, Отто (Piene, Otto) Род. 1928, Ласпе, Вестфалия. Немецкий художник. В 1944—1945 участвовал во Второй мировой войне, был в советском плену. Учился в Академии изобразительного искусства в Мюнхене (1948—1950) и Гос. художественной академии в Дюссельдорфе (1950—1953). Изучал философию в Гос. университете Кельна (1956). В 1953 Пине, увлекшись ташизмом, принял участие в "Группе 53". Позднее интересовался творчеством П. Мондриана. С 1956 Пине вместе с Х. Маком и Г. Юккером организовал в своем ателье на Гладбахерштрассе в Дюссельдорфе вечерние выставки, положившие начало группе "Зеро" (1958—1966). Пине взял на себя роль главного теоретика немецкой группы и интернационального движения "Зеро", опубликовав статьи в трех выпусках журнала Зеро (манифест О чистоте света, 1958; и др.). С Х. Маком и Г. Юккером его объединил общий интерес к свету, который стал для них художественно-изобразительным средством и одновременно метафорой красоты, жизни и пустоты, трактованной философски — как кульминационный момент переживания мечты, своего рода нирвана. Название, эмблема и программа движения символически выражались цифрой ноль, означавшей зону тишины, исходный момент развития энергии, сигнал запуска космической ракеты. После путешествия в Париж (1957) Пине противопоставил сторонникам "нового реализма" собственную художественно-социальную концепцию "нового идеализма". Ее главным лозунгом стала идея борьбы за лучший мир, культура которого будет основана на синтезе природы, искусства, техники и науки (графическая серия Крылья в небе, 1965, собрание немецкого бундестага). С 1957 Пине демонстрировал полые железные цилиндры, шары и кубы с круглыми отверстиями в стенках, прообразом которых послужили точки полиграфического растра в картинах живописцев поп-арта. Разместив внутри своих геометрических форм горящий фонарик, художник создавал на стенах помещения различные световые изображения — от простых точек до сложного, замысловатого узора. С 1958 под влиянием творчества Жана Тенели он механизировал свои конструкции, обеспечив с помощью штатива их свободное вращение в пространстве. Конструкция вертелась под фортепианный аккомпанемент, исполнявшийся самим художником, и создавала восхитительное шоу из света, музыки и движения — некий "световой балет" (Световой балет. Дисковой проектор, 1961—1964; Зеро-шар 1, 1961, обе — собрание художника). Работал в 1968—1971 в Центре развития визуальных исследований Массачусетского технологического института Кембриджа. В 1974 стал его директором. Переехав в Америку, Пине при использовании современной техники начал разрабатывать большую многолетнюю серию проектов под общим названием Sky-events (Небесные события), стремясь вывести искусство в открытое пространство — неба, воздуха, воды и света. Свой первый эксперимент Пине осуществил в 1971 в районе Бостона и Кембриджа, когда соединил берега реки Чарлз длинным 600-метровым надувным шлангом, сделанным из искусственного материала и наполненным гелием. В 1972 на спортивных играх в Мюнхене Пине создал из пяти узких гелиевых шлангов дугообразную Олимпийскую радугу (длина 460 м), которую он рассматривал как особый род воздушной скульптуры. Она несла на себе гирлянду из 600 электролампочек и одновременно освещалась с земли 60 прожекторами дневного света. Дополнительная иллюминация с цветными фильтрами периодически окрашивала надувную радугу в фиолетово-красный, голубой, зеленый, желтый и оранжевый цвета. Аналогичную кинетическую скульптуру Пине создал вместе с группой художников на выставке "Документа 6" (1977, Кассель). В 1980—1990-х Пине, используя новейшие электронные и оптические технологии, продолжал разрабатывать в теории и на практике свое искусство "Sky-events".
Лит.: Piene O. Die Entstehung der Gruppe "Zero" // Stadionen der Moderne. Die bedeutenden Kunstausstellungen des, 20. Jahrhunderts in Deutschland. Ausstellungskatalog / Hrsg. von Berlinische Galerie u. a. Berlin, 1988. S. 481—482; Stachelhaus H. Zero. Dusseldorf u. a. 1993.
Е. Орлова