Писарев Александр Иванович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Писарев Александр Иванович

Писарев (Александр Иванович) - известный водевилист (1803 - 1828), родился в дворянской семье Орловской губернии, воспитание получил в Московском благородном (университетском) пансионе. Славился в 1820-х годах рукописными эпиграммами и сатирами. Своими бойкими и остроумными куплетами Писарев ревностно помогал кружку литераторов старого покроя, сгруппировавшихся около Общества Любителей Российской Словесности, в их борьбе с "Московским Телеграфом" Полевого . Пьесы Писарева, большей частью переведенные или переделанные с французского, частью оригинальные, имели большой успех на сценах обеих столиц. Лучшие водевили Писарева: "Лукавин" (комедия, Москва, 1823), "Поездка в Кронштадт" (Москва, 1824), "Волшебный нос" (М., 1825), "Наследница" (Москва, 1824), "Учитель и ученик" (Москва, 1824), "Хлопотун" (Москва, 1825), "Пять лет в два часа" (шел в январе 1828 г.), "Средство выдавать дочерей замуж" (шел в 1828 г.), "Три десятка" и др. Вместе с А. Верстовским , который часто писал музыку для его водевилей, Писарев издал "Драматический альбом для любителей театра и музыки на 1826 г." (Москва, 1826). Неизданной осталась сатира Писарева под заглавием: "Певец на биваках у подошвы Парнаса" - пародия на "Певца во стане русских воинов" Жуковского , осмеивающая многих московских литераторов и ученых (см. в "Библиографических Записках" 1859, № 20, статью М. Лонгинова ). Много теплых страниц посвятил Писареву С.Т. Аксаков в своих "Литературных и театральных воспоминаниях". См. "Записки Кс. Полевого" (Санкт-Петербург, 1888) и "Древняя и Новая Россия" (1879, № 5, ст. "Русские водевилисты. А.И. Писарев"). Ум.

Источник: Биографический словарь. 2008

Писарев, Александр Иванович

— известный водевилист (1803—1828), род. в дворянской семье Орловской губ., воспитание получил в Моск. благородном (университетском) пансионе. Славился в 1820-х годах рукописными эпиграммами и сатирами. Своими бойкими и остроумными куплетами Писарев ревностно помогал кружку литераторов старого покроя, сгруппировавшихся около Общества любителей российской словесности, в их борьбе с "Моск. телеграфом" Полевого. Пьесы П., большею частью переведенные или переделанные с французского, частью оригинальные, имели большой успех на сценах обеих столиц. Лучшие водевили П.: "Лукавин" (комедия, М., 1823), "Поездка в Кронштадт" (М., 1824), "Волшебный нос" (М., 1825), "Наследница" (М., 1824), "Учитель и ученик" (М., 1824), "Хлопотун" (М., 1825), "Пять лет в два часа" (шел в январе 1828 г.), "Средство выдавать дочерей замуж" (шел в 1828 г.), "Три десятка" и др. Вместе с А. Верстовским, который часто писал музыку для его водевилей, П. издал (M., 1826): "Драматический альбом для любителей театра и музыки на 1826 г.". Неизданной осталась сатира П. под заглавием "Певец на биваках у подошвы Парнаса" — пародия на "Певца во стане русских воинов" Жуковского, осмеивающая многих московских литераторов и ученых (см. в "Библиографических записках" 1859, № 20, статью M. Лонгинова). Много теплых страниц посвятил Писареву С. Т. Аксаков в своих "Литературных и театральных воспоминаниях". См. "Записки Кс. Полевого" (СПб., 1888) и "Древняя и Новая Россия" (1879, № 5, ст.: "Русские водевилисты. А. И. П.").


Ум.


{Брокгауз}





Писарев, Александр Иванович


первый русский водевилист, замечат. драматург вообще; род. 14 июня 1803 г., † 20 ноября 1836 г.


{Половцов}





Писарев, Александр Иванович


[1803—1828] — водевилист. Примыкая к консервативному крылу дворянства, П. энергично выступал против представителей активизировавшейся промышленной буржуазии в лице Н. Полевого (см.) ("Анти-телеграф, или отражение несправедливых нападений г. Полевого", М., 1826; куплеты в водевиле "Три десятки" и др.). Любимым литературным жанром П. был водевиль, преимущественно переводный и приноровленный им применительно к местным, главным образом литературным и театральным обстоятельствам. Хотя П. благодаря остроумным вставным куплетам стяжал в дворянской среде славу первого водевилиста, сам он по-видимому ставил этот жанр не особенно высоко, считая, что "нынешние комики должны ограничиться комедией нравов; драма... становится настоящею комедией нашего времени; все просто забавное слишком походит на мгновенные произведения водевиля" ("Примечание автора к комедии "Пятнадцать лет в Париже"", М., 1828). П. был бойким и метким эпиграмматистом, продолжая традиции "устной" дворянской поэзии (см. "Козьма Прутков").


Библиография: II. Лонгинов M. EL, О полемике Н. А. Полевого с А. И. Писаревым, Сочин. Л — ва, т. I, Москва, 1915, стр. 79—83 и 108; Варнеке Б. В., История русского театра, издание 2-е, П., 1914, стр. 380—385; Орлов В. Н. (ред.), Эпиграмма и сатира, т. I, изд. "Academia", Л., 1931, стр. 185—188 и 239 и в тексте (по указателю).


III. Геннади Г. Н., Справочный словарь, т. III, Москва, 1908; "Словарь членов Об-ва любителей российской словесности", [М., 1911].


П. Берков.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008