, Бартоломмео (Pinelli, Bartolommeo) 1781, Рим — 1835, Рим. Итальянский рисовальщик, гравер, скульптор. Родился в римском квартале Трастевере в семье скульптора, создателя раскрашенных терракотовых статуэток (pupazzaro) Дж. Б. Пинелли. По протекции двух покровителей — принца Ламбертини и аббата Левиццари — поступил в Академию Св. Луки, занимался в Академии в палаццо ди Венеция у Ж. Б. Викара, посещал "Академию размышляющих" Феличе Джани (ок. 1796), который оказал влияние на его манеру рисунка и трактовку античных сюжетов. С 1799 работал самостоятельно, исполняя рисунки на античные темы в манере Джани, не стремясь создавать величественные, возвышенные образы богов и героев, а трактуя драматические сюжеты жанрово, с иронией и повышенной эмоциональной выразительностью (Марк Антоний на руках Клеопатры, 1806, Лондон, частное собрание; Смерть Катона; Жена Газдрубала, убив сына, кончает жизнь самоубийством, обе — Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). За рисунок Венера, Телемах и Амур (Чикаго, Институт искусств) в 1807 получил премию в Академии Св. Луки, это свидетельствует о том, что подобная лишенная героизации манера уже получила официальное признание. Как и у Джани, листы Пинелли исполнены в быстрой свободной манере контурного рисунка пером, чернилами или тушью в сочетании с пятнами размывки кистью бистром. Увлекшись гравюрами Маркантонио Раймонди, он начал работать в офорте и литографии, переводя в них свои рисунки. "Его гравюры в офортах хороши, великолепны и акварели, в них легкость необыкновенная", — писал о его работах Джузеппе Маццини. К 1809 Пинелли издал свою первую серию рисунков Собрание пятидесяти живописных костюмов (Raccolta di cinquanta costumi pittoreschi). Исполненные яркими красками костюмы жителей различных провинций Италии выглядят очень колоритно, не лишены фольклорности, которая ценилась в романтическую эпоху. Жанрово трактованы сцены из серии рисунков к Энеиде (1811, Геркулес, убивающий быка), Истории Греции (1812), Римской истории (1816). Последняя состояла из 100 листов (переведена в офорт) на сюжеты из книги Римская история Ш. Роллена (1738). Бартоломмео Пинелли можно было часто видеть рисующим в Кампанье или в остерии Габбьоне около фонтана Треви, где он обычно сидел в уголке с двумя своими собаками породы мастино, образы которых часто вводил в свои работы. Он изображал украшенные в дни празднеств улицы и площади города (Встреча Пия VII на Пьяцца дель Пополо, 1814; Триумфальная арка и мост через Тибр к Рипетте, обе — Рим, Музей Рима). О жизни Вечного города, ставшего частью империи Бонапарта, повествует лист Рим, оккупированный врагами с изображением площади Квиринальского дворца с пушками и солдатами. И совсем иная, мирная жизнь Рима, вызывающего восхищение у приезжих, запечатлена на листе Турист в Риме (Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). В акварелях и рисунках Пинелли любил изображать сцены из современной жизни на фоне древнего города и его окрестностей. Молоденькие крестьянки стирают белье в каскаде фонтанов в парке в Тиволи (Прачки в Тиволи, Рим, Музей Рима), семейство крестьян остановилось на отдых у руин Колизея (Итальянская семья, Будапешт, Музей изобразительных искусств). Рисунки Пинелли охотно раскупались туристами. Особой известностью пользовались его акварели и литографии римских карнавалов — красочные сценки с нарядными горожанами, поющими и пляшущими под музыку пифферри и играющими на мандолине (Римский карнавал, 1822, Рим, Нац. галерея современного искусства). Среди горожан Пинелли иногда изображал себя и костюмированные персонажи комедии дель арте. Особенно умели веселиться на карнавалах жители беднейшего квартала Трастевере, жизнь которых Пинелли хорошо знал и любил называть себя "художник Трастевере". Здесь Пинелли зарисовал завсегдатаев кабачков (Остерия Монти, 1820, Рим, Нац. галерея современного искусства), различные курьезные сценки, важно прогуливающихся представителей богатого сословия, представителей местного плебса. Но во всех жителях Трастевере он стремился уловить величественные черты древних римлян, потомками которых они являлись (Римлянка, Рим, Музей Рима). Здесь он находил и образы своих разбойников (bravi) — смельчаков, нападавших на проезжавших в безлюдных местах богачей, но никогда не обижавших бедняков. Внутреннее достоинство, храбрость и благородство всегда подчеркнуто в образах его разбойников (акварели Три разбойника, Балтимор, Художественный институт; Разбойник и женщина, 1821, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Таков и герой поэмы Дж. Бернери Вояка Мео — Мео Патака, образ которого Пинелли увековечил в серии рисунков. В произведении Бернери рассказывалось о римских празднествах в честь победы австрийцев над турками в 1683. Сюжет поэмы послужил поводом для рассказа о национальном герое, образ которого был созвучен событиям Рисорджименто. Единство истории и современности, по меткому замечанию Гете, являвшееся характерной чертой жизни Вечного города, передано в рисунках Бег свободных лошадей на Корсо, Скачки лошадей на Пьяцца дель Пополо в Риме (оба — Рим, Музей Рима). Подобные "священные игры" древних римлян описал еще Плиний. Бега лошадей собирались смотреть жители и других областей. Пинелли живо и образно передает жесты и мимику зрителей, теснящихся на улице, балконах зданий, выглядывающих из окон, движение стремительно несущихся рысаков из Сицилии, Калабрии, Апулии. Победителя скачек ждали лавровый венок и пенсия, как было заведено еще со времени императора Нерона. Возможно, эти рисунки с изображением "бега свободных лошадей" знал Т. Жерико, изучая работы Пинелли и Э. Делакруа, о чем он писал в Дневнике. Тема memento mori звучит в рисунке Отдых автора (1815, Рим, Музей Рима), на котором художник изобразил себя рядом с двумя мастино на фоне лежащего на полке черепа и надписи "все кончается". Новое романтическое понимание ничтожности славы передает и рисунок Размышление у гробницы Дон Кихота (1834). Пинелли словно хочет развенчать неоклассицистическую идею вечной памяти, которую должно олицетворять надгробие. В 1820-е Пинелли создал серии рисунков к поэмам Т. Тассо Освобожденный Иерусалим (1827) и Рассерженный Орландо (1829), обратившись к популярным среди романтиков темам из средневековой христианской истории; к роману писателя-романтика А. Маццони Promessi sposi (1832), роману М. Сервантеса Дон Кихот (1834). В 1829—1830-х Пинелли совершил путешествие в Германию и Францию, где его работы пользовались известностью. В одной из поздних серий рисунков Семь холмов Рима (1827—1830) Пинелли создал пейзажи Вечного города с изображением семи холмов, архитектурных памятников, сцен из современной жизни. Повествование Бартоломео Пинелли о Риме, о быте и обычаях простых горожан и жителей предместий было созвучно поэзии его современника поэта Джоаккино Белли, написавшего сонет в год смерти художника. О произведениях Пинелли писали Гете, Делакруа, Андерсен, Ф. Айец, Дж. Маццини. С его работ гравировал Н. Уткин, и они были хорошо известны в России. Влияние Пинелли испытали мастера разных школ: А. Басин, Т. Жерико, Э. Ференци, Ф. Кайзерман, К. Марко Старший, В. Мартстранд и др.
Лит.: De Logu G. Pittura italiana dell’Ottocento. Bergamo, 1955; Incisa della Rocchetta G.: Catalogo della mostra di Bartolommeo Pinelli. Roma, 1956; Maltese C. Storia dell’arte in Italia. 1785—1943. Torino, 1960; Matteson Lynn R. Observation on Gericault and Pinelli // Pantheon. 1980. Jg. 38. Jan — Febr. P. 74—78.
Е. Федотова
0.00 байт
Дворянин со взглядами буржуа: Н. Х. Пинелло бросает вызов политической роли финляндского благородног
Статья посвящена выдающемуся и необычному представителю финляндского дворянства Нильсу Хенрику Пинелло (1802-1879), принадлежавшему к итальянскому по происхождению роду и активно вращавшемуся в экономических, политических и культу