, Франсис (Picabia, Francis) 1879, Париж — 1953, Париж. Французский художник. Учился в парижской Школе декоративных искусств у Ф. Эмбера и Ф. А. Кормона (1895—1896). В 1902 совершил путешествие в Испанию. В ранних пейзажах следовал манере Коро и импрессионистов, затем увлекся яркой красочностью фовистской живописи. В 1910 встретился с братьями Дюшан и с Г. Аполлинером, что оказало значительное воздействие на его дальнейшее творчество. Абстрактные картины Пикабиа, показанные на международной выставке "Армори шоу" в Нью-Йорке (1913), принесли известность художнику (Удни, 1913, Париж, Нац. музей современного искусства). В период пребывания в Нью-Йорке (1915—1917) сблизился с художниками американского авангарда и вместе с М. Дюшаном создал нью-йоркское объединение дадаистов. Отказавшись от геометрической абстракции, Пикабиа приступил к большому циклу композиций, в которых раскрашенные копии технических чертежей обретают неожиданное сходство с человеческими фигурами (Любовный парад, 1917, Чикаго, частное собрание; Вот дочь, рожденная без матери, 1917, Париж, Нац. музей современного искусства). Эти "механоморфы", преисполненные юмора, дразнящего дадаистского сарказма, демонстрируют парадоксальность зрительного восприятия, способного обнаружить миметический образ в отвлеченном чертеже. В Нью-Йорке Пикабиа основал авангардистский журнал 391, который издавал затем в Европе вплоть до 1924. В 1918 переехал в Швейцарию, где в следующем году присоединился к цюрихской группировке дадаистов. Принимал активное участие в манифестациях этого объединения, продолжал работу над механоморфами (Дитя-карбюратор, 1919, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма). Вернувшись в Париж в 1920, организовал новое объединение дадаистов. В нач. 1920-х работал приемами коллажа, претворяя в изобразительные детали самые различные материалы (Соломенная шляпа, 1921; Женщина со спичками, ок. 1923—1924, обе — Париж, частные собрания). В 1927 в творчестве Пикабиа начинается период т. н. прозрачных картин ("транспаранасов"), в которых художник искал внеперспективные способы передачи пространства. Разномасштабные рисунки лиц и фигур сливаются в плоскостные линейные сплетения, но в результате аккомодации глаза к пересечениям разных планов и ракурсов возникают зигзагообразные пространственные скачки, некое подобие стереоскопии (Сфинкс, 1929, Париж, Нац. музей современного искусства; Медея, 1929, Париж, частное собрание). С 1934 наплывы прозрачных образов сменяются тяжеловесными, брутальными формами псевдоклассицизма. Утрируя манеру самоучек, стилистику китча, Пикабиа достигает пародийного снижения "высоких" жанров аллегории, портрета, мифологической или библейской сцены (Испанская революция, 1936; Автопортрет, 1940, обе — Милан, частные собрания; Обнаженные на берегу моря, 1941, Женева, Малый дворец). В 1939—1945 Пикабиа пребывал в Швейцарии. Вернувшись с окончанием войны в Париж, сблизился с кругами экзистенциалистов. В его позднем творчестве абстракции чередуются с фигуративным гротеском (Она танцует, 1948, Милан, частное собрание; Разговор, 1949, Париж, частное собрание). Пикабиа занимался также сценографией, организацией празднеств и гала-представлений. Оставил обширное литературное наследие (поэтические сочинения, художественная критика, статьи по теории искусства). Его творчество, обойденное вниманием современников, было заново открыто в период постмодернизма, когда проявился особый интерес к иронии, языковой игре, скрещению различных стилей и модусов художественного творчества.
Лит.: Picabia F. Ecrits. Paris, 1978. 2 vol.; Sanouillet M. Picabia. Paris, 1964; Camfield W. A. Francis Picabia. His Art, Life and Times. Princeton, 1979; Borras M. L. Picabia. Barcelona; Paris, 1986.
В. Крючкова