религиозное и философское учение и социально-политическое движение в Древней Греции VI—IV вв. до н. э., названо по имени Пифагора (первая половина VI в. до н. э.). Исходило из признания числа первоначалом сущего, а математические закономерности — основа структуры мира. Приводило к магии цифр, первым десяти — «декада» и ее элементы — приписывались божественные свойства. Учит о переселении душ. В IV в. до н. э. П. практически сливается с платонизмом, но возрождается в I в. до н. э.—III в. н. э. в виде неопифагореизма. Идеальные числа понимаются в нем, как первообразы вещей. Усиление магического мистицизма.
ПИФАГОРЕИЗМ
ПИФАГОРЕИЗМ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Пифагореизм
др.-гр. филос. школа, основанная Пифагором во 2-й пол. VI в. до н. э. Принятая периодизация П.: Ранний П. - 2-я пол. VI - сер. V в. (Пифагор, Гиппас, Бронтин, Феано и др., врач Алкмеон); Средний П. - сер. V - 1-я четв. IV в. (Филолай, Еврит); Поздний П. - 1-я четв. IV - сер. IV в. (Архит, Тимей, Оккел и др.). Из трудов пифагорейцев не сохран. ничего, кроме фр-тов соч. Филолая «О природе», «О душе», «О ритмах и мерах». Известны имена 235 членов пифагорейского союза (в т. ч. 17 женщин). Аристократ, замкнутость пифагорейцев возбудила к ним ненависть жителей Кротона, поджегших (ок. 500) дом, где они собирались. Взгляды пифагорейцев изложены в соч. Аристотеля, Секста Эмпирика, Ямвлиха и др. антич. авторов.
В основе П. лежало понятие о числах как первич. сущностях (причинах вещей), воплощавших в себе свойства всех вещей (в т. ч. умозрит.), и учение о гармонии чисел, в соотв. с к-рой составлена Вселенная. Ум (Нус) пифагорейцы отождествляли с сущностью и называли началом всех чисел, определяя его как Одно (1) и Монаду, состоящую из чета (безгран. элемент) и нечета (огранич. элемент). Из Ума-Монады образовалась неопред. Двоица (Мнение), из Двоицы - числа, из чисел - точки, из точек - линии, из линий - плоские фигуры, а их них - чувственные тела, элементов к-рых 4: огонь, вода, земля, воздух; они порождают живой, сферический и наделенный сознанием космос, содержащий в середине Землю. Др. философы-пифагорейцы, по свид-ву Аристотеля, признавали 10 начал (пар противоположностей), напр.: граница и безграничное, одно и много, нечет и чет, правое и левое и т. д. Числа у древ, пифагорейцев были неотделимы от самих вещей, имели опред. величину и др. чувственные характеристики. Наиб, внимание пифагорейцы уделяли изучению мат. наук (геометрии, арифметики, астрономии). Математикой занимались Феодор Киренский и Гиппократ Хиосский, медициной - Демокед и Алкмеон, астрономией - Тимей, ботаникой - Менестор, геометрией и теорией музыки - Архит Тарентский. Философы-пифагорейцы условно подразд. на математиков (тех, кто обстоятельно изучил науч. теорию) и акусматиков (тех, кто прослушал лишь сжатые наставления в науке). Позднее Гиппас из Метапонта разработал т. н. учение акусматиков, заменив вычисления символ, толкованиями. Этика П. подразумевала воздержание от чрезмерных чувственных наслаждений, провозглашала вегетарианский образ жизни и устанавливала систему воспитания, основанную на строгом соблюдении возрастной иерархии.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
В основе П. лежало понятие о числах как первич. сущностях (причинах вещей), воплощавших в себе свойства всех вещей (в т. ч. умозрит.), и учение о гармонии чисел, в соотв. с к-рой составлена Вселенная. Ум (Нус) пифагорейцы отождествляли с сущностью и называли началом всех чисел, определяя его как Одно (1) и Монаду, состоящую из чета (безгран. элемент) и нечета (огранич. элемент). Из Ума-Монады образовалась неопред. Двоица (Мнение), из Двоицы - числа, из чисел - точки, из точек - линии, из линий - плоские фигуры, а их них - чувственные тела, элементов к-рых 4: огонь, вода, земля, воздух; они порождают живой, сферический и наделенный сознанием космос, содержащий в середине Землю. Др. философы-пифагорейцы, по свид-ву Аристотеля, признавали 10 начал (пар противоположностей), напр.: граница и безграничное, одно и много, нечет и чет, правое и левое и т. д. Числа у древ, пифагорейцев были неотделимы от самих вещей, имели опред. величину и др. чувственные характеристики. Наиб, внимание пифагорейцы уделяли изучению мат. наук (геометрии, арифметики, астрономии). Математикой занимались Феодор Киренский и Гиппократ Хиосский, медициной - Демокед и Алкмеон, астрономией - Тимей, ботаникой - Менестор, геометрией и теорией музыки - Архит Тарентский. Философы-пифагорейцы условно подразд. на математиков (тех, кто обстоятельно изучил науч. теорию) и акусматиков (тех, кто прослушал лишь сжатые наставления в науке). Позднее Гиппас из Метапонта разработал т. н. учение акусматиков, заменив вычисления символ, толкованиями. Этика П. подразумевала воздержание от чрезмерных чувственных наслаждений, провозглашала вегетарианский образ жизни и устанавливала систему воспитания, основанную на строгом соблюдении возрастной иерархии.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)