ПИРАНДЕЛЛО

Найдено 1 определение
ПИРАНДЕЛЛО
pirandello) Луиджи (1867, Джирдженти – 1936, Рим), итальянский писатель. Родился в Сицилии в буржуазной семье. Изучал филологию в ун-тах Рима и Бонна; написал диссертацию о диалекте родного края. В литературу вступил сборником стихов «Радостная боль» (1889). Широкую известность приобрел новеллами сборников «Любовь без любви» (1894) и «Новеллы на год» (т. 1–5, 1901–19; новое изд. 1922). Написанные в традициях веризма (от vero – «правдивый»; близкое натурализму реалистическое направление в итальянской литературе кон. 19 – нач. 20 в.), эти новеллы сочетали изображение повседневной жизни с критикой закосневших взглядов и обычаев, обрисовкой необычных характеров и ярких страстей.
Новаторскую концепцию интеллектуально-иронического театра Пиранделло изложил в теоретико-эстетической книге «Юмор» (1908). Воплощением ее идей стала драматургия писателя – бытовые комедии и трагикомические драмы «Лимоны Сицилии» (1911) и «Лиолб» (1916, обе – на сицилийском диалекте), «Это так (если вам так кажется)» (1918), «По-хорошему» (1920), «Шесть персонажей в поисках автора» (1921), «Обнаженные одеваются» (1923) и др. В них Пиранделло, отказываясь от традиционных театральных форм, понятия характера и привычных приемов развития фабулы, с тонким психологическим аналитизмом и сатирической остротой разоблачает так называемых «порядочных» людей, показывает ограниченность их мещанского болота, выражает бунт против лицемерия общепринятой морали. В ряде драм Пиранделло философски осмысляет трагическое столкновение «лица и маски» («Генрих IV», 1922), иллюзии и реальности («Жизнь, которую я тебе даю», 1924; «Какой ты меня хочешь», 1930), сложное соотношение вымысла и правды («Каждый по-своему», 1924; «Сегодня мы импровизируем», 1930). Проблема несоответствия видимости и сути, глубокое сочувствие «маленькому» человеку, пронизывающее все творчество Пиранделло, неизбежность разочарования и крушения надежд в современном мире прочитываются и в его романах «Отверженная» (1901), «Покойный Маттиа Паскаль» (1904), «Старые и молодые» (1909), «Снимается кино» (1916) и др. Нобелевская премия (1934).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
0.00 байт

Традиции итальянской commedia dell’arte в творчестве Л. Пиранделло и Д. Фо

Рогозина Е. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Исторический или философский роман? к вопросу о жанровом своеобразии романа Л. Пиранделло «Старые и

Фарафонова Дарья Сергеевна
В статье рассматривается роман Л. Пиранделло «Старые и молодые» в контексте эволюции итальянского исторического романа с целью выявления, насколько правомерно его отнесение к историческому жанру.
Читать PDF
0.00 байт

Образ сильной личности в романе Л. Пиранделло «Старые и молодые»

Фарафонова Дарья Сергеевна
В статье рассматривается восприятие проблемы сильной личности в ключе ницшеанской идеи о сверхчеловеке в итальянской литературе рубежа XIX XX веков и ее отражение в романе Л. Пиранделло «Старые и молодые».
Читать PDF
0.00 байт

«Чайка» А. Чехова и «Шесть персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло: обратная связь

Козлова Светлана Михайловна
В статье представлен опыт сравнительного анализа пьес А.П. Чехова «Чайка» и Л. Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора».
Читать PDF
0.00 байт

Поэтика гротеска в романе Л. Пиранделло «Покойный Маттиа Паскаль»

Конюхова Анна Андреевна
В статье проводится анализ романа Л. Пиранделло «Покойный Маттиа Паскаль»: его сюжета, субъектной структуры, языка. Автор последовательно показывает, как поэтика гротеска реализуется на разных уровнях построения романа.
Читать PDF
0.00 байт

"ГОРНЫЕ ВЕЛИКАНЫ" ЛУИДЖИ ПИРАНДЕЛЛО В РЕЖИССЕРСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДЖОРДЖО СТРЕЛЕРА: ФОРМИРОВАНИЕ НОВО

Балдина Юлия Алексеевна
В статье, посвященной сценическому воплощению мифо-поэтического произведения Луиджи Пиранделло «Горные великаны» итальянским театральным режиссером XX века Джорджо Стрелером, анализируется опыт истолкования театрального представле