Мф 27.13,17,22,24,58,62,65; Мк 15.1-5,8,12,14,15,43,44; Лк 13.1; 23.1,3,4,6,11-13,20,24,52; Ин 18.29,31,33,35,37,38; 19.1,4,5,6,8,10,12-15,19,21,22,31,38; Деян 3.13; 13.28)-римский наместник (прокуратор) Иудеи, Самарии и Идумеи с 26 г. до 36 г. Высокомерный, гордый человек (имевший некоторые притязания на должность сенатора и даже на римский престол), он с жестокостью осуществлял свое правление, относясь с презрением к иудеям. За избиение галилеян во время церемонии жертвоприношения (Лк 13.1) он был вызван в Рим, низложен и, как говорит предание, покончил жизнь самоубийством в ссылке (Виенна, Галлия, 41 г.). В случае суда над Иисусом, он совершенно определенно видел Его невиновность, но, уступая натиску иудейских начальников и разъяренной толпы, демонстративно, по иудейскому обычаю умыл руки (Вт 21.6; Мф 27.24) и предал Его на распятие. В Мф 27.2; Лк 3.1; 1Тим 6.13 назван Понтий Пилат.
Пилат
Пилат
Пилат
Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, живший в Кесарии и по особым дням являвшийся в Иерусалим для судебных разбирательств и сбора податей. Иудеи относились к нему с крайней неприязнью, так как он мог продать правосудие за деньги и произнести приговор вопреки справедливости. Особое значение личность Пилата имеет для христиан, так как по его суду Иисус Христос был предан крестной смерти. Явная невиновность Спасителя долго удерживала Пилата от окончательного решения. Он старательно уклонялся от суда над Мессией и смертного приговора, несмотря на настойчивые требования первосвященников и спровоцированного народа (Евангелие от Луки, 23, 4–5). К заступничеству за Сына Божьего призывала Пилата и его жена: «Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Евангелие от Матфея, 27, 19). Но первосвященники, фарисеи и книжники требовали смертной казни, вопя вместе с народом: «Кровь Его на нас и на детях наших». После этого Пилат велел бичевать Иисуса, а затем, умыв перед народом руки, сказал: «Невиновен я в крови Праведника Сего», и предал Иисуса на распятие (Евангелие от Матфея, 27, 24–25). После крестной смерти Иисуса иудеи просили Пилата сменить надпись, которую они же сами и поместили на Его крест, чтобы представить Христа важным государственным преступником. Однако в этом случае Пилат отказался идти у них на поводу и надпись не сменил (Евангелие от Иоанна, 19, 19–22). Зато он позволил Иосифу снять тело Иисуса с креста и положить его в гроб. Однако по просьбе первосвященников Пилат всетаки поставил к гробу Спасителя стражу (Евангелие от Матфея, 27, 57–66).
Источник: Православная энциклопедия.