Пикар, Петр

Найдено 1 определение
Пикар, Петр

(Picart); (подписывался: PP., Пикарт, Пикард, Пиктор) — амстердамскии гравер на меди резцом и крепкои водкой. Из дел Оружейной палаты видно, что "в 1702 году февраля в 26-е число, по указу великого государя и по доношению Адреяна Шхонебека выехал к Москве из Амстердама пасынок его Андреянов, Петр Пикард для помоществования ему в его работы делах, и вел. государя жалованья определено (ему) на год по 500 ефимков и для житья двор" (Викторов, стр. 483). В описях он значится часто Риардом (Пикардом)... грыдоровального и рисовального дела мастером. 6 марта 1703 года Пикар послан с учеником своим П. Буниным в Шлиссельбург "для грыдорования всяких прилучий его великого Государя дел" (Викторов, 417); в 1702 г. был y него еще ученик Егор Воробьев. В 1708 г. Пикар печатал карты Финских берегов и гравировал фигуры для Кэгорновой большой фортификации. Шхонебек умер в 1704 г., a в декабре 1707 г. Пикар просил поместить его на место умершего Шхонебека, должность которого он уже исполнял "близь трех лет" ["Милости просит нижеподписанный раб твой, грыдорованной мастер. Работает он тебе государю после умершего своего вотчима Андриана Скойбека (sic) в вышепомянутом художестве близ три года, твою бы государеву милость к нему бы была, и пожалован в умершего места вотчима моего жалованьем и расходом, которые ему прежде помянутому Адриану были... Вели, государь, мне выдать жалованье и расход, как вышеименованное вотчима моего было; потому: жалованье, которое мне ныне выдаетца с женою и с детьми, пропитатися не могу. Дек. 1707 г." (Викторов. Описание Оружейной палаты, стр. 484).]. По указу Петра из-под Смоленска велено быть Пикару на печатном дворе, вместе с учениками его Иваном Зубовым и Васильем Томиловым [Которые были прежде того учениками Шхонебека.] вследствие чего с 1708 г. Пикар значится при Московской типографии грыдорованного дела мастером, с жалованьем по 325 руб. в год; при нем подмастер Иван Зубов (жалованья 40 р.) и Петр Бунин (жал. 25 р. 18 алт.). Здесь Пикар завален был гравированием досок к разным книгам. В письмах Мусина-Пушкина к Петру встречаются по этому предмету многие указания; так, в конце 1708 года Петр писал к Мусину-Пушкину: "к двум Боргздорорфовым книгам (как крепости брать) чертежи вырезать Пикарду, напечатать и книги те с оными чертежами переплесть и прислать... понеже чертежеи в оных книгах не много, которые он, Пикард, может скоро вырезать" (Голиков Д.П. В. Изд. 2. IV. 321). 23 августа 1708 г. Мусин-Пушкин писал Петру про латинскую (Римплерову) книгу: "а в той книге фигур больше 300 не малых, a Пиктор, чаю, и в полгода не сделает". 27 декабря 1708 г. Мусин-Пушкин жаловался Петру, что "мескота (в печатании книг) чинится от Пикарта, понеже один он, a учеников два человека и те плохи, но я определил одного человека непрестанно над ними смотрети, чтоб не гуляли".


В 1709 г., 18 января, Мусин-Пушкин писал, что "в Римплеровой книге нечистота в фигурах y Пикарта учинилась от поспешения. И я ему приказал, чтоб хотя и не скоро, только бы тщательно и чисто делал. Геометрическую книгу скоро напечатаем, но для фигур продолжится, понеже Пикарт фигуры вновь делает по препорции кумплементальной книжки меньше старых фигур".


25 сентября 1709 тот же Мусин-Пушкин писал, что "во флаговую книгу фигуры y Пикарта еще не поспели, числом их есть не малое всех 190, a как поспеют, пришлю к тебе, Государю".


Под ведением Московской типографии Пикар находился до 1714 года; из работ его за это время (1708—1714) более других замечательны: битва гр. Апраксина с Ватрангом и торжественное вииествие русских войск в Москву после Полтавской баталии. — В это же время выгравированы под его руководством и им самим рисунки к архитектуре Виниолы (изд. 1712 г.). В 1714 году Пикар выслан в Петербург, в тамошнюю вновь заведенную типографию [Эта типография была заведена еще в 1711 году; в этом году из Москвы прислан был в нее гравировальный стан, и при нем четыре мастера, три ученика, один литерщик, один литерный ученик и восемь печатников (Пекарский. Наука и литература при Петре I. СПб., 1863. II. 650 и 651).], где и назначен старшим гравером. При нем работали Алексей Зубов (называвшийся тоже старшим мастером), А. Ростовцев и И. Мякишев. В С.-Петербургской типографии Пикар пробыл до самого закрытия ее, т. е. до 1727 года. В эти тридцать лет он награвировал множество досок для книг; под его руководством изданы целые гравированные на меди коллекции, как-то: Кунсты садовые в 1718 г. и Кунсты корабельные 1719 г. Кроме того, Пикар награвировал в 1715 году огромный вид Москвы с монастырями (см. № 5) и проспект русского флота при Котлине-острове, a в 1717 году огромный портрет Петра с баталиями.


В это время Пикар работал и для других ведомств; так, в 1722 году городовая канцелярия, во исполнение собственноручного указа царя, требовала Пикара: "срисовать Петергоф и Стрельну, огороды и парки каждой, также и каждую фонтанку, и прочие хорошие места в преспективе, как французские и римские чертятся, и велеть Пикарду, чтоб делал печатные доски". Но Синод не отпустил Пикара, потому что он еще не кончил в то время чертежей к Ифике и карты Азии, заказанных тоже по царскому указу. В 1725 году Синод требовал с Артиллерийской конторы 323 руб. денег для уплаты Пикару с его учениками за резание на меди 180 чертежей. Контора отказалась платить за тем, что книги помянутые еще не напечатаны (Пекарский, II. 661).


В 1727 году, с упразднением Санкт-Петербургской типографии, уволен был и Пикар. При этом в том же 1727 году Пикар подавал императору Петру II просьбу о продолжении ему жалованья на будущее время, причем объяснял: "Блаженные и вечнодостойные памяти их Императорским Величествам, Вашего Императорского Величества Государю деду и Государыне бабке, a ныне вашему Императорскому Величеству служу я, нижайший, с юности своей уже близко сорока лет, в тое службу принять я самим блаженные и вечнодостойные памяти его Императорским Величеством в Голландии, понеже до меня отец мой Его Императорскому Величеству служил. И в бытность моего служения, бывал я с Его Императорским Величеством во многих походах, причем многие труды и убытки восприял, и престарел и одряхлел, что ныне уже целый год в великой болезни пребываю!.." 7 ноября 1727 года было постановлено в Синоде, "чтоб оному Пикарду по окладу его давать на пропитание по смерть его треть, понеже он пришел в сущую старость и за имеющеюся в нем обдержимою через два года жестокою чахоточною болезнью ничего не работает, a за многую его работу и за учение русских учеников своему художеству давать бы из окладного его трактаменту на пропитание треть". Но это постановление не было приведено в исполнение и в 1732 году, так как и тогда Пикар все еще подавал просьбы о жалованье. После 1732 года сведений о нем уже не встречается (Пекарский, II. 651).


Пикар, точно так же как и Шхонебек, сильно травил свои доски крепкой водкой; гравировал неряшливо и рисовал крайне плохо, a рисунки свои копировал с Ромейна де Хогхе и других современных ему голландцев. Образовал из русских учеников таких же плохих мастеров, каким был сам. Его работы:


1. Петр Первый, царь и повелитель всероссийский; ниже перечисление одержанных им побед; по бокам поясные фигуры связанных пленных: "Грыдоровал в Скт. Питербурхе Петр Пикарт 1717 году". На двух листах, склеенных в вышину. Вся гравюра разделена на три треугольника; боковые треугольники основаниями вниз, содержат 23 поясные изображения великих князей и царей дома Романовых, начиная от Рюрика до Иоанна V. В среднем треугольнике, вверху, стоит царь Петр в рост, с жезлом в руке, — сзади его морская баталия; два купидона держат над его головою корону. Пониже цепь из планов крепостей, завоеванных Петром; под ногами Петра до самого низу, в девяти полосах, изображены разные баталии в виде барельефов. Огромный лист; довольно хорошо выполнены крепкой водкой барельефы баталий; портреты Петра и предков царствующего дома награвированы весьма грубо. 37 х 19.10½. В Публ. библиотеке есть отличный экземпляр этой гравюры, пробный, без поправок резцом, из собрания Штелина. Доски сохраняются в Главном штабе. Старые экземпляры чрезвычайно редки. Новые приложены в моих Материалах для Русской Иконографии.


2. Аллегорическая картинка на победы Петра I: Петр сидит; воин на коленах подвязывает ему сандалию. Внизу пленные: "P. Picard Mosco. 1712". 5.7 х 3.5. Доска в Главном штабе.


3. "Торжественное вшествие русских войск в Москву после Полтавской победы. P. Picard del. et fecit". Шествие состоит из восьми полос, и проходит через трое триумфальных ворот. 18.3 х 26.1. Пленные в цепях и мифологические божества по сторонам, скопированы с 1-го листа Брюссельских торжеств на взятие Будды Леопольдом I, гравир. Ромейном де Хогхе. Доска находится в Акад. худож. в хорошем состоянии.


4. "Прешпект Российскаго Флота при Котлине острове 1715 Петр Пикарт грыдоровал". 9 х 17.3.


5. Огромный вид Москвы, на 8 досках (с облаками); к низу его приклеивается обыкновенно полоса с 8 монастырями. Самый вид Москвы состоит из 4 больших листов; к нему приклеены облака с картушью, из четырех полулистов. Четыре доски, составляющие один вид Москвы (без облаков), сохраняются в Главном штабе. И.М. Снегирев в Памятниках Московских древностей описывает этот замечательный эстамп в следующих выражениях: "особенно важен и любопытен чертеж Москвы, тщательно гравированный на четырех склеенных листах, длиной 3 аршина и две четверти без дюйма, a шириною 1 аршин и 10 вершков. Сверху надпись в облаках, окруженная ангелами и осененная императорскою короной с двуглавым под нею гербом: "Россиск. столица Москва. Caesarea Moscoviae metropolis Moscua". C правой стороны на облаках юноша в цесарской одежде, одною рукою, со скипетром, опирающийся на глобус, a в другой держащий развитую хартию, на коей видны весы правосудия. Ангелы парящие осеняют его императорскою короною и сыплют на него разные дары из рога изобилия; его окружают: Минерва, Цибела в башенной короне (turrita), Клио и другие аллегорические фигуры; позади Клио два ангела держат гербы Киевский и Новгородский; y ног юноши, как y Юпитера, орел с распростертыми крылами. Солнце прямо ударяет лучами своими ему в грудь, украшенную крестом. В облаках парят ангелы с гербами Российского государства. С левой стороны в облаках римско-католический епископ, осеняемый Духом святым в виде голубя и окруженный ангелами и херувимами, одною рукой держит два ключа, a другою благословляет корону, подносимую ему двумя ангелами; над ним трубит Слава, пред ним жена на облаках, в царственной одежде и короне со всевидящим оком на голове, с мечом в одной руке, a в другой с изображением какого-то лица и скрижали, на коей начертано: "Moska"; она оперлась на глобус. У подножия ее парит орел. Над нею ангел держит императорскую корону.


Москва во всем громадном величии и разнообразии представлена с южной ее стороны. По обрывистому берегу Москвы-реки, заваленному лесом, видна еще другая стена, местами обвалившаяся; за нею под навесом, в один скат y стены стоят пушки: это арсенал. На хребте Кремлевских гор трехэтажный сад, примыкающий к старому дворцу двухъярусному. Подле него Оружейная палата с круглою стрельницею, заслоняющая Благовещенский собор; от нее тянутся по горе здания Приказов, впоследствии Коллегий, между коими y верхних Тайнинских ворот Черниговский собор пятиглавый. Из-за верхнего сада выказываются Сретенский собор на сенях, Гербовая башня и крыши несуществующих ныне зданий. По неровному скату горы от Приказов идет забор к подольной церкви Св. Константина и Елены, окруженной дворами. На второй башне от угловой Свибловской виден крест: здесь была церковь Петра Митрополита на городе. От угловой Водовзводной башни Кремля простирается по берегу до каменного моста зубчатая стена Белого города. С одного конца моста стрельница с воротами проезжими, a c другого башня с шестью воротами, над которыми были каменные палаты, где содержались колодники по корчемным делам. За этою башней видна угловая стрельница или Алексеевская башня Белого города с зубчатою стеною. На мосту стоят палаты и лавки; y быков его мельницы. На реке от Москворецких водяных ворот живой мост; на ней лодки и род катера с парусом.


Стены Китай-города примыкают к самому Кремлю со своими бойницами и воротами. Из-за стен выставляется громадная и пестрая масса разных зданий, стоящих на его пригорках и горах: церкви с колокольнями, хоромы с вышками, палаты и дворцы, где каменное строение еще перемешано было с деревянным, огромные палаты каменные с избами и лачугами. От Китайской стены по берегу Москвы-реки, где были Васильевские сады, a прежде того Васильевский лужок, тянутся деревянные домики о двухскатных кровлях с заборами; по краям берега городьба из плетня. Это часть Белого города, На Швивой горке, кроме церкви, возвышаются две палаты трехэтажные с вышками. В нижней полосе помещены монастыри загородные, окружающие Москву: Андроньев, Спас новый, Спас Симонов, Девичий, Андрея Стратилата (Андреевский в пленицах), Донский, Даниловский, Покровский и Воскресенский; по каймам в клеймах двуглавые орлы" (Снегирев. Памятн. Московской древности, стр. 107). Описание это сделано Снегиревым по экземпляру Московского архива иностранных дел. В моем экземпляре к виду приклеены другие "облака" (верхняя полоса, состоящая из четырех листов), — на них, в средине, изображено одиннадцать купидонов, поддерживающих длинную ленту, с надписью: "росейск. столица Москва — Caesarea Moscoviae Metropolis Moscoa". Точно такой же верх приложен к моему экземпляру вида Москвы, снятого с Воробьевых гор и гравированного Бликландтом. Полные, старые, экземпляры этого вида находятся, кроме Московского архива иностранных дел, в Св. Синоде и в моем собрании; виды одних восьми монастырей есть y H. Забелина. Мера четырех досок вида, склеенных вместе, без верхов: 17½.5 х 92.10; мера каждого вида монастыря, без рамки, около 4.9 х 8.7½; с рамкой = 9 х 11.4.


Этот превосходный вид награвирован до 1715 г. и продавался Пикаром в Казенной книжной лавке (Пекарский. Наука и Литература при Петре I, II. 681). Весь вид, с восстановлением недостающих досок посредством фотолитографии, помещен в х томе моих Материалов для Русской Иконографии; при этом четыре оригинальных доски были выварены и отчищены и оказались в отличном состоянии, так что сделанные с них отпечатки вышли гораздо чище и сильнее старинных отпечатков времени Петра I. В Русских Граверах, изд. 1870 г., этот вид ошибочно приписан Бликландту.


6. Полтавская баталия. Огромная гравюра на двух листах (без имени Пикара), которая в Рус. Граверах 1870 г. ошибочно приписана Шхонебеку. Правая доска хранится в Главном штабе. Полные хорошие экземпляры чрезвычайно редки. На экземпляре Штелина в Публичной библиотеке помечено: "ор order Van Syn Zaarse Maj. 1710".


7. "Шведской галиот, оружием его державнейшаго црскаго Величества Взят 1703. Повелением црскаго Величества рисовал под шлотбургом a грыдоровал на Моск. Питер Пикарт". 5.11 х 8.10.



8. "Шведской Шнау..." та же подпись. 5.11½ х 8.11.


9. "План с прешпектом о бывшей акции меж российским генералом графом Апраксиным и швецким адмиралом Ватрангом... грыдоровал иноземец Питер Пикарт".


10. В Марсову книгу: "Пернов (план) грыдоровал Петр Пикард".


11. Заглавный лист к Марсовой книге 1713 г. с видом: "Санкт Питер бурх". Внизу: "Пикарт".


12—15. Четыре листа в книгу: "Куншты корабельные". В ней всего 10 гравюр; a именно: 1) Иисус Христос, идущий по морю; направо ладья с апостолами, налево военный корабль с двуглавым орлом и надписью: "1718"; 2) Корабль с надписью на корме: "Полтава"; внизу: "Пикарт."; 3) Корабль; несколько далее еще 5 кораблей; в глубине картины флот; подпись: "Пикарт"; 4) Корабль, близ него мореходное судно и две морские лодки; подпись та же; 5) Корабль, идущий под парусами, ему пересекает путь другое судно: "Г. Алексей Ростовцов"; 7) Два корабля; вправо каменное укрепление, вдали флот: "Пикарт"; 8) Корабль о трех мачтах, без парусов; 9) Корабль, идущий под парусами, с него стрельба из пушек; слева другое судно; вдали справа селение и пять судов; 10) Два корабля; между ними вдали видно одно судно, справа вдали пять судов (Пекарский, II. 434). Сахаров видел подпись Пикарта на №№ 1, 2, 4, 5 и 7 (Литер. Газета 1842 г., № 23, стр. 470). Полные экземпляры этой книги чрезвычайно редки. Публич. библиотека.


Еще две доски с кораблями: 15а. "Адмиральская яхта: "пикарт.". 15б. Трехмачтовый корабль; справа видно еще 5 кораблей; впереди лодка с 6-ю матросами: "Пикарт.".


16. "Размерная карта части Балтийскаго моря... грыдоровал на меди Питер Пикарт". Посвящена Меньшикову. Из атласа: "Книга размерная градусных карт ост зее или Варяжского моря. Напечатана повелением Императорского величества в санктпитербурге. Лета господня, 1723. Августа в 28 День".


В средине вид Петропавловской крепости и Невы, покрытой кораблями, с подписью: "Санктпитербурх", — внизу помечено: "Пикарт". — В атласе 15 карт в большой развернутый лист. В Московском архиве мин. иностр. дел.


17. "Новые размерные карты часть балтийского моря северная"; та же подпись; оттуда же.


17а. "Книга размерная градусных карть Ост-Зее... Пикарт.". Оттуда же.


18. "Карта Королевства Полскаго и В.К. Литовского... Пикарт. на Москве..."


19. Карта Европы на шести листах. Вверху портрет Петра (с Кнеллера): "грыдоровал Алексей Зубов". Внизу аллегорические изображения разных европейских государств: "P. Picard.".


19а. "Прямой чертеж Чернаго моря... гридоровал Пикарт"; с очень затейной картушью.


20. Чертеж дома с подписью: "Кто по желанию своему возмет под дворовое строение целое место... A ежели кто пожелает дом себе лутчее сего построить, оному надлежит явитца y архитектора Тресина... Пикарт".


21—29. Девять досок в книге Виньолы: "Правила о пяти чинех архитектуры. М., 1712". Монограммы Пикара "Р.Р.". Находятся на листах: №№ 48—54, 96 и 97.


30 и 31. Два заглавных листа (с видом Кремля, 10.6 х 6.7) к книге Бухнера: "Учение и практика артиллерии, М., 1711"). 1) На начальном листе изображены: Марс, Беллона и Вулкан: "Пикарт на Москве"; 10.7 х 6.8.; 2) Заглавный лист к 1-й части, с его же именем.


32. В экземпляре этой же книги, находящемся в Публ. библиотеке, есть еще три картинки кораблей, одна иэ них с подписью: "Пикарт.".


33—37. Пять досок в книгу: "Кунсты садов, СПб. 1718", без заглавного листа, в лист (Публ. библ.). Сперва идут 26 нумерованных листов с рисунками ваз, беседок и прочих садовых украшений; потом собрание беседок, 24 нумерованных листа; наконец, 25 нумерованных листов ворот и еще 4 листа ворот без нумеров. Гравированы: Пикартом, А. Зубовым и А. Ростовцевым; монограмма Пикара находится на следующих пяти листах: Ваза № 2, Ваза № 3, Беседки №№ 23 (2-я тетр.) и 24 (2-я тетр.), ворота № 14. Многие из этих досок находятся в Главном штабе.


38. В книге: "Ифика, Иерополитика или философия... СПб. 1718" — находится 61 изображение, гравиров. на меди; с монограммами: АР. (Ростовцев), И.М. (Иван Мякишев) и P., т. е. Пикара; на листе 152 находится подпись: "P. Picard".


39. Заглавный лист в книге: "Устав Морской", с аллегорическими фигурами и стихами: "предведение божие нам открывает... грыдоровал Петр Пикарть в Питербурхе 1720". 6.4 х 10.9.


40. В экз. этой книги, находящемся в Публ. библиотеке, прибавлен лист с подписью: "карабельные и прочих судов флаги и вимпели. П. Пикарт.".


41. Заглавный лист к книге: "Овидиевы фигуры, в 226 изображениях. П. Пикар. грид. 1721". 8°. 4.1 х 5.10½. Текст награвирован под изображениями, которые помещены по два на каждой странице. На картинках находятся монограммы тогдашних мастеров: Алексея Ростовцева, Ивана Мякишева, Семена Матвеева и Ивана Любецкого. Самые картинки скопированы с Нюренбергского издания, Иоанна Гофмана, гравированного на дереве, с французским и немецким текстами и посвященного Антону Ульриху, герцогу Брауншвейгскому: "Metamorphoses d´Ovide en rondeaux imprimez et enrichis de figures. Die Verwandlungen des Ovids... Nürenberg 1689". 8°. Вирши к картинкам нашего издания сочинены св. Димитрием Ростовским (Снегирев, Луб. Карт. 26; Зап. Моск. Универ. 1833. № 11, стр. 695). Эти же доски (выпечатанные) помещены в книге: "Овидиевы превращения, — перевод В. Майкова"; издание это посвящено Екатерине II; СПб. (без года).


42. "Таблица: 358 характиры; P. Picard fe. | Алгебр". Эта таблица изображает цифры европейские, индийские и арабские. Доска в Глав. штабе. 10.1 х 5.1.


43. Описание Америки, — карта, изданная В. Киприяновым в 1713: "Picard sculp".


44. "Христос с агнцем на плечах: я есмь пастырь добры". Р. 5.3 х 3.4 (Р. Н. К. III. 435).


45. Благовещение: "P.F.". 5.8½ х 4.3½ (Р. Н. К. III. 356).


46. Рождество Христово (Р. Н. К. III. 380).


47. "Ангел Господень Иоанна предтечу... ПИ". (Пикарт); лубочная картинка; 4.5 х 8.2½-


48. Евангелист Матфей; плохая крепкая водка: "Picard". 4.7½ х 3.1½.


49. На одном листе, гравированном Де Виттом: "торжественной в вод в Санкть Питербург взятой Швецкой эскадры... 1717 г.", — подписано: "видел и рисовал Питер Пикард".


49—54. Подписи Пикара находятся на 6 досках в книге: "Мемории или записки артиллерийские. III, I. СПб., 1832". 4°:


1. Пушка на станке: "1 фиг. 48. Лист 210".


2. Мортира: "Том. 1 фиг. 71. Листь 256".


3. Мортира и станок: "Том. 1 фиг. 72. Лист 258".


4. Мортира и лафет: "Том. 1 фиг. 79. Лист 274. Пикарт".


5. Две мортиры в разрезе: "Том 1 фиг. 81. Лист 275. Пикарт".


6. Большой лист сложенный: "Том 1 фиг. 87. Лист 290 Пикар. Изображение батареи с внутренней стороны". На первых 3 листах подпись едва заметна.


{Ровинский}





Пикар, Петр


(Пикарт), старш. гравер; познакомился в Амстердаме с Петром Великим, который и увез его в Россию; в русск. службе с 1697 г., † 172?.


{Половцов}





Пикар, Петр


младший гравер при Петре I. † при Анне.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008