Пищалкин (Андрей Андреевич, 1817 - 1892) - гравер на меди, учился в Императорской Академии Художеств под руководством профессора Н.И. Уткина и, получив в 1836 г. малую золотую медаль за эстамп с картины К. Дольчи "Молящаяся Богоматерь", был выпущен из академии со званием не классного художника. В 1839 г. за гравюру Рафаэлевской "Мадонны с безбородым Иосифом" (находящейся в Императорском Эрмитаже) удостоен большой золотой медали и вскоре после того отправился в Рим в качестве пенсионера академии. Пробыл в этом городе до 1864 г., занимаясь исполнением большой гравюры "Взятие Богородицы на небо" с запрестольного образа работы К. Брюллова в Казанском соборе и предпринимая другие работы, но бросая их при самом начале. За означенный эстамп с Брюллова академия присудила ему, в 1855 г., звание академика, а в 1862 г., за это же произведение, признала профессором. По возвращении своем в Санкт-Петербург, художник, выказавший в молодости блестящие способности и обещавший сделаться замечательным мастером, совершенно опустился: не дотрагивался больше до резца и медных досок и существовал до конца своей жизни единственно скромной пенсией, пожалованной ему Государем. Лучшим из немногочисленных произведений Пищалкина остался вышеупомянутый эстамп с Рафаэля, выдерживающий сравнение с наиболее удачными работами первостепенных русских граверов. А. С-в.
Пищалкин Андрей Андреевич
(1817—1892) — гравер на меди, учился в Имп. Академии художеств под руководством проф. Н. И. Уткина и, получив в 1836 г. малую золотую медаль за эстамп с картины К. Дольчи "Молящаяся Богоматерь", был выпущен из Академии со званием неклассного художника. В 1839 г. за гравюру Рафаэлевской "Мадонны с безбородым Иосифом" (находящейся в имп. Эрмитаже) удостоен большой золотой медали и вскоре после того отправился в Рим в качестве пенсионера Академии. Пробыл в этом городе до 1864 г., занимаясь исполнением большой гравюры "Взятие Богородицы на небо" с запрестольного образа работы К. Брюллова в Казанском соборе и предпринимая другие работы, но бросая их при самом начале. За означенный эстамп с Брюллова Академия присудила ему в 1855 г. звание академика, а в 1862 г., за это же произведение, признала профессором. По возвращении своем в СПб. художник, выказавший в молодости блестящие способности и обещавший сделаться замечательным мастером, совершенно опустился, не дотрагивался больше до резца и медных досок и существовал до конца своей жизни единственно скромною пенсией, пожалованной ему государем. Лучшим из немногочисленных произведений П. остался вышеупомянутый эстамп с Рафаэля, выдерживающий сравнение с наиболее удачными работами первостепенных русских граверов.
Л. С—в.
{Брокгауз}
Пищалкин, Андрей Андреевич
(Pistchalkine); гравер, ученик Николая Ивановича Уткина. Род. в 1817 году; принят в академию как посторонний ученик, с назначением содержания от академии, согласно § 1 Прибавлений к Установлениям Академии худож., и записан в класс Уткина; учился в акад. с 1832 по 1836 год; в 1833 г. получил 2-ю серебр. медаль за рисунок с натуры; 1834, 23 февр., 1-ю серебр. медаль за гравированный портрет (Лебрена); 1835, 29 мая, 1-ю серебр. медаль за рисунок с натуры; в 1836 г. 2-ю золотую медаль за гравюру "Богоматерь", с Карло Дольче; признан свободным неклассным художником. В этом же году он выставил рисунки: Иоанн Богослов, с ориг. Доменикино, Благовещение, с Гвидо Рени, и три портрета для гравирования. В 1839 г. он получил 1-ю золотую медаль за гравюру Св. семейство, с ориг. Рафаэля, находящегося в Эрмитаже; a в 1840 послан за границу. В 1841 г. 11 авг. прибыл в Рим. В 1846 г. представлена им имп. Николаю Павловичу, во время его пребывания в Риме, гравюра "Взятие на небо Богоматери", с ориг. Брюллова. В этом же году Пищалкин просил Совет разрешить ему заняться гравированием Св. семейства с картины Рафаэля, для чего продолжить ему срок заграничного содержания еще на четыре года. Совет отказал ему в этом, ввиду того что ему назначено было гравировать Взятие Богоматери на небо и что от него до сих пор не прислано в академию пробы с этой гравюры (Мат. III. 53). В 1848 году высочайше дозволено ему остаться еще на один год и выдано 100 червонцев для излечения болезни глаз (III. 87). В 1849 г. высочайше повелено выслать Пищалкина в Петербург, выдав его на дорогу 10 червонцев. В 1850 г. Пищалкин просил Совет дозволить ему, после Взятия Богоматери на небо, гравировать Благовещение по сделанному рисунку с картины Гвидо-Рени. В том же году, по рассмотрении представленного Пищалкиным пробного отпечатка гравюры его Взятие Богоматери на небо, Совет объявил, "что одобряет ее, но признает: во-первых, что ему еще довольно остается потрудиться, дабы довести гравюру до совершенно успешного окончания; во-вторых, что довести до этого окончания можно с большим успехом там, где находится оригинальная картина, и поэтому должно ему поспешить возвратиться из-за границы в Петербург. A что если он решится, то по уведомлении о сем академия может выслать ему некоторую сумму в виде подписки на эстамп; причем присовокупить: чтобы он, Пищалкин, как думает поступить донес Академии безотлагательно" (III. 161). В 1852 году Пищалкин просил оставить его еще за границей по болезни глаз и для окончания гравюры. В 1855 г., за гравюру Взятие Богоматери на небо, "по настоящему достоинству гравюры", он признан академиком. В 1862 году, за ту же гравюру, единогласно признан профессором (по тайной баллотировке).
В 1864 г. он просил денежного вспомоществования от Академии на покрытие стоимости доски (Взятие Богоматери на небо), отпечатание ее и возвращение в Россию. Совет академии представил о выдаче ему 800 руб. (III. 445).
С возвращением в Россию в 1864 году граверная деятельность Пищалкина покончилась; ему назначена была пенсия в 500 руб., на которую он и просуществовал до 1892 года, не дотрагиваясь до медной доски, хотя жил в порядочной нужде. Высокие ожидания академии и на этот раз не оправдались: награвировав в 1839 году великолепную свою доску Св. семейство, с Рафаэля, Пищалкин не произвел более ничего замечательного; его "Взятие на небо" и по гравюре и по рисунку представляет работу второстепенную; первые отпечатки не совсем конченые еще лучше; но вполне конченые просто плохи: лицо Богоматери в них совсем испорчено; не понятно, как за эту вещь академия признала его единогласно профессором, да еще при тайной баллотировке. Его работы:
1. Портрет Карла Лебрена: "Грав. А. Пищалкин — с эстампа Эделинка 1833 года". — 1-е отпеч. прежде всякой подписи (Эрмитаж, Собр. Уткина, II). В 1834 г. Пищалкин получил за него 2-ю серебр. медаль.
2. Богоматерь, с картины Лебрена, копия с Эделинка; была на выставке 1833 г.; я не видал этого листа.
3. Богоматерь, с ориг. Дольче; в 1-х отпеч. подпись: "с картины К. Дольчи. — Грав. А. Пищалкин 1836 г."*; во 2-х прибавлено: "Божия Матерь картина находится в Имп. Эрмитаже"*.
4. Одна доска из числа оригиналов, изд. Акад. художеств; грав. карандашной манерой: № 63, Натурщик с приподнятой правой рукой: "рис. с натуры и грав. А. Пищалкин 1835 г.".
5—8. Четыре картинки в книгу: "Базили, Босфор; СПб. 1836"; гравированы карандашной манерой на двух досках, по две картинки на каждой. Под каждой картинкой подпись: "Рис. К. Брюллов — грав. Пищалкин"; 8°. 1-е отпеч. прежде всякой подписи*; Акад. худож., книга Уткина; 2-е отпеч. с именем мастера, но без пометы части и страницы вверху; 3-и с этой пометой, приложены при книге. Подписей под изображениями нет; на них представлены:
1) Воин иррегулярного полка; 2) Зафира, босфорская Джульетта; 3) Босфорский гребец; и 4) Спящий турок.
9. Св. семейство, с Рафаэля; оригинал находится в Эрмитаже. Превосходно выгравированный лист, поставивший Пищалкина разом наряду с первоклассными нашими граверами. 1-е отпечатки без подписи*, — в Эрмитаже, Академии художеств. В Эрмитаже (кн. Уткина) есть 2 экз., гравированные чистой крепкой водкой, неконченые; неконченый экз. есть и y И.И. Ваулина.
Доску эту Пищалкин пожертвовал в пользу раненых (в 1855 г.); но взял ее с собою в Рим, a оттуда просил академию выслать ему за напечатание оттисков с нее по 27 скуди за каждую сотню; на что академия уведомила его, что он может отпечатать сперва небольшое количество оттисков, продать их и на вырученные деньги печатать далее оттиски в пользу раненых (III. 238). Доска так и осталась y него. Эта гравюра была на выставке 1839 года. Пищалкин получил за нее 1-ю золотую медаль и отправлен в Италию.
10. Взятие на небо Богоматери: "Писал Карл Брюллов. Рисовал и гравировал Андрей Пищалкин. — Peint par charles brulloff. Dessiné et gravé par andre pistchalkine 1864. | Ero Императорскому Величеству | Всемилостивейшему Государю моему | александру николаевичу | посвящает с глубочайшим благоговением верноподданный | Андрей Пищалкин". 1-е отпеч. прежде всякой подписи; 2-е с подписью*. Оригинальная картина Брюллова находится в СПб. Казанском соборе. Доска в Акад. художеств.
11 и 12. Два контура для Художественной Газеты 1836 г.: Истязание Спасителя, с картины Егорова, и статуя Екатерины II, с ориг. Гальберга.
13. В моем собрании есть копия с одной только головы Босюета, из знаменитой гравюры Древета, которую я получил от Иордана за работу Пищалкина.
{Ровинский}
Пищалкин, Андрей Андреевич
профессор гравирования И. А. Худ.; род. 18?? г., † 188? г.
{Половцов}