ПИКАССО
ПИКАССО
Picasso) (собственно - Руис (Ruiz)), Пабло (p. 25.X.1881) - франц. художник и обществ. деятель. Испанец по происхождению, получил образование в художеств. школах Барселоны и Мадрида. В 1904-36 и с сер. 1939 живет во Франции. В период нац.-революц. войны исп. народа против исп. и междунар. фашизма (1936-39) находился в Испании, был директором музея Прадо в Мадриде, активно выступал в поддержку Нар. фронта, на вырученные от продажи своих картин деньги оказывал материальную помощь исп. республиканцам. В годы 2-й мировой войны - участник франц. Движения Сопротивления. В 1944 вступил в ряды Франц. коммунистич. партии. После войны активно участвует в Движении сторонников мира; с 1950 - чл. Всемирного Совета Мира; лауреат Междунар. премии Мира (1950) и Междунар. Ленинской премии "За укрепление мира между народами" (1961). В своем творчестве П. откликается на междунар. события, связанные с борьбой народов за демократию и мир. Его рисунок "Голубь мира" (1949) стал символом борьбы за мир. В 1952 П. вместе с поэтом-коммунистом П. Элюаром создал книгу "Лицо мира", в том же году им была создана фреска "Война в Корее", обличающая зверства амер. империалистов в этой стране, в 1954 написаны большие панно "Война" и "Мир" и др. Лит.: Пикассо. Сборник статей о творчестве. (Пер. с нем., франц. и польск.), М., 1957; Raynal M., Picasso, Gen., (1959); Zervos Chr., Pablo Picasso, v. 1-12, P., 1932-1961. E. И. Белякова. Москва.
ПИКАССО
Пабло (полное имя Руис-и-Пикассо) (1881–1973) — французский художник, испанец по происхождению. К началу 1900-х гг. относятся первые значительные произведения Пикассо — 1990–1901 — «голубой период», 1905–1906 — «розовый период». Они получили свое название изза преобладающих в то время в картинах художника тонов. Картины этого периода («Старый нищий с мальчиком», 1903; «Девочка на шаре», 1905) отличаются тонкостью цветового строя, пластичностью форм, лаконичностью рисунка, тонко передают душевное состояние человека, хотя и исполнены чувства утраченной или ускользающей гармонии человека с миром. В 1907 г. Пикассо порыва-ет с традициями реалистической живописи, обращает-ся к модернизму, пытаясь таким образом выразить кри-зис современной буржуазной культуры, крах ее традиционных ценностей. Стремясь противостоять пу-гающей действительности, Пикассо в своем творчестве сознательно искажает ее («Авиньонские девушки», 1907), деформирует натуру. Дополненное увлечением африканской скульптурой, а также некоторыми идеями П. Сезанна, творчество Пикассо приводит к созданию кубизма. Художники этого направления творили новую реальность, расчленяя предметы на части в соответ-ствии с их внутренним строением, а затем укладывали эти части в другом порядке, пробовали изображать один и тот же предмет с разных сторон одновременно. Пикассо в этот период заявлял, что рисует не то, что видит, а то, что знает. Его творчество в это время об-ращается к интеллекту человека и отрицает чувства. Активно разыскивая новые выразительные средства, Пикассо, как и Брак, начали использовать коллаж, вводить в произведения необычные материалы (железо, опилки, стекло и т.д.). Произведения 1910-х гг. стали завершением развития кубизма («Бутылка аперитива», 1913).
В 20-е гг. в творчестве Пикассо возникают неоклассические тенденции, в результате чего в его картинах по-являются сказочные сюжеты, графическое изящество линий, более реальные представления о человеке («Мать и дитя», 1922; иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия, 1931). Но в это же время создаются работы художника, близкие к сюрреализму с его эстетизацией безобразного, отталкивающего, низменно-эротического («Женщина на пляже», 1930). В 30-е гг. Пикассо как бы сталкивает эти две линии — гуманистически-элегическую и иррацио-нально-фантастическую — в серии «Минотавромахия». В ней в образе Минотавра (человека-быка) воплощается извечная борьба света и тьмы, добра и зла, разума и инстинкта. Со второй половины 30-х гг. творчество Пикассо становится все больше связанным с реальным миром и его заботами и проблемами. Пикассо в это время зани-мает активную политическую позицию — становится видным деятелем Народного фронта Франции, активно участвует в борьбе с фашизмом в Испании. Его произведения этого времени разоблачают фашизм, насилие, попрание человеческих прав. Выдающимся произведением стало панно «Герника» (1937) — протест против фашистского террора. Во время второй мировой войны Пикассо остается на оккупированной территории Фран-ции, принимает активное участие во Французском Со-противлении, становится членом коммунистической партии Франции. После войны он остается активным борцом за мир, его рисунок «Голубь мира» (1947) становится символом этого движения. С конца 40-х гг. творчество Пикассо становится особенно разнообразным. Он создает станковые картины, графику, работает как скульптор, создает различные серии рисунков, литографий, офортов на темы цирка, боя быков, античной мифологии и др. Также он пишет многочисленные женские портреты. При этом он опять выступает как эксперимен-татор, находит яркое индивидуальное решение, демонстрируя свою уникальную способность к постоянному самообновлению. До конца жизни Пикассо был полон жажды открытия новых ценностей, новых возможностей искусства. Его творчество оказало и продолжает оказывать влияние на искусство XX в.
В 20-е гг. в творчестве Пикассо возникают неоклассические тенденции, в результате чего в его картинах по-являются сказочные сюжеты, графическое изящество линий, более реальные представления о человеке («Мать и дитя», 1922; иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия, 1931). Но в это же время создаются работы художника, близкие к сюрреализму с его эстетизацией безобразного, отталкивающего, низменно-эротического («Женщина на пляже», 1930). В 30-е гг. Пикассо как бы сталкивает эти две линии — гуманистически-элегическую и иррацио-нально-фантастическую — в серии «Минотавромахия». В ней в образе Минотавра (человека-быка) воплощается извечная борьба света и тьмы, добра и зла, разума и инстинкта. Со второй половины 30-х гг. творчество Пикассо становится все больше связанным с реальным миром и его заботами и проблемами. Пикассо в это время зани-мает активную политическую позицию — становится видным деятелем Народного фронта Франции, активно участвует в борьбе с фашизмом в Испании. Его произведения этого времени разоблачают фашизм, насилие, попрание человеческих прав. Выдающимся произведением стало панно «Герника» (1937) — протест против фашистского террора. Во время второй мировой войны Пикассо остается на оккупированной территории Фран-ции, принимает активное участие во Французском Со-противлении, становится членом коммунистической партии Франции. После войны он остается активным борцом за мир, его рисунок «Голубь мира» (1947) становится символом этого движения. С конца 40-х гг. творчество Пикассо становится особенно разнообразным. Он создает станковые картины, графику, работает как скульптор, создает различные серии рисунков, литографий, офортов на темы цирка, боя быков, античной мифологии и др. Также он пишет многочисленные женские портреты. При этом он опять выступает как эксперимен-татор, находит яркое индивидуальное решение, демонстрируя свою уникальную способность к постоянному самообновлению. До конца жизни Пикассо был полон жажды открытия новых ценностей, новых возможностей искусства. Его творчество оказало и продолжает оказывать влияние на искусство XX в.
ПИКАССО
picasso) Пабло (полное имя Руис-и-Пикассо) (1881, Малага, Испания – 1973, Мужен, Франция), французский художник, испанец по происхождению; основоположник кубизма и др. авангардных течений 20 в. Учился у своего отца Хосе Руиса, а также в школах изящных искусств в Ла-Корунье (1894–95), Барселоне (с 1895 г.) и Мадриде (1897–98). С 1904 г. почти постоянно жил в Париже.
Картины т. н. «голубого периода» (1901–04; названы по преобладающим цветовым гаммам), написаны в сумрачной, печальной гамме голубых, синих и зеленых тонов («Жизнь», 1903). В полотнах «розового периода» (1905–06) прозрачные розово-золотистые краски выражают нежность художника по отношению к бродячим циркачам и комедиантам, бесприютным в жестоком мире, но зато свободным и умеющим любить по-настоящему. В картине «Девочка на шаре» (1905) юная акробатка балансирует на круглой поверхности мяча. Ее фигурка кажется особенно хрупкой рядом с тяжеловесной фигурой атлета. Девочка и силач, шар и куб, движение и основательная устойчивость составляют контрастную и вместе с тем гармоничную пару. Картину отличают тонко сгармонированный колорит, каллиграфическая отточенность рисунка и философская глубина. Вместе с тем геометризация фигур намечает пути к новому направлению – кубизму.
В 1907 г. Пикассо написал картину «Авиньонские девицы», в которой прибег к сознательному огрублению в изображении фигур девушек, уподобив их изваяниям африканских идолов. В 1908–09 гг. в творчестве Пикассо и его единомышленника Ж. Брака окончательно складываются черты нового направления: фигуры и предметы разлагаются на составные части и заново комбинируются на плоскости («Королева Изабо», «Дама с веером»; обе – 1909; «Портрет Амбруаза Воллара», 1910; «Три музыканта», 1921). Часто применяется коллаж («Бутылка аперитива», 1913).
В 1920-е гг. наряду с кубистическими работами появляются полотна, созданные в неоклассической манере («Женщины, бегущие по пляжу», «Флейта Пана», «Портрет Ольги Хохловой в кресле», все – нач. 1920-х гг.). Их выразительность строится на контрастах холодных и теплых тонов. Фигуры массивны, тяжеловесны, лепка их нарочито огрублена. В кон. 1920 – нач. 1930-х гг. Пикассо создает графические циклы в технике офорта («Метаморфозы» Овидия, 1930; «Минотавромахия», 1935).
Монументальное полотно «Герника» (1937) написано под впечатлением от известия о бомбардировке по приказу генерала Франко маленького городка басков в Испании, полностью разрушившей этот центр стойкого сопротивления фашистам. Самолеты бомбили город в тот час, когда улицы были заполнены людьми. Картина была выставлена в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже. Полотно Пикассо уникально в истории искусства по силе воздействия на зрителя и трагизму, выраженному кубистическо-сюрреалистическими средствами. Картина написана в почти монохромной гамме, но светлые и темные краски передают ощущение гибнущего в огне города. Из общего хаоса абстрактных форм и фрагментов зритель постепенно выделяет убитого солдата, подбегающую к нему женщину и раненую лошадь, плачущую мать с мертвым ребенком на руках, ревущего быка за ее спиной и еще одну женскую фигуру с воздетыми вверх руками, объятую пламенем. Сбоку протягивается длинная рука со светильником – символом надежды. Своим мощным антивоенным пафосом и лаконизмом средств выразительности полотно подобно политическому плакату.
В 1940–60-х гг. Пикассо вновь обращается к своим излюбленным мотивам античной мифологии, цирка и боя быков, создает произведения на тему «художник и модель». В этот поздний период творчества он часто по-новому интерпретирует полотна старых мастеров (Д. Веласкеса, Д. Энгра, Ф. Гойи, Э. Мане и др.), одновременно и выражая свое восхищение классическим искусством, и пародируя знаменитые картины. Большое место в его наследии занимают женские портреты. Он также создает скульптуры («Человек с ягненком», 1944), керамические изделия, множество рисунков и гравюр (цикл рисунков и литографий «Человеческая комедия», 1953–54).
В 1944 г. художник вступил во Французскую компартию. В 1950 г. он создал знаменитый рисунок «Голубь мира». В 1956–57 гг. исполнил панно для здания ЮНЕСКО в Париже, ряд произведений для Музея Гримальди в Антибе, который вскоре получил название «Музей Пикассо».
Творчество Пикассо, одного из самых ярких и последовательных новаторов, ставшее символом искусства 20 в., завершает классическую традицию и намечает новые пути, давшие ориентиры многим мастерам «столетия экспериментов».
Картины т. н. «голубого периода» (1901–04; названы по преобладающим цветовым гаммам), написаны в сумрачной, печальной гамме голубых, синих и зеленых тонов («Жизнь», 1903). В полотнах «розового периода» (1905–06) прозрачные розово-золотистые краски выражают нежность художника по отношению к бродячим циркачам и комедиантам, бесприютным в жестоком мире, но зато свободным и умеющим любить по-настоящему. В картине «Девочка на шаре» (1905) юная акробатка балансирует на круглой поверхности мяча. Ее фигурка кажется особенно хрупкой рядом с тяжеловесной фигурой атлета. Девочка и силач, шар и куб, движение и основательная устойчивость составляют контрастную и вместе с тем гармоничную пару. Картину отличают тонко сгармонированный колорит, каллиграфическая отточенность рисунка и философская глубина. Вместе с тем геометризация фигур намечает пути к новому направлению – кубизму.
В 1907 г. Пикассо написал картину «Авиньонские девицы», в которой прибег к сознательному огрублению в изображении фигур девушек, уподобив их изваяниям африканских идолов. В 1908–09 гг. в творчестве Пикассо и его единомышленника Ж. Брака окончательно складываются черты нового направления: фигуры и предметы разлагаются на составные части и заново комбинируются на плоскости («Королева Изабо», «Дама с веером»; обе – 1909; «Портрет Амбруаза Воллара», 1910; «Три музыканта», 1921). Часто применяется коллаж («Бутылка аперитива», 1913).
В 1920-е гг. наряду с кубистическими работами появляются полотна, созданные в неоклассической манере («Женщины, бегущие по пляжу», «Флейта Пана», «Портрет Ольги Хохловой в кресле», все – нач. 1920-х гг.). Их выразительность строится на контрастах холодных и теплых тонов. Фигуры массивны, тяжеловесны, лепка их нарочито огрублена. В кон. 1920 – нач. 1930-х гг. Пикассо создает графические циклы в технике офорта («Метаморфозы» Овидия, 1930; «Минотавромахия», 1935).
Монументальное полотно «Герника» (1937) написано под впечатлением от известия о бомбардировке по приказу генерала Франко маленького городка басков в Испании, полностью разрушившей этот центр стойкого сопротивления фашистам. Самолеты бомбили город в тот час, когда улицы были заполнены людьми. Картина была выставлена в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже. Полотно Пикассо уникально в истории искусства по силе воздействия на зрителя и трагизму, выраженному кубистическо-сюрреалистическими средствами. Картина написана в почти монохромной гамме, но светлые и темные краски передают ощущение гибнущего в огне города. Из общего хаоса абстрактных форм и фрагментов зритель постепенно выделяет убитого солдата, подбегающую к нему женщину и раненую лошадь, плачущую мать с мертвым ребенком на руках, ревущего быка за ее спиной и еще одну женскую фигуру с воздетыми вверх руками, объятую пламенем. Сбоку протягивается длинная рука со светильником – символом надежды. Своим мощным антивоенным пафосом и лаконизмом средств выразительности полотно подобно политическому плакату.
В 1940–60-х гг. Пикассо вновь обращается к своим излюбленным мотивам античной мифологии, цирка и боя быков, создает произведения на тему «художник и модель». В этот поздний период творчества он часто по-новому интерпретирует полотна старых мастеров (Д. Веласкеса, Д. Энгра, Ф. Гойи, Э. Мане и др.), одновременно и выражая свое восхищение классическим искусством, и пародируя знаменитые картины. Большое место в его наследии занимают женские портреты. Он также создает скульптуры («Человек с ягненком», 1944), керамические изделия, множество рисунков и гравюр (цикл рисунков и литографий «Человеческая комедия», 1953–54).
В 1944 г. художник вступил во Французскую компартию. В 1950 г. он создал знаменитый рисунок «Голубь мира». В 1956–57 гг. исполнил панно для здания ЮНЕСКО в Париже, ряд произведений для Музея Гримальди в Антибе, который вскоре получил название «Музей Пикассо».
Творчество Пикассо, одного из самых ярких и последовательных новаторов, ставшее символом искусства 20 в., завершает классическую традицию и намечает новые пути, давшие ориентиры многим мастерам «столетия экспериментов».
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
Пикассо
, Пабло Руис (Picasso, Pablo Ruiz) 1881, Малага — 1973, Мужен. Французский художник испанского происхождения. В детстве учился у своего отца, преподавателя рисования. В 1895, поступив в барселонскую Академию художеств "Ла Лонха", с блеском выдержал экзамен высшей ступени обучения. В полотнах, написанных в возрасте 15—16 лет, продемонстрировал совершенное владение приемами академической живописи (Первое причастие, 1895—1896; Знание и милосердие, 1897, обе — Барселона, Музей Пикассо). Выдержав в 1897 экзамен на старший курс Королевской академии Сан Фернандо в Мадриде, вскоре покинул ее и вернулся в Барселону, где приобщился к богемным кругам художников и интеллектуалов. В 1900 впервые посетил Париж. Жил попеременно в Париже и Барселоне до 1904, когда окончательно переселился в столицу Франции. Характерные для раннего парижского периода подражания мастерам импрессионизма и постимпрессионизма (Тулуз-Лотреку, Сезанну, Боннару, Дега) вскоре сменяются целенаправленным поиском собственного пути. В живописи "голубого" периода (1901—1904) вытянутые, угловатые фигуры погружены в густой синий сумрак (Жизнь, 1903, Кливленд, Музей искусств; Старый еврей с мальчиком, 1903, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Нищие и слепцы, зябко съежившиеся, прижавшиеся друг к другу, воплощают тоску одинокого бесприютного существования, отрешенность человека от чуждого ночного мира (Старый гитарист, 1903, Чикаго, Институт искусств; Бедняки на берегу моря, 1903, Вашингтон, Нац. галерея искусства; Ужин слепца, 1903, Нью-Йорк, музей Метрополитен). Картины последующего, "розового", периода (1904—1906) изображают странствующих акробатов и комедиантов. Колорит строится на теплых, солнечных тонах в сочетании с бледно-голубыми и пепельными оттенками. Хрупкие фигуры, написанные жидкой краской по слабо прогрунтованному холсту, кажутся прозрачными, а их колеблющийся силуэт вызывает ассоциации с изгибающимся побегом, надломленным стеблем, пламенем свечи (Девочка на шаре, 1905, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Актер, 1904, Нью-Йорк, музей Метрополитен; Семья акробатов с обезьяной, 1905, Гетеборг, Художественный музей). Программная работа этого периода Семья бродячих акробатов (1905, Вашингтон, Нац. галерея искусства) проникнута ощущением одиночества и странной отрешенности костюмированных персонажей, позирующих среди пустынных дюн. В 1906 прозрачная лирика "розового" периода сменяется монументальностью обобщенных массивных форм (Две обнаженные, 1906, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Сидящая обнаженная, 1906, Прага, Нац. галерея; Гертруда Стайн, 1906, Нью-Йорк, музей Метрополитен). Увлекшись иберийской и негритянской пластикой, живописью Сезанна, Пикассо пишет брутальные, тяжеловесные фигуры, формы которых словно вырублены взмахами прямых линий и моделированы штриховой "насечкой" (Автопортрет, 1907; Бюст женщины, 1907, обе — Прага, Нац. галерея). В большом полотне Авиньонские девицы (1907, Нью-Йорк, Музей современного искусства) резкие деформации, жесткие изломы достигают кульминации, знаменуя переход к новой художественной системе кубизма. В полотнах более ранней, "аналитической" стадии кубизма (1908—1912) натурная форма дробится на мелкие грани и плоскости, создавая своеобразную кристаллическую структуру; цветовая гамма ограничивается серыми, охристыми, тускло-зелеными тонами (Абруаз Воллар, 1910, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Даниэль Анри Канвейлер, 1910, Чикаго, Институт искусств). Разрастаясь, эти стереометрические образования почти вытесняют образ натуры (Афисьонадо, 1912, Базель, Художественный музей; Гитарист, 1911—1913, Париж, Музей Пикассо). В картинах "синтетического кубизма" (1912—1915) живописные элементы дополняются графическими обозначениями (буквенные надписи, цифры, ноты, рисунки игральных карт) и коллажем (наклейки цветной бумаги, обоев, обрывков газет и афиш). Разнотипные знаки связываются в сложную текстуру, демонстрирующую проблемные отношения между разными способами описания реальности (Композиция с виноградной гроздью и грушей, 1914, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Человек с трубкой, 1914, Париж, Музей Пикассо; Моя красавица, 1914, Женева, частное собрание). К сер. 1910-х новый метод обретает достоинства ясной, продуманной системы. Имитируя коллаж живописными средствами, художник прибегает к звучным гармониям насыщенных цветов (Арлекин, 1915, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Человек с трубкой, 1915, Чикаго, Институт искусств). Игровая комбинаторика кубизма переносится в область скульптуры (конструкции, собранные из бросовых материалов), в театральные работы кон. 1910 — нач. 1920-х. В 1917 Пикассо оформил спектакль Парад, поставленный труппой "Русский балет" С. Дягилева. Отчасти под влиянием знакомства с миром балета Пикассо обратился к сюжетам и образному языку классики. Живописные портреты кон. 1910 — нач. 1920-х выполнены с изяществом и тонкостью энгровского графизма. Рисунок четко выявлен, но намеренная незавершенность живописной проработки фигуры обнаруживает последовательные стадии построения жизнеподобного образа, механику художественной иллюзии (Ольга Хохлова, 1917, Париж, Музей Пикассо; Сидящий Арлекин, 1923, Париж, Нац. музей современного искусства). Обращаясь к собственно классическим мотивам, художник прибегает к экспрессивным деформациям; измененные пропорции и рассогласованные ракурсы создают эффект расчлененности массивных фигур на разномасштабные фрагменты (Три женщины у источника, 1921, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Женщины, бегущие по пляжу, 1922; Флейта Пана, 1923, обе — Париж, Музей Пикассо). Одновременно художник продолжал работать в кубистической манере. В двух вариантах композиции Три музыканта (1921, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Филадельфия, Музей искусства), в картине Танец (1925, Лондон, галерея Тейт) цветные плоскости, накладываясь друг на друга, раскачиваются в определенном ритме и в сочетании с острыми красочными диссонансами возбуждают ассоциации с джазовой музыкой. В натюрмортах этого времени слепки с античных статуй уподобляются персонажам классических драм в модернизированных сценических постановках (Натюрморт с античной головой, 1925, Париж, Нац. музей современного искусства; Мастерская с гипсовой головой, 1925, Нью-Йорк, Музей современного искусства). В 1925—1926 Пикассо сблизился с сюрреалистами. Сюрреалистические принципы психического автоматизма и "конвульсивной красоты" проявились в таких работах, как Художник и модель (1926, Париж, Музей Пикассо), Мастерская модистки (1926, Париж, Нац. музей современного искусства), Большой натюрморт на круглом столе (1931, Париж, музей Пикассо). Свободно разбегающиеся по холсту, свивающиеся в сложные узлы линии вычерчивают отвлеченные конфигурации, в сплетении которых возникают подобия реальной формы, акцентированные цветом. Разрабатывая с кон. 1920-х тему купальщиц на пляже, Пикассо наделяет женские фигуры обликом механических монстров, смонтированных из гладко выточенных деталей (Сидящая купальщица, 1930, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Фигуры на берегу моря, 1931, Париж, Музей Пикассо). Химерические существа устрашают агрессивным оскалом челюстей, угрожающе вскинутыми острыми конечностями. В 1928 Пикассо снова обратился к скульптуре и продолжал заниматься ею до конца жизни. Пластику художник считал "комментарием к живописи". Конструкции из проволоки, фигуры-ассамблажи, собранные из старых корзин, игрушек, кувшинов, гвоздей, болтов, обломков мебели и технических устройств, гофрированного картона, поражают неистощимой изобретательностью, остроумием визуальных метафор (Женщина в саду, 1929; Голова женщины, 1929—1930, обе — Париж, Музей Пикассо). К 1-й пол. 1930-х относится ряд значительных графических циклов (иллюстрации к Метаморфозам Овидия, 1930; альбом офортов Сюита Воллара, 1933; серия рисунков и гравюр, изображающих Минотавра). Графические композиции, в которых пересекаются темы классической древности и современности, реальности и фантазии, мифа и частной жизни художника, пронизаны размышлениями о художественном творчестве, о сложных соотношениях иллюзии, вымысла и реального мира. В живописи 1930-х появляются мрачные, трагические тональности, что связано с гнетущими событиями европейской истории и обстоятельствами личной жизни художника. Кошмар кровавого насилия властвует в сценах коррид, мучительной гибели лошади в борьбе с разъяренным быком (Коррида, 1934, частное собрание; Коррида. Смерть тореро, 1933, Париж, Музей Пикассо). К этой тематике примыкает образ Минотавра, воплощающий темные инстинкты и стихийные силы природы (офорт Минотавромахия, 1935, Париж, Музей Пикассо; серия рисунков и гуашей с изображением Минотавра, 1935—1936). В портретах, фигурах обнаженных выделяются два противоположных женских типа — классически ясный, безмятежный (образ Мари Терез Вальтер) и трагический (Дора Маар). Складывается характерный для портретной живописи Пикассо прием совмещения фаса и профиля, создающий иллюзию меняющегося ракурса (Девушка перед зеркалом, 1932, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Сон, 1932, Нью-Йорк, частное собрание; Мари Терез Вальтер, 1937; Дора Маар, 1937, обе — Париж, Музей Пикассо). Многие работы 1930-х образуют единый тематический комплекс, в котором действуют одни и те же персонажи, но отношения между ними меняются, возникают загадочные, подчас необъяснимые ситуации. Центральное произведение этого времени — крупномасштабное панно Герника, созданное для испанского павильона на Всемирной выставке 1937 (ныне — Мадрид, Центр искусств королевы Софии). Потрясшее мир событие — бомбардировка немецкой авиацией мирного испанского города, преломившись сквозь образы личной мифологии Пикассо, предстало в Гернике апокалипсической картиной всеобщей гибели и разрушения. Образы "внутренней драмы" художника (девушка с античным профилем и со свечой в руках, рыдающая женщина, мать с ребенком, бык, агонизирующая лошадь и ее поверженный всадник) обрели символический смысл протеста против военной агрессии и массового уничтожения людей. В период работы над Герникой и после ее завершения Пикассо варьировал отдельные мотивы этой композиции во множестве малых картин и рисунков. В одной из наиболее известных картин цикла Герники — Плачущая женщина (1937, Лондон, галерея Тейт) — мучительные изломы линий, бороздящих лицо, создают почти физическое ощущение боли. Теме гражданской войны в Испании посвящена и графическая серия Мечты и ложь генерала Франко (1937). Годы Второй мировой войны Пикассо провел в оккупированном Париже. Мрачные образы смерти, насилия доминируют в его живописи предвоенного и военного времени (Натюрморт с головой быка, 1939, Кливленд, Музей искусств; Кошка с птицей, 1939, Париж, Музей Пикассо; Натюрморт с бычьим черепом, 1942, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия; Бойня, 1944—1945, Нью-Йорк, Музей современного искусства). После освобождения Парижа в 1944 Пикассо вступил в коммунистическую партию, затем включился в Движение сторонников мира. В живописи послевоенного времени, проникнутой радостным мироощущением, преобладают идиллические темы, трактованные в манере примитивизма. Работая в 1945—1946 в Антибе, в старинном дворце Гримальди, художник расписывал цементные плиты фигурами фавнов, кентавров, вакханок. Эти картины составили основу Музея Пикассо в Антибе. Итоговой работой этого времени стала большая композиция на тему пасторали Радость жизни (1946, Антиб, Музей Пикассо). Пацифизм художника выразился в таких произведениях, как Резня в Корее (1951, Париж, Музей Пикассо), панно Война и Мир, созданных для храма Мира в Валлорисе (1952). Поздний период творчества Пикассо отмечен неустанными поисками новых сфер деятельности. Художник осваивает техники литографии и линогравюры, сочиняет поэтические и драматические произведения, работает в области монументального и прикладного искусства. Особенно значительны его достижения в области керамики и скульптуры, которую в это время он создавал из разных материалов: деревянных обрезков, согнутой листовой жести, обломков выброшенных вещей (Девочка с прыгалкой, 1950, Обезьяна с детенышем, 1951, Футболист, 1961, все — Париж, Музей Пикассо; Купальщики, 1956, Штутгарт, Гос. художественная галерея). С кон. 1940-х Пикассо большую часть времени проводил на юге Франции, в окрестностях Канна (на виллах "Галуаз", "Калифорния", в замке Вовенарг близ Экса). В 1961 поселился в Мужене, в особняке Нотр-Дам-де-Ви, с 1965 уже не посещал Парижа. Живопись 1950—1960-х охватывает широкий круг тем: портреты, интерьеры, пейзажи чередуются с вымышленными сюжетами, с фантазиями на литературные и театральные темы (Мастерская в "Калифорнии", 1956, Париж, Музей Пикассо; Весна, 1956, Париж, Нац. музей современного искусства; Бухта в Канне, 1958; Кавалер с трубкой, 1970, обе — Париж, Музей Пикассо). В это время художник часто работал сериями (Жаклин в профиль, 1959; Художник, 1964; Мушкетер с трубкой, 1968; Художник и модель, 1963—1965). Особое место в его позднем творчестве занимают импровизации на темы классических картин: Алжирские женщины (по Делакруа, 1954—1955), Менины (по Веласкесу, 1957), Завтрак на траве (по Мане, 1959—1961), Похищение сабинянок (по Давиду, 1961—1962), Турецкая баня (по Энгру, 1968). В 1955 А. Ж. Клузо снял фильм Пикассовское чудо, в котором наглядно представлен творческий метод художника. Пикассо работал без предварительного плана, импровизируя прямо на холсте или бумаге. Пикассовское понимание живописи как пространственно-временного континуума объясняет и предельную импульсивность его поздней живописной манеры, и принцип работы большими сериями, в которых фиксируются отдельные фазы, "вертикальные срезы" творческого потока. Так, 58 полотен Менин (все — Барселона, Музей Пикассо) являются своего рода моментальными снимками, "стоп-кадрами" непрерывной динамики сознания, меняющихся реакций художника на канонический текст Веласкеса. В 1963 основан Музей Пикассо в Барселоне, в котором широко представлены ранние работы, подаренные автором и секретарем художника Х. Сабартесом. В 1985 открылся Музей Пикассо в Париже, в Отель Сале, основу которого составили произведения из личного собрания мастера. Уникальный дар, широта и многогранность творчества Пикассо, открывшего новые пути в различных сферах пластических искусств, определили его исключительную роль в художественной культуре XX в.
Лит.: Пикассо: Сборник статей о творчестве. М., 1957; Дмитриева Н. А. Пикассо. М., 1971; Пикассо: Каталог выставки. Л., 1982; Диль Г. Пикассо. М., 1995; Шевалье Д. Пикассо. Голубой и розовый периоды. М., 1995; Vallentin A. Pablo Picasso. Paris, 1957; Penrose R. Picasso. His Life and Work. Harmondsworth, 1971; Cabanne P. Le siecle de Picasso. Paris, 1975. Vol. 1—2; Ashton D. Picasso on Art. A Selection of Views. Harmondsworth, 1977; Warneke C.-P. Pablo Picasso. 1881—1973. Koln, 1994. Vol. 1—2.
В. Крючкова
Лит.: Пикассо: Сборник статей о творчестве. М., 1957; Дмитриева Н. А. Пикассо. М., 1971; Пикассо: Каталог выставки. Л., 1982; Диль Г. Пикассо. М., 1995; Шевалье Д. Пикассо. Голубой и розовый периоды. М., 1995; Vallentin A. Pablo Picasso. Paris, 1957; Penrose R. Picasso. His Life and Work. Harmondsworth, 1971; Cabanne P. Le siecle de Picasso. Paris, 1975. Vol. 1—2; Ashton D. Picasso on Art. A Selection of Views. Harmondsworth, 1977; Warneke C.-P. Pablo Picasso. 1881—1973. Koln, 1994. Vol. 1—2.
В. Крючкова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006