тяговые расчеты поездов, давление колес на рельсы и их прочность, исследование действия тормозных систем и др.). В 1871 ввел в Петербург. практич. технологич. ин-те новый курс о подвижном составе ж. д. Принимал активное участие в строительстве Сиб. магистрали. С 1875 состоял чл. (с 1896 — почетным чл.) Рус. технич. об-ва, а в 1896—1905 был его пред. П. известен также как поборник высшего технич. образования в России.
Соч.: Гидродинамическая теория смазки. Избранные работы, М., 1948 (имеется биография и список трудов); Давление колес на рельсы. Прочность рельсов и устойчивость пути, [СПб], 1915; К вопросу о приготовлении для промышленности инженеров, "Журнал министерства народного просвещения", 1915, ч. 56 [4 апрель].
Лит.: Костомаров В. М. и Бургвиц А. Г., Основоположник теории гидродинамического трения в машинах Н. П. Петров, М., 1952; Воларович М. П., Н. П. Петров — основоположник гидродинамической теории смазки машин, в кн.: Трение и износ в машинах. Труды Второй Всесоюзной конференции по трению и износу в машинах, [т.] 3, М.—Л., 1949.