Пиршество

Найдено 1 определение
Пиршество
устраивалось иногда для того, чтобы почтить своих друзей (2Цар. 12:4; Лук. 5:29), или же по случаю выдающихся событий в семейной жизни, например, при отнятии от груди ребенка (Быт. 21:8), по случаю брака (Быт. 29-22) или при других торжественных событиях, например, дня рождения (Мат. 4:6), стрижки овец (2 Цар. 13:23), собирании винограда (Суд. 9-27), похоронах (Иер. 16:7) и т.д. В символическом значении пиршество упоминается в Прит. 9:2 и дал.; Ис 25:6; Мат. 22:4 Во время пира, главным образом, пили вино, что вполне понятно в жарком климате, где люди вообще много пьют; это видно уже из самого еврейского названия пиршества миште, т. е питье. Приглашение передавалось через слуг (Прит. 9:3; Мат. 22:3); гости приветствовались при входе поцелуем (Лук. 7:45). Им омывали ноги и умащали волосы и бороду благовонными мастями (Пс. 22: 5; Ам. 6:6); после чего предлагали место соответственно их положению (1 Цар. 9:22, Лук. 14:8, Map 12-39).
Почетным гостям хозяин давал лучшие куски (1 Цар. 9:24); иногда вдвое (1 Цар. 1:5) или впятеро более по сравнению с другими. На семейных пиршествах участвовали также женщины и дети (1 Цар. 1:4; Иоан, 12:3). На пиршества во время праздников, установленных Моисеем, приглашались также слуги, служанки, левиты, чужеземцы, вдовы и сироты (Втор. 16:11, 14). Так и Господь Иисус Христос советует Своим ученикам приглашать на пиры не тех, кто может отплатить таким же приглашением, но нищих и вообще не могущих воздать (Лук. 14:12 и дал.). Большая торжественность придавалась пиршеству — музыкой, пением и танцами (Суд. 16:25; Пс. 68:13; Лук. 15: 25). Присутствующие забавлялись тем, что загадывали друг другу загадки (Суд. 14:12 и дал.). Иногда на пирах бывало слишком оживленно, что видно из обличений пророков (Ис, 5:12, Ам. 6:4 и дал.) и т.д. Евреям было воспрещено участвовать на жертвенных пиршествах язычников (Исх. 34:15). Христианам также воспрещается быть участниками таких пиршеств, которые сопровождаются объедением, пьянством и ссорами с дракой (Рим. 13:13; Гал. 5:21; 1 Пет. 4:3). Устройство пира поручалось специальному лицу, обыкновенно другу семейства, который заботился о доставке пищи, напитков, а также наблюдал над прислуживающими рабами и т д. На браке в Кане Галилейской пиршеством заведовал такой же распорядитель (Иоан. 2:8). Греческое слово в этом месте — архитриклинос — дословно переводится — распорядитель трехместных скамей, от слова архе — распоряжаться и триклинион — трехместная скамья. Это название напоминает о греческом и римском обычае на пиршествах возлежать на скамьях или ложах (каждое для трех или более человек), называемых триклиниями. В более древние времена евреи ели сидя (Быт.43: 33; 1 Цар. 20:25; Пс. 127:3), но с течением времени они последовали обычаю персов, халдеев и римлян — возлежать за столом Этот обычай уже во время Амоса начал распространяться среди изнеженных самарян. В Ам. 6:4 говорится о ложах из слоновой кости, или обложенных слоновой костью и покрытых драгоценными коврами или покрывалами. Такими ложами для возлежания за столом были также триклинии, или трехместные скамьи. Они иногда составлялись вместе так что получалось сплошное ложе вокруг одного стола; такое соединение скамей также называлось триклинием. На такое убранство комнаты для пира, может быть, намекается в Ев. Map. 14:15 словами: «горница устланная . (Срав. Лук. 22:12). Гости возлежали таким образом, что левою рукою они опирались на подушку, а ноги были вытянуты. Тому, чье место было с правой стороны, приходилось, следовательно, возлежать у груди {или лона) своего левого соседа. Почетнейшим местом на такой триклинии считалось среднее. Место, ближайшее к хозяину, было почетным и предоставлялось его задушевному другу, отчего и сказано об Иоанне, что он возлежал у груди Иисуса ((Иоан. 13:23; 21:20). Из рассказа о женщине, которая помазала ноги Иисуса в доме Симона, видно, что Господь не сидел за столом, а возлежал; иначе она не могла бы стоять позади у ног Его, обливать их слезами и мазать миром (Лук. 7:37).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
286.59 кб

Мотив пиршества и культа вина в бурятской Гэсэриаде (на примере интерпретации образа Хормусты)

Дугаров Баир Сономович
Образ Хормусты бог неба в мифологии монгольских народов, нашел многогранное отражение в бурятском эпосе «Гэсэр». Любопытным штрихом к «портрету» Хормусты является описание его склонности к пиршествам.
Читать PDF
179.03 кб

Эстетика пиршественного нарратива в классической традиции и современной литературной версии

Козлова Светлана Михайловна
В статье рассматриваются структура и семантика нарратива пира в классической (Платон, Петроний) и современной (В. Сорокин) литературе. Идеология пиршественного нарратива осмысляется в свете идей Ф.

Похожие термины:

  • ПИР, ПИРШЕСТВО

    Лк 14:13). В Библии мы часто встречаем упоминания о пирах, роскошных пиршествах и господствовавших на них обычаях. Обыкновенно давали пиршество в праздники всенародные (Вт 16, Тов 2:1), также по случаю бл