ПЕТЁФИ
ПЕТЁФИ
Pet?fi), Шандор (1.I.1823 - 31.VII.1849) - венг. поэт, революц. демократ, один из вождей революции 1848-49 в Венгрии. Сын небогатого торговца из г. Кишкереш. В 1833-34 учился в школах в Кишкуншаге, Пеште, в 1835-38 - в гимназиях в Асоде и Шельмеце. С 1838, не имея средств к существованию, много странствовал по стране в поисках работы. Был солдатом австро-венг. армии (сент. 1839 - февр. 1841), артистом в Кечкемете (нояб. 1842 - апр. 1843), переписывал статьи для журнала в Братиславе (май - июнь 1843), делал переводы. В 1844-47 П. - сотрудник ряда журналов в Пеште. В 1842 были напечатаны первые стихотворения П., в 1844 вышел первый поэтич. сборник П. В 1846 П. предпринял попытку создать революц. орг-цию из числа радикальной молодежи Пешта "Об-во десяти". В 1847 - возглавил орг-цию "Молодая Венгрия". Принял участие в разработке "12 пунктов" - программы бурж.-демократич. реформ. Вместе с П. Вашвари П. руководил революц. восстанием 15 марта 1848 в Пеште и Буде. Захватив типографию, они отпечатали "12 пунктов" и "Нац. песню" П., ставшую революц. гимном народа. П. вошел в состав К-та обществ. спасения, в руки к-рого перешла власть в результате победы восстания. В июне 1848 кандидатура П. была выдвинута лев. радикалами в парламент. С сент. 1848 П. - в рядах венг. революц. армии, с янв. 1849 - адъютант Ю. Бема. Погиб в битве под Шегешваром. Творчество П. отразило подъем революц.-демократич. мысли и нац.-освободит. движения в Венгрии в 1848-1849. В поэзии П., проникнутой социально-политич. мотивами, содержался призыв к вооруж. восстанию, нац. освобождению и демократизации Венгрии ("Патриотич. песня", 1844, "Венгерская нация", 1846, "От имени народа", 1847, "Национальная песня", 1848, и мн. др.). П. возглавлял наиболее революц. и интернационалистскую часть венг. молодежи, понимавшую необходимость и важность полной ликвидации крепост. права, справедливость нац. требований слав. народов Венгрии. Считая уступки Габсбургов недостаточными (см. ст. Венгрия), П. призывал к продолжению революции и созданию независимой демократич. респ. Венгрии. Соч.: ?sszes m?vei, k?t. 1-3, (Bdpst), 1955; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-4, М., 1952-53. Лит.: Авербух Р. A., Революция и национально-освободит. борьба в Венгрии. 1848-1849, М., 1965; Гидаш П. A., III. Петефи, M., 1960; Ill?es G., Pet?fi S., (Bdpst), 1963; R?vai J., Pet?fi, Bdpst, 1949; Dienes A., Pet?fi a szabads?gharcban, (Bdpst), 1959; P?ndi P., Pet?fi (A k?lt? ?tja 1844 v?gein), (Bdpst, 1961). В. С. Байков. Москва.
ПЕТЁФИ
pet?fi) Шандор (1823, г. Кишкереш – 1849, с. Фехередьхаза), венгерский поэт и общественный деятель. Сын серба – торговца скотом и словачки – служанки. Учился в Пеште, Асоде, Шельмеце (1833–39); окончить гимназию помешало разорение отца, а также увлечение сценой. С 1839 г. – статист Национального театра, в 1839–41 гг. – солдат (пошел в армию от нужды, уволен по болезни). Был странствующим актером, переписчиком, переводчиком деловых бумаг. С отрочества писал стихи (первая публ. – стихотворение «Пьющий», 1842). В 1844 г. привлек внимание сборником «Стихи», где через мечтательную чувствительность и отвлеченную патетику, признанные в те годы «хорошим тоном» в венгерской литературе, пробивались свежее народное мироощущение, реалистическая наблюдательность и непринужденный юмор. Звучали здесь также мотивы социального протеста («Против королей», «Дикий цветок»), бунтарского самоутверждения, неприятия обывательской пошлости. Многие стихи сборника стали народными песнями («Любовь», «Торг»).
Поэмы Петефи – ироикомическая «Сельский молот» и фольклорно-сказочная «Витязь Янош» (обе – 1844) – знаменовали решительный отказ автора от романтических штампов (в первой «высоким штилем» описывалась драка в корчме, во второй народный герой, удачливый и смелый крестьянский парень, вопреки соблазнам и притеснениям достигает Страны фей и добивается счастья).
Тревога за судьбы родины, болезненная реакция на нападки критики, обвинявшей поэта в «грубости» и «безвкусии», трагедия неразделенной любви отразились у Петефи в мотивах разочарования и мести (стихотворная драма «Тигрица и гиена», 1845; поэмы «Пишта Силай», «Шалго», роман в стихах «Веревка палача», все – 1846), ощущении дисгармонии бытия (цикл философско-медитативной лирики «Тучи», 1845–47).
Растущий круг друзей в борьбе за демократическую литературу, с которыми Петефи создает в 1846 г. «Общество десяти», счастливый брак с единомышленницей сообщают его стихам («голодраным витязям», по метафорическому определению самого поэта) энергию и оптимизм, острую злободневность и агитационность («Дворец и хижина», «Поэтам XIX века», «От имени народа», «Герои в дерюге», «Человек», «Света!» и др.). В любовной лирике Петефи появляется новый образ возлюбленной – товарища по борьбе.
С 1847 г. Петефи – глава оппозиционной организации «Молодая Венгрия». Революция 1848–49 гг., одним из руководителей которой он был, делает Петефи настоящим поэтом-трибуном («Национальная песня», «На виселицу королей!», «К нации», многочисленные боевые песни, прославляющие простого солдата). Поражение революции рождает у поэта трагические ноты («Ужаснейшие времена», 1849; поэма «Апостол», 1848, полная публикация в 1874 г.). Петефи погиб в стычке с казаками царской армии.
В России революционно-романтическая поэзия мятежного «венгерского Беранже», который так же, как и высоко ценимый им французский собрат по перу, ввел народ и его песню в «высокую» литературу и чье сердце, тонко чувствующее природу и любовь, было, по его собственному признанию, «залежью руды», из коей «куются мечи свободы» (стихотворение «Мое сердце», 1847), стала известной с сер. 19 в. (главным образом благодаря переводам поэтов-народников).
Поэмы Петефи – ироикомическая «Сельский молот» и фольклорно-сказочная «Витязь Янош» (обе – 1844) – знаменовали решительный отказ автора от романтических штампов (в первой «высоким штилем» описывалась драка в корчме, во второй народный герой, удачливый и смелый крестьянский парень, вопреки соблазнам и притеснениям достигает Страны фей и добивается счастья).
Тревога за судьбы родины, болезненная реакция на нападки критики, обвинявшей поэта в «грубости» и «безвкусии», трагедия неразделенной любви отразились у Петефи в мотивах разочарования и мести (стихотворная драма «Тигрица и гиена», 1845; поэмы «Пишта Силай», «Шалго», роман в стихах «Веревка палача», все – 1846), ощущении дисгармонии бытия (цикл философско-медитативной лирики «Тучи», 1845–47).
Растущий круг друзей в борьбе за демократическую литературу, с которыми Петефи создает в 1846 г. «Общество десяти», счастливый брак с единомышленницей сообщают его стихам («голодраным витязям», по метафорическому определению самого поэта) энергию и оптимизм, острую злободневность и агитационность («Дворец и хижина», «Поэтам XIX века», «От имени народа», «Герои в дерюге», «Человек», «Света!» и др.). В любовной лирике Петефи появляется новый образ возлюбленной – товарища по борьбе.
С 1847 г. Петефи – глава оппозиционной организации «Молодая Венгрия». Революция 1848–49 гг., одним из руководителей которой он был, делает Петефи настоящим поэтом-трибуном («Национальная песня», «На виселицу королей!», «К нации», многочисленные боевые песни, прославляющие простого солдата). Поражение революции рождает у поэта трагические ноты («Ужаснейшие времена», 1849; поэма «Апостол», 1848, полная публикация в 1874 г.). Петефи погиб в стычке с казаками царской армии.
В России революционно-романтическая поэзия мятежного «венгерского Беранже», который так же, как и высоко ценимый им французский собрат по перу, ввел народ и его песню в «высокую» литературу и чье сердце, тонко чувствующее природу и любовь, было, по его собственному признанию, «залежью руды», из коей «куются мечи свободы» (стихотворение «Мое сердце», 1847), стала известной с сер. 19 в. (главным образом благодаря переводам поэтов-народников).
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006