ПИЛЬНЯК

Найдено 1 определение
ПИЛЬНЯК
Борис Андреевич (настоящая фамилия Вогау; 1894, Можайск – 1938, Москва, в заключении), русский прозаик. Отец будущего писателя был из поволжских немцев, мать родилась в семье волжского купца. Пильняк учился в Саратове, Нижнем Новгороде, окончил Московский коммерческий ин-т. В 1920-е гг. был достаточно известным писателем, избирался председателем Всероссийского и Московского Союза писателей; представлял рус. литературу за рубежом, объездил много стран. Писать начал очень рано. Литературный дебют – рассказ «Земское дело», вышел в «Ежемесячном журнале» В. С. Миролюбова в 1915 г. Под псевдонимом «Б. Пильняк» в 1915 г. в журналах и альманахах «Русская мысль», «Сполохи», «Жатва» появились рассказы писателя, которые затем вошли в его сборники. Псевдоним произошел от названия хутора на Украине Пильнянка, где писатель жил летом; жители хутора назывались пильняками (пильня – лесопилка). Первая книга Пильняка – сборник рассказов «С последним пароходом» (1915). Рассказы из этой книги «Над оврагом» и «Смерти» Пильняк включал во многие позже издававшиеся сборники. Сборник «Былье» (1920) состоял из рассказов о революции, многие из которых в переработанном виде вошли как главы в роман «Голый год» (1921, опубл. в 1922), который стал первой книгой о революции, написанной в авангардной манере. Роман был переведен на многие языки, получил широкую известность, вызвал бурную дискуссию. В нем впервые в советской литературе появляются большевики – «люди в кожаных куртках», чьей волей преобразуется Россия; представлены картины провинциальной жизни 1919 г., катастрофические сдвиги и изменения в укладе жизни. В романе проявились особенности стилевой манеры писателя – «смещение плоскостей», чередование сюжетных линий, калейдоскопичность, особый синтаксис и ритмика предложений, акцентированное слово, введение в художественный текст документов и цитат. В романе, как и во всей прозе Пильняка, сказались особенности мировоззрения писателя, его взгляд на назначение искусства, который он отстаивал до конца. Пильняк был убежден, что художник должен быть свободным от политики, от идеологии времени. Концепция понимания истории и революции, нашедшая отражение в прозе Пильняка, в концентрированной форме выражена в «Отрывках из дневника» (1924): «…Коммунистическая власть в России определена – не волей коммунистов, а историческими судьбами России, и, поскольку я хочу проследить… эти российские исторические судьбы, я с коммунистами, т. е., поскольку коммунисты с Россией, постольку я с ними. Признаю, что мне судьбы Р. К. П. гораздо менее интересны, чем судьбы России…» Писатель отстаивал право иметь собственный взгляд на вещи, честно говорить о происходящем, что отразилось в повестях «При дверях» (1919, опубл. в 1920), «Метель» (1921, опубл. в 1922), «Иван Москва» (1927), «Повесть непогашенной луны» (1926).
«Повесть непогашенной луны» впервые была напечатана в журнале «Новый мир» в 1926 г., но весь тираж был конфискован; к читателю повесть пришла лишь в 1987 г. Впервые в рус. литературе Пильняк описал модель складывающейся тоталитарной системы, обнажил механизм уничтожения людей, который основан на верности приказам партии, слепом следовании догме, насилии над личностью. В основу сюжета положена реальная история смерти на операционном столе героя Гражданской войны М. В. Фрунзе.
Пильняк – автор многочисленных повестей, рассказов, романов. В 1929 г. вышло собрание сочинений в 6 тт., в 1929–30 гг. – собрание сочинений в 8 тт. В 1920-е гг. выходят книги: «Заволочье» (1927), «Мать сыра земля» (1925), «Корни японского солнца» (1927), «Расплеснутое время» (1927), «Рассказы с Востока» (1927), «Китайская повесть» (1928). Все произведения свидетельствовали о стремлении писателя осмыслить сложную, полную противоречий действительность, понять послереволюционную Россию, ее историческую судьбу. Писателя волнует трагичность времени, утраченная человеком свобода, а значит – и возможность выбора. Морально-этические проблемы, насилие над человеческой личностью вызывают озабоченность писателя и в романе «Соляной амбар», который Пильняк писал в 1937 г., опубликован лишь в 1990 г.
В 1929 г. в Германии, в издательстве «Петрополис», где печатались советские писатели, появляются повести Пильняка «Штосс в жизнь» и «Красное дерево». Публикация «Красного дерева», романа о послеоктябрьской жизни провинциального городка, вызвала настоящую кампанию травли писателя. Его обвинили в «перекличке с белой эмиграцией». Пильняк был арестован в октябре 1937 г., в апреле 1938 г. по ложному обвинению в совершении государственных преступлений приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в тот же день.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
276.07 кб

Борис Пильняк как ключевая фигура советско-японских культурных отношений (1926-1937)

Савелли Дани
Читать PDF
187.21 кб

Борис Пильняк в поисках корня солнца

Молодяков Василий Элинархович
Читать PDF
517.32 кб

Поэтика трехкомпонентных прозаических микроциклов (Н. Гумилев «Радости земной любви», Б. Пильняк «Ан

Пономарева Елена Владимировна, Агеева Юлия Петровна
Рассматриваются жанровые, структурои стилеобразующие факторы создания прозаических микроциклов, соединяющих в себе эстетический потенциал малой и крупной формы. Впервые на материале произведений Н. Гумилева и Б.
Читать PDF
436.65 кб

Штольц – в жизнь: Борис Андреевич Пильняк (1894-1938)

Крусанов Павел Васильевич
Читать PDF
0.00 байт

Активная графика как способ расширения жанровых возможностей малой прозы (Б. Пильняк, М. Миров)

Пономарёва Елена Владимировна
В статье рассматривается специфика графической организации малой прозы 1920-х годов. На основании наблюдений за «Рассказами с Востока» Б. Пильняка и «Рассказао шести документах» М.
Читать PDF
0.00 байт

Впечатления писателей-путешественников о российском городе на Тихом океане (Б. Пильняк и М. Пришвин)

Яроцкая Юлия Александровна
Читать PDF
247.95 кб

Всеволод иванов и Борис Пильняк: опыт творческого сосуществования (аспект «Соборности»)

Яранцев Владимир Николаевич
Предметом исследования является феномен творческого сосуществования писателей, обусловленный задачами выработки новой поэтики, во многом опиравшийся на «групповой» характер ее происхождения и продуцирования.
Читать PDF
0.00 байт

Метафора в прозе Бориса Пильняка

Костякова Лариса Николаевна
Рассматриваются особенности использования метафоры в творчестве Б. Пильняка.
Читать PDF
0.00 байт

Грани скандала: «Повесть непогашенной луны» Б. А. Пильняка в газетно-журнальном контексте 1920-х гг

Фельдман Давид Маркович
В статье анализируется история одного из самых громких литературных скандалов 20-х гг.: публикации «Повести непогашенной луны» Б.А. Пильняка, где содержались прозрачные намеки на то, что М.В. Фрунзе был убит по приказу И.В.
Читать PDF
280.86 кб

Функции описаний и проблема универсальных законов бытия в рассказе Б. Пильняка «Целая жизнь»

Лобанова Галина Андреевна -
Предметом анализа в данной статье является особая повествовательная стратегия в рассказе Б.
Читать PDF
0.00 байт

Художественная эволюция прозы Бориса Пильняка 1930-х годов

Здерева Ирина Владимировна
Статья посвящена проблеме художественной эволюции поэтики Б. А. Пильняка, рассмотренной на примере его поздних произведений.
Читать PDF
0.00 байт

Окказиональные сравнения в произведениях Б. А. Пильняка

Метликина Людмила Сергеевна
В данной статье рассматриваются окказиональные сравнения в произведениях Б.А. Пильняка. Подробно анализируются формы выражения сравнения, их роль в системе средств художественной выразительности писателя.
Читать PDF
0.00 байт

Концепт окно в произведениях Б. А. Пильняка

Костякова Лариса Николаевна
В статье раскрывается роль концепта ОКНО в контексте всего творчества Б.А. Пильняка, выявляются наиболее значимые в развитии образа характеристики, концентрируется внимание на положении, которое занимает герой по отношению к окну.
Читать PDF
0.00 байт

Тема отказа от отцов и идея патернализма в прозе Б. Пильняка 1920-х годов

Дашевская Ольга Анатольевна
В прозе Б.
Читать PDF
0.00 байт

Япония в творчестве Б. Пильняка: от зарисовки к циклу (к проблеме художественной эволюции поэтики Б.

Здерева И. В.
Статья посвящена проблеме художественной эволюции поэтики Б.А. Пильняка, рассмотренной на примере «японского» цикла произведений.

Похожие термины:

  • Пильняк, Борис Андреевич

    (Вогау). Род. 1894, ум. (расстрелян) 1938. Писатель, журналист. В литературе дебютировал в 1915 г. (публикации рассказов в журналах "Русская мысль", "Жатва" и др.). Произведения: "С последним парохо