Пименов, Николай Степанович
— русский скульптор (1812—1864); сын Степана Степановича П. (см.). Отец развил в нем еще с детства любовь к искусству, особенно к той отрасли, которой занимался сам, и в 1824 г. определил его в воспитанники академии художеств. Здесь главным наставником молодого П. в скульптуре был С. Гальберг, хотя и отец продолжал помогать ему своими уроками и советами. Работая под руководством этих учителей, он быстро выказал блестящие успехи, в награду за которые были присуждены ему в 1829—32 гг. две малые и две большие серебряные медали. Окончив академический курс в 1833 г. с малой золотой медалью, полученной за выделенный по программе барельеф "Гектор в ложнице Елены укоряет Париса в бездействии", был оставлен на три года при академии для своего дальнейшего усовершенствования. В течение этих лет занимался довершением некоторых работ, заказанных Степану П. для здания сената и которые этот мастер не умел исполнить за своей смертью, а также лепкой статуи "Русский парень, играющий в бабки" на тему, предложенную Академией в виде конкурсной программы на большую золотую медаль. Эта статуя в 1836 г. доставила П. искомую награду и обратила на него общее внимание; А. Пушкин приветствовал ее известной эпиграммой: "Юноша трижды шагнул" и пр. В 1837 г. П., как получивший бол. зол. медаль, был отправлен на казенный счет за границу. Посетив некоторые города Германии, он отправился в Италию, где пробыл 14 лет, живя попеременно в Риме и Флоренции. Во Флоренции он в первое время пользовался советами знаменитого тогда скульптора Бартолини. Из произведений, исполненных им в Италии, особенно достойны внимания: статуя "Мальчик, просящий милостыню", доставившая художнику в 1844 г. звание академика (находится в павильоне Царицына острова, в Петергофе), статуи "Мальчик, кормящий птичку" (в Сергиевской даче герцогов Лейхтенбергских) и "Мальчик, подкрадывающийся к бабочке", фигуры евангелистов Матфея, Иоанна и Луки (для фронтонов Исаакиевского собора, в СПб.), надгробный памятник г-же Нелидовой, модель группы для фонтана "Ян Усмовец, останавливающий разъяренного быка" и проекты пяти аллегорических групп ("Москва", "Петербург", "Новгород", "Киев" и "Сибирь"), которые предполагалось поставить на концах Николаевского моста в СПб. В 1860 г. П. возвратился в отечество и вскоре получил заказ вылепить для воспроизведения из бронзы две колоссальные группы, "Воскресение Христово" и "Преображение", для постановки на вершине малых иконостасов Исаакиевского собора. Первая из этих групп, по всей справедливости считающихся лучшими созданиями художника, была окончена в 1853 г., а вторая в 1854 г. За них академия возвела П. в звание профессора. В следовавшем за тем 1855 г. он занял в ней место штатного профессора и вступил в управление ее скульптурным классом. С тех пор П. сверх занятий со своими учениками по Академии трудился над сочинением проектов и лепкой моделей памятников адмиралу Лазареву для Николаева, трем севастопольским героям, Корнилову, Нахимову и Истомину, кн. Паскевичу для Варшавы, кн. Воронцову для Тифлиса, имп. Николаю I для Александрии близ Петергофа, А. С. Пушкину для Москвы, но все эти проекты или остались неосуществленными, или были исполнены другими скульпторами. К произведениям последних лет жизни П. принадлежат также колоссальный бюст имп. Николая I, украшающий собой биржевой зал в СПб. (1859); бюст того же государя в виде русского витязя в Эрмитаже (1860); бюсты великой княгини Марии Николаевны, великого князя Николая Николаевича Старшего и московского губернского предводителя дворянства Черткова; модель группы "Георгий Победоносец", которую предполагалось поставить в Георгиевской зале большого кремлевского дворца в Москве; шесть фигур для украшения носовых частей кораблей и некоторые др. Кроме ваяния, П. занимался, преимущественно во время пребывания своего в Италии, также и живописью. В музее Академии имеются две его картины: "Христос" и "Голова итальянца-монаха". Как скульптору П. должно быть отведено одно из самых первых мест в истории русского искусства; это был художник весьма оригинальный, с национально-русским оттенком, одаренный живой, быть может, даже чересчур пылкой фантазией, превосходный знаток анатомии человеческого тела, умевший соединять в своих произведениях красоту композиции и благородство форм с верностью природе, правдой движений и сильной характеристикой.
А. С—в.
{Брокгауз}
Пименов, Николай Степанович
проф. скульптуры, воспитанник и пенсионер за границею И. А. X., сын Ст. Ст. П.; род. 24 дек. 1812 г., † 5 дек. 1864 г.
{Половцов}
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ ПИМЕНОВ
1812–1864) Николай Степанович Пименов родился 24 ноября (6 декабря) 1812 года в семье знаменитого скульптора Степана Степановича Пименова. Понятно влияние отца на жизненный путь сына. Именно в мастерской Степана Степановича Николай и получил первые знания и навыки в работе. Когда мальчику исполнилось тринадцать лет, отец отдал его в Академию художеств. Уже через два года он получает серебряную медаль второго достоинства за рисунок с натуры, а еще через три у Николая — высшая из возможных наград — серебряная медаль первого достоинства за лепку с натуры. Свои последние годы Николай обучается у профессора С. И. Гальберга. В 1833 году, когда Пименов заканчивает Академию, у него умирает отец. На Николая как старшего сына ложится теперь забота о семье. Несмотря на это, Пименов успевает в срок выполнить программу, заданную выпускникам Академии, — барельефную композицию на тему: «Гектор упрекает Париса за то, что он, оставшись с Еленою, не участвовал в сражении греков под Троей». Это произведение — свидетельство творческой зрелости молодого мастера. За эту работу Пименову присуждается Вторая золотая медаль. Николай оканчивает курс обучения в числе десяти лучших выпускников. Его оставляют при Академии для дальнейшего усовершенствования. Став пенсионером при Академии, Пименов выполняет ряд заказов на скульптурные произведения, обращаясь при этом к области скульптурного портрета. Наряду с основной работой скульптор часто занимался исполнением рисунков и живописных произведений. Слава пришла к Пименову довольно быстро. В 1836 году на очередной выставке в Петербургской академии художеств появились две превосходно выполненные статуи необычной тематики для скульптуры того времени: «Парень, играющий в бабки» и «Парень, играющий в свайку». Их исполнили недавние выпускники Академии Николай Пименов и Александр Логановский. Среди почетных гостей, посетивших академическую выставку, был Александр Сергеевич Пушкин. Александр Сергеевич сразу же обратил внимание на статуи молодых скульпторов. «Слава богу, наконец, и скульптура в России явилась народная», — воскликнул поэт. Президент Академии художеств А. Н. Оленин тут же представил Пушкину Пименова. Как вспоминал впоследствии сам скульптор, Пушкин с большим волнением пожал обеими своими руками руку молодого скульптора, назвав его «собратом» и пригласив заходить к себе. Поэт тут же набросал в записной книжке два четверостишия, посвященных новым произведениям русской скульптуры. Вот что было написано на листке, полученном Пименовым: Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено Бодро оперся, другой поднял меткую кость. Вот уж прицелился… Прочь! Раздайся, народ любопытный, Врозь расступись; не мешай русской удалой игре. «Изображая „Парня, играющего в бабки“, — отмечает И. М. Шмидт, — Н. С. Пименов стремился передать прежде всего красоту и силу русского человека. В фигуре крестьянского парня, с увлечением отдавшегося игре, чувствуется действительно большая внутренняя и физическая сила, смелость и широта русской натуры, отмеченные Пушкиным. Обращает на себя внимание превосходная реалистическая передача обнаженного мускулистого человеческого тела, свободная как от заглаженности и сухости позднеакадемических статуй, так и от натуралистической детализации. Большое значение имеет мастерски найденное композиционное решение статуи: свободный пространственный разворот тела играющего сочетается здесь с большой устойчивостью, крепостью постановки фигуры. Отмечая достоинства статуи Пименова, современники обращали особое внимание на живость и непринужденность движений „играющего в бабки“, отмечали наблюдательность молодого скульптора. Убедительно передано и само лицо парня, круглое, немного скуластое, обрамленное густой шапкой волос, подстриженных „в скобку“. Выразительность лица еще более усиливается благодаря прищуренному левому глазу игрока. Заметим кстати, что подобная „вольность“ явно шла вразрез с установками строгого академического классицизма в скульптуре». Работы молодых скульпторов получили достойную награду — Большие золотые медали. В 1837 году скульптор отправляется в Италию. В Риме и во Флоренции Пименов изучает классическое искусство, много занимаясь лепкой с натуры. Он знакомится с деятельностью ряда современных скульпторов. В 1842 году Пименов создает статую «Мальчик, просящий милостыню». По свидетельству одного из русских художников, современников скульптора, «Мальчик, просящий милостыню» Пименова «стяжал похвалу всего художественного мира в Риме; им восхищались лучшие иностранные художники, которые ставили его наравне с древнегреческими статуями». «Мальчика» отметил и живший в Риме художник Александр Иванов. Статую отличает прежде всего большое мастерство в передаче обнаженной фигурки ребенка. Весьма непосредственно и правдиво переданы поза и движение рук стоящего мальчика, выражающие просьбу о помощи и в то же время робость и смущение. В 1844 году за это произведение Пименову единогласно присваивается звание академика. Интенсивно в тот период идет развитие реалистического направления в так называемой малой пластике. Пименов здесь — один из первых. Наибольшей известностью из мелких произведений Пименова пользуется портретная статуэтка Всеволожского (1844). «Скульптор изобразил здесь молодого человека несколько щеголеватого вида, сидящего опершись на свою тросточку (ныне отбитую), — пишет И. М. Шмидт. — Обращает внимание свободная, естественная поза сидящего Всеволожского. Одна нога его вытянута вперед, лицо повернуто в сторону и смотрит немного вверх, что придает всему образу значительную живость. Поза и общий вид сидящего с тросточкой молодого человека будут не вполне понятны, если не обратить внимание на то, что изображенный Всеволожский, оказывается, сидит на обломке античной колонны. Заметившему это станет ясно, что скульптор изобразил Всеволожского на прогулке, осматривающим один из полуразрушенных архитектурных памятников Древнего Рима. Интересно, что на это указывает здесь еще одна деталь: под ногами сидящего Пименов изобразил не просто ровную поверхность пола или земли, а каменные плиты». Очень интересна другая статуэтка Пименова — это портрет неизвестного, сидящего в кресле (1844). В отличие от статуэтки Всеволожского в данном произведении проявляется очень тщательная детальная проработка фигуры сидящего, его лица и одежды. Живя в Италии, скульптор с большим увлечением работал над проектами для одной из площадей Москвы, так называемого «Фонтана богатырей». Он, как и многие другие проекты скульптора, так и не был осуществлен. Осенью 1850 года Пименов возвращается на родину. Таким образом, начинается последний и наиболее значительный период творчества скульптора. В Петербурге скульптор работает над скульптурными композициями «Воскресение» и «Преображение». Отлив из бронзы, их поместили в аттиках малых иконостасов внутри Исаакиевского собора. В этих произведениях особо заметно стремление Пименова к большей простоте и ясности построения монументальных групп. За исполнение этих превосходных композиций Пименову в 1854 году присвоили звание профессора. Вскоре его назначают на должность штатного профессора скульптуры Академии художеств. Еще продолжались работы для Исаакиевского собора, когда Пименов увлекается идеей создания памятника выдающемуся русскому флотоводцу адмиралу М. П. Лазареву в Севастополе. И. М. Шмидт пишет: «Герой-флотоводец представлен скульптором как бы стоящим на мостике боевого корабля. Смотря вперед, он положил правую свою руку на подзорную трубу, которую поддерживал локтем другой руки. М. П. Лазарев изображен одетым в парадный военно-морской мундир („в вицмундире старой формы“, как указывал сам Пименов), без шинели и фуражки, с кортиком у пояса. Одна нога его согнута в колене и выдвинута вперед. Голова чуть повернута вправо. Обращает внимание отчетливо переданное портретное сходство — широкое, мужественное лицо адмирала с энергичным и в то же время немного суровым выражением. Давая четкую пластическую проработку всей фигуры, скульптор отнюдь не впадает в сухость и излишнюю детализацию, удачно сочетая точность реалистического изображения с известной обобщенностью форм монументального произведения. Очень естественная, ненатянутая поза стоящего адмирала сохраняла вместе с тем общую значительность и величавость, столь важные для монументальных статуй». В последние годы своей жизни Николай Степанович много работал по поручению морского министерства, создавая модели фигур, предназначенных для украшения носовых частей новых кораблей. Скульптор выполнил фигуры для кораблей «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «Ослябя», «Пересвет», «Варяг». Пименову великолепно удается решить задачи монументально-декоративного характера фигуры, помещаемые на носу корабля, отличались общей величавостью, четким, ясным силуэтом, динамичностью. Резкое ухудшение здоровья заставило Николая Степановича в конце лета 1864 года уехать за границу для лечения. Но ожидаемого эффекта это не принесло. Совсем больной, Пименов возвратился обратно в Петербург, где и скончался 5 (17) декабря 1864 года. После смерти в мастерской скульптора осталось много произведений, должных быть отмеченными. Это аллегорические композиции «Милосердие», «Закон», статуэтки «Слава», терракотовая фигура «Каин». Они — еще одно свидетельство большого дарования и мастерства скульптора. Они еще раз говорят о его тонком чувстве ритма в композиции, о внимательнейшем изучении и превосходном знании человеческого тела. Николай Степанович был учителем многих известных скульпторов: М. М. Антокольского, М. А. Чижова, М. В. Харламова, Ф. Ф. Каменского, М. П. Попова, И. И. Подозерова. Последний явился создателем посмертного бюста своего учителя, установленного над могилой скульптора.
Источник: 100 великих скульпторов. 2002