, Карл Теодор (Piloty, Carl Teodor) 1826, Мюнхен — 1886, Амбах, Верхняя Бавария. Немецкий живописец. С 1840 учился в мюнхенской Академии художеств у Ю. Шнорра фон Карольсфельда. В 1847—1858 посетил Италию, Бельгию, Францию. С 1856 — профессор класса исторической живописи в мюнхенской Академии художеств. С 1874 — директор Академии. Писал картины на исторические и литературные сюжеты. У него учились многие немецкие и европейские мастера. На протяжении всего творчества создавал картины в духе костюмированной европейской исторической картины, сблизившейся в сер. XIX в. с бытовой живописью. Большой успех на Международных выставках в Париже (1856, 1867) имели полотна художника из серии, посвященной событиям немецкой истории времен 30-летней войны, — Сени перед трупом Валленштейна (1855, Мюнхен, Новая пинакотека) и Поход Валленштейна в Эгер (1861, Баутцен, Гор. музей). Убедительная трактовка психологического состояния героев, сценичность композиционного решения, исторически достоверная передача среды выдвинули Пилоти в круг ведущих европейских мастеров исторического жанра. Полотна художника Галилей в темнице (1861, Кельн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг), Колумб открывает Америку (1866, Мюнхен, галерея Шака), Туснельда (1869—1870, Мюнхен, Новая пинакотека), Смерть Александра в Вавилоне (1886, Берлин, Гос. музеи) исполнены в повествовательно-театрализованной манере академической исторической живописи.
Лит.: Piltz G. Deutsche Malerei. Leipzig; Jena; Berlin, 1964; Bekh N. J. Die Munchener Maler. Munchen, 1978; Pecht F. Geschichte der Munchener Kunst im neunzehnten Jahrhundert. Munchen, 1988.
Е. Федотова
0.00 байт