Питирим, епископ Пермский

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Питирим, епископ Пермский
Питирим (ум. 19 VIII 1455) – епископ Пермский, автор одной из редакций Жития Алексея митрополита и служб на память митрополита Алексея и на обретение его мощей. О П., как и о других пермских епископах XV в., сохранилось мало известий; почти ничего не знали о них уже в кон. XVII в., как следует из письма иерея Благовещенской Усть-Вымской церкви Евтихия, который обратился к епархиальному начальству в Вологде с просьбой сообщить хоть что-нибудь достоверное о пермских чудотворцах-епископах (Жития святых... С. 409–410). Согласно краткому Житию Питирима, святитель был уроженцем Ярославля, в первые годы иноческой жизни был наставляем неким великим старцем Кириллом. Прежде чем стать во главе Пермской епархии, П. состоял архимандритом Чудова монастыря; в 1440 г. он крестил новорожденного наследника Василия II Темного – будущего великого князя Ивана III. Пермским владыкой П. стал между 1441 г., когда Пермской церковью еще руководил его предшественник Герасим (АИ. 1841. Т. 1, № 39. С. 74), и 1447 г., когда П. уже в качестве Пермского епископа вместе с другими иерархами составлял в Москве увещевательное послание Дмитрию Шемяке (Там же. № 40. С. 75; Е. Будрин и И. Верюжский полагали даже, что текст этого послания принадлежит именно П.). Вычегодско-Вымская летопись датирует его поставление 1444 г. (Документы по истории коми: Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись // Историко-филологический сборник. Сыктывкар, 1958. Вып. 4. С. 261). По-видимому, П. оставался в Москве до кон. 1448 г., ибо 15 декабря этого года в числе других представителей высшего духовенства он поставил в митрополиты рязанского епископа Иону. В феодальной войне сер. XV в. П. выступал последовательным противником Дмитрия Шемяки. Это явствует и из упомянутого соборного послания, и из рассказа Вычегодско-Вымской летописи о том, как Шемяка понуждал П. освободить его от «проклятого слова» (Документы по истории коми. С. 261), и, наконец, из сообщения Пахомия Серба, что Пермский владыка от «братоубийственою кровию руце осквернившаго... много лютая подъят» (Житие митрополита всея Руси святого Алексия, составленное Пахомием Логофетом. СПб., 1877–1878. Вып. 1. С. 5 (ОЛДП. № 57)). О мучениях, которые П. претерпел в Устюге от Шемяки, глухо упоминает и Житие П. Будучи четвертым епископом в новообразованной епархии после Стефана Пермского, П. ревностно продолжал миссионерский подвиг последнего, за что и пал жертвой озлобленных этой его деятельностью вогуличей (манси), которые во главе со своим князем Асыкой убили П. то ли в Усть-Выми, то ли в Чердыни. Житие П. в отличие от других источников датирует гибель святителя 15 августа.
Начало местного празднования памяти П. Е. Е. Голубинский относит к царствованию Василия Шуйского, так как в 1607 г. была написана икона, изображающая трех пермских епископов (Герасима, П., Иону), и водружена над их телами в Благовещенской церкви в Усть-Выми. Память пермских епископов отмечается церковью 29 января.
В написанном Пахомием Логофетом Житии митрополита Алексея сообщается, что основным источником сведений о святом автору послужило произведение П., который «нечто мало о святем списа и канон тому в похвалу сложи» (Житие митрополита всея Руси святого Алексия... Вып. 1. С. 6). На основании этого заявления историки приписали П. включающуюся в летописи статью «О Алексеи митрополите», считая, что это и есть памятник, о котором говорит Пахомий. Однако указанная статья читается в Летописце Рогожском и Летописи Симеоновской, восходя в них к своду 1408 г. (Летопись Троицкая); Г. М. Прохоров полагает, что статья «О Алексеи митрополите» написана одновременно с Повестью о Митяе (Прохоров Г. М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978. С. 150–156). Поскольку П. писал свое произведение после обретения мощей митрополита Алексея (1431 г.), атрибутировать ему летописную статью не представляется возможным. По-видимому, сочинение сербского агиографа полностью вытеснило из рукописной традиции написанное П. наспех (по свидетельству Пахомия) Житие, как это случилось и с Житием Сергия Радонежского, принадлежащим перу Епифания Премудрого. Время сохранило лишь написанную П. службу на обретение мощей московского митрополита, которая читается в минеях под 20 мая. П. принадлежит и служба на память митрополита Алексея (12 февраля); при этом В. Яблонский установил, что в печатные минеи вошла служба, уже отредактированная Пахомием Логофетом. Как сообщает третья редакция сказания о обретении мощей митрополита Алексея, гимнографическое творчество П. получило санкцию собора русских епископов во главе с митрополитом Ионой. Научное издание и той, и другой службы П. отсутствует.
Если верить местным преданиям, П. читал по-гречески и был незаурядным оратором; перед смертью он обратился к своей пастве с утешительным и напутственным словом (Михайлов М. Усть-Вым // Вологодские губернские ведомости. 1850. Часть неофиц., № 32. С. 366). Сохранилась рукопись ГИМ, собр. Уварова, № 264, вложенная П. в Благовещенскую церковь в Усть-Выми, как сообщает запись по листам, сделанная в XVI в. (Леонид, архимандрит. Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А. С. Уварова. М., 1893. Ч. 1. С. 101).
Епископу П. приписана одна из поздних редакций Повести о Петре и Февронии, сохранившаяся в единственном списке кон. XVII – нач. XVIII в. ГПБ, собр. Титова, № 2085 (Повесть о Петре и Февронии / Подгот. текстов и исслед. Р. П. Дмитриевой. Л., 1979. С. 204–205); атрибуция эта, разумеется, совершенно неосновательна.
Лит.: Евгений [Болховитинов]. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви. 2-е изд. СПб., 1827. Т. 2. С. 167–168; Жития святых Российской церкви. Также иверских и славянских. Месяц январь. СПб., 1857. С. 405–428; Макарий [Булгаков]. 1) Материалы для истории русской церкви. IX. Житие св. Алексия, митрополита русского, составленное, вероятно, архимандритом Питиримом (прежде 1439 г.). Примеч. // Духовный вестник. Харьков, 1862. Т. 1. С. 47; 2) История русской церкви. 2-е изд. СПб., 1886. Т. 5. С. 243–244; СПб., 1887. Т. 6. С. 324–325; Суворов Н. Исторические сведения об иерархах древне-Пермской и Вологодской епархии // Прибавления к Вологодским епархиальным ведомостям. 1865. № 17. С. 695–696, 700–706; Будрин Е. Очерк истории Пермской епархии // Пермские епархиальные ведомости. 1868. Отд. неофиц., № 24. С. 403–410; Ключевский. Древнерусские жития. С. 134–137; Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею церковию и местно чтимых. Вологда, 1880. С. 332–342; Пермская летопись с 1263–1881 г. Первый период. С. 1263–1613 / Сост. В. Шишонко. Пермь, 1881. С. 20–23; Строев. Словарь. С. 235–236; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 28–29, 32; Филарет. Обзор. С. 108; Азбучный указатель имен русских деятелей. СПб., 1888. Ч. 2. С. 156 (Сборник имп. Русского исторического общества. Т. 62); Лыткин Г. С. Зырянский край при епископах пермских и зырянский язык. СПб., 1889. С. 78; Шляпкин И. А. Св. Питирим, епископ Пермский // ЖМНП. 1894. Ч. 292, № 3. С. 135–145; Голубинский Е. Е. 1) История церкви. М., 1900. Т. 2, 1-я пол. С. 527–529; 2) История канонизации. С. 121–122; Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. С. 164–169; Шляков Н. В. Житие св. Алексия, митрополита московского, в Пахомиевской редакции // ИОРЯС. 1915. Т. 19, кн. 3. С. 85–97; Будовниц. Монастыри на Руси. С. 94–95; Флоря Б. Н. Коми-Вымская летопись // Новое о прошлом нашей страны. М., 1967. С. 228.
Доп.: Кудрявцев И. М. Сборник последней четверти XV – начала XVI в. из Музейного собрания // Записки Отдела рукописей ГБЛ. М., 1962. Вып. 25. С. 269–270.
Д. М. Буланин

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси. 1987

Питирим, епископ Пермский

— священномученик, епископ Пермский.


† 1455; память 29 января/11 февраля, 19 августа/1 сентября, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых.


Святитель Питирим был уроженцем города Ярославля. В первые годы иноческой жизни был наставляем неким великим старцем Кириллом.


С 1440 года — архимандрит Московского Чудова монастыря.


В 1440 году крестил новорожденного наследника Василия II Темного — будущего великого князя Ивана III.


Епископом Пермским Питирим был хиротонисан между 1441 и 1447 годами.


Вычегодско-Вымская летопись датирует его поставление 1444 годом.


В 1447 году упоминается епископом Пермским, когда наряду с другими иерархами составлял увещевательное послание великому князю Московскому Дмитрию Шемяке. Епископ Питирим был последовательным противником Дмитрия Шемяки. Это следует и из упомянутого послания, и из рассказа Вычегодско-Вымской летописи о том, как Шемяка понуждал владыку Питирима освободить его от "проклятого слова", и наконец из сообщения Пахомия Серба, что Пермский владыка от "братоубийственою кровию руце осквернившаго... много лютая подъят". О мучениях, которые претерпел владыка Питирим в Устюге от Шемяки, упоминает и Житие епископа Питирима.


В Москве епископ Питирим оставался до конца 1448 года, так как 15 декабря в числе других представителей высшего духовенства участвовал в поставлении епископа Рязанского Ионы в митрополита Московского и всея Руси.


Деятельность епископа Питирима в Пермской епархии была направлена в основном к обращению в христианство многих неправославных народностей, населявших Пермский край. Преосвященный Питирим приложил много забот к церковному устройству вновь просвещенных мирных племен зырян и других, теснимых дикими племенами вогуличей (манси). После одного из опустошительных набегов вогуличей под предводительством Асыка, владыка Питирим раздал пострадавшим привезенные из Москвы дары, и по его ходатайству великий князь уменьшил получаемую с них дань.


Не обращая внимания на лишения и опасности, святитель посещал самые отдаленные концы своей епархии, и не только зыряне, но и вогуличи, кочевавшие по притокам Печоры, убедились в истине проповеди святителя Питирима и начали принимать крещение. Видя успех его проповеди, воинственные вогуличи решили убить епископа Питирима.


В воскресный день 19 августа 1455 года после литургии святитель Питирим в сопровождении клира и народа, несших иконы и хоругви, отправился на мыс, образуемый слиянием рек Выми и Вычегды, для совершения водосвятного молебна. В это время на них устремилась толпа вогуличей, и первой жертвой пал святитель Питирим, убитый их предводителем Асыкой.


Сорок дней, пока не был получен ответ из Москвы, тело святого Питирима оставалось в срубе, сооруженном на месте мученической кончины, и, несмотря на знойный август, тление не коснулось его. На поклонение к нему сходились жители ближних и дальних селений, и многие получали благодатную помощь.


Святитель был погребен в Усть-Вымском Благовещенском кафедральном соборе возле своего предшественника, святителя Герасима († ок. 1449; память 24/6 февраля, 29 января/ 11 февраля).


Мощи святителя почивают в Усть-Вымском Благовещенском кафедральном соборе.


Память преставления его была внесена в устав уже в 1522 году. А с 1607 года, по благословению святителя Ермогена, патриарха Московского и всея Руси, был написан образ трех Пермских святителей и помещен над их мощами в Благовещенском соборе в Усть-Выми. С этого же времени была установлена общая память их 29 января/11 февраля.


В 1649 году в Вологде в честь трех Пермских святителей был воздвигнут храм.


Святитель Питирим является автором одной из редакций Жития митрополита Алексия и служб на память митрополита Алексия и на обретение его мощей.


Если верить местным преданиям, святитель Питирим читал по-гречески и был незаурядным оратором; перед смертью он обратился к своей пастве с утешительным и напутственным словом (см. Михайлов М. Устьвым. "Вологодские губернские ведомости", 1850. Часть неофиц., № 32, с. 366). Сохранилась рукопись, вложенная святителем Питиримом в Благовещенский собор в Усть-Выми, как сообщает запись по листам, сделанная в XVI веке (ГИМ, собр. Уварова, № 264).


Труды:


Житие Алексия митрополита (краткая редакция).


Служба на память митрополита Алексия (12 февраля).


Служба на обретение мощей митрополита Алексия (20 мая).


Литература:


Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 248 и прим. 19. Муравьев А. Н. Русская Фиваида на Севере. — СПб., 1855, с. 9.


Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 4, кн. 1, с. 33.


Полное собрание Житий святых православной греко-российской церкви // Под ред. Е. Поселянина (прил. к журн. Русский паломник. — 1908). — СПб., б. г., январь, с. 179. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1408. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых // Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. — 2-е изд. — СПб., 1862, с. 200—201.


Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 162, 729.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 47.


Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 461.


Сергий (Спасский), архиепископ. Верный месяцеслов всех русских святых. — М., 1903, с. 28. Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. — М., 1914. — Т. 1, с. 681. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 108. Православный собеседник. — Казань, 1911, декабрь, с. 105.


Русский паломник. — 1908, № 7, с. 111. — 1914, № 8, с. 123. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний // Под ред. С. Н. Южакова: в 20 т. — СПб., 1900—1905. — Т. 15, с. 204.


Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1810.


Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 23-а (кн. 46), с. 735.


Минея январь. — М., 1982. — Ч. 2, с. 492—494. Минея август. — М., 1989. — Ч. 2, с. 309—310. Буланин Д. М. Питирим // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1989. — Вып. 2, ч. 2, с. 193—195.





Питирим, Епископ Пермский


— четвертый Епископ Пермский, убиенный Асыкою, Вогулическим Князем, в Усть-Выме при нападении Вогуличей на сию Волость в 1455 г. или, по Татищевой Истории, 1445 г. Он причтен к Лику Святых Российских и Мощи его почивают в Усть-Вымской Церкви. По свидетельству Степенной книги, часть 1-я, стр. 445. Он, будучи еще Архимандритом, сочинил Краткое Описание Жития Св. Алексия Митрополита Московского и всея России, а также Канон на обретение Мощей его в 1433 г. Сие последнее сочинение его печатается в Месячных Минеях под 20 числом Мая.


Питирим, Архиепископ Нижегородский, Член Св. Синода, родом из простолюдинов, еще в молодых летах, по любопытству и охоте своей к чтению старых книг и к Богословским исследованиям, обольщен был Раскольниками и несколько времени жил у них в Белоруссии и на Вешке, где и в Монашество пострижен. Но самый случай сей послужил ему к подробнейшему рассмотрению и познанию всех их заблуждений, которые он оставив, обратился к Православной Церкви и соделался ревностным и искуснейшим поборником Православия. Государь Петр I, всегда искавший людей способнейших для увещания отпадших от Церкви, узнал его уже Строителем Переславского Никольского Монастыря и, заметив отличные в нем дарования с обширными сведениями в Церковных Древностях, Указом 1706 года поручил ему увещевать и обращать Раскольников, размножавшихся тогда в Юрьевском и Балахонском Уездах. Питирим принял с ревностью сие поручение и с тех пор неутомимо начал для собеседования с ними ходить по дебрям и пустыням, в коих укрывались наипаче Расколоучители, и, написав несколько увещевательных и обличительных им тетрадей, раздавал оные и народу. Около 1715 года по Именному Указу посвящен он в Игумена того же Николаевского Монастыря, а около 1718 г. во Архимандрита Кержебельмашского Успенского Монастыря, им самим основанного и составленного из Братии, способной наипаче к увещанию и обращению Раскольников. Из сего Братства произошли многие искуснейшие также защитники Православия, каковы были Иеромонахи Неофит и Авраамий, посыланный даже в Польшу для увещания, Андроник, Костромской Игумен, и другие.


Государь по Раскольничьим делам вел с Питиримом непосредственную переписку и часто посылал ему особые Инструкции, а нередко вызывал и самого его к себе для советов по сим делам. В 1715 году Питирим доносил ему, что он в Уездах Балахонском и Юрьевском успел уже обратить из Раскола более 2000 душ, но притом жаловался, что Губернские Начальники и Волостные Приказчики и Старосты в дальнейшем успехе ему препятствуют, запрещают ему вход к Раскольникам и возбраняют Священникам учить их; почему и просил тем Начальствующим подтвердить не только о непрепятствовании, но паче о содействовании ему и об охранении посылаемых от него Старцев увещателей. На сие последовала от 13 Марта открытая Питириму Имянная Государева Резолюция в следующих словах: "По сему прошению отца Игумена Питирим а запрещается всем ему возбранять в сем его равноапостольском деле, но повелевается паче ему вспомогать. Ежели же кто в сем Святом деле ему препятствовать будет, тот без всякого милосердия казнен будет смертию, яко враг Святой Церкви. А буде кто из Начальствующих не будет помогать, тот лишен будет имения своего". Подобные сему Указы с подробными наставлениями во многих случаях и после присыланы были к нему и к Гражданским Начальствующим. В 1718 году, по его представлению, Государь 14 Февраля издал Жалованную Грамоту обращающимся Раскольникам о честном их повсюду принятии, а сверх того Марта 2 дал Указ о надзирании за Священниками, утаивающими в росписях Раскольников неисповедающихся, и о невыборе в Старосты и Бурмистры Раскольников и проч. Между тем еще в Январе 1716 г. Питирим отправил к гнездившимся в Чернораменских лесах Балахонского Уезда Расколоучителям Диаконовского Толка 130 Вопросов о причинах уклонения их от Православной Церкви. Вопросы сии приняли Расколоучители и обещались на оные отвечать, но, прежде Ответов, того же года в августе прислали ему 240 своих Вопросов о Вере, Преданиях и о Церкви Православной, требуя от него самого ответов, которые и он взаимно обещался им доставить. В 1717 г. и вторично в 1718 г. он уведомил Расколоучителей, что Ответы на Вопросы их готовы у него, и требовал, дабы они являлись со своими Ответами на посланные к ним 130 вопросов и чтобы назначили место и время сойтиться и разменяться оными. Но Расколоучители всячески уклонялись и отговаривались от того. В сие время открылась в Нижегородской Епархии Епископская вакансия, на которую избран и хиротонисан был Питирим 1719 г. Марта 23.


Тогда по вступлении в управление своей Паствы, он уже с гораздо большей ревностью и властью настоял побуждением Расколоучителей о представлении на свои Вопросы Ответов, которые они и представили ему в Мае 1719 г. Получив оные, назначил он общее собрание в селе Пафнутьеве Дворцовой Дрюковской Волости Балахонского Уезда и пригласил туда Расколоучителей всех разных толков и разных Волостей крестьян к 1 Октября того же года. Там, при собрании совершив Литургию, вышел он в полном облачении на особо уготованное близ Церкви возвышенное место с Крестным ходом и сперва начал переговоры с Расколоучителями, а наконец всенародно вручил им и свои Ответы, которые они, приняв, отступились в то же время от своих прежде представленных ему Ответов на 130 Вопросов его и поданным ему того же 1 Октября донесением объявили оные несправедливыми и впредь отвечать признали себя не способными, да и в состязании перед народом вступать с ним отказались. О всем сем Преосв. Питирим немедля донес Государю от 1 ноября, и между некоторыми секретными наставлениями получил от Него благоприятнейший ответ: "Письмо ваше, — писал ему Государь, — Мы здесь получили с великою радостию, что Господь чрез ваш труд, истину Святой Церкви прославити и противников оной безответных сочинити изволил", — и проч. Некоторых из сих Раскольников Питирим отправил в С.-Петербург, которые точно таковое же признание подали там доношением вторично Духовной Комиссии, но иные упорнейшие бежали в Белоруссию и поселились около Гомеля, где и ныне потомки их живут на Вылеве и на Огородне. Описание всего сего действия сам Питирим сочинил и с приложением признательного доношения Расколоучителей, а также и с поименным списком присутствовавших при сем Собрании Духовных Православных и Раскольничьих людей и Старейшин мирских отослал также к Государю, а по его повелению оно напечатано было 1720 г. в С.-Петербургском Александро-Невском Монастыре в 4 долю листа с Манифестом, в коем Государь воздал честь и Преосвященному. Вторично по Указу Св. Синода издано оно в Москве 1782 г. в 8 долю листа, с лицевым изображением самого Собрания; в третий раз в С.-Петербурге 1786 г. также в 8 долю листа все славянскими буквами; а с издания 1782 г. помещено оно и в XV части Древней Российской Вивлиофики. Вскоре после сего происшествия один из важнейших Расколоучителей Диаконовского Толка, Балахонского Уезда Чернораменских лесов Выборный Старец Варсонофий и Диакон Александр, Питиримовыми Ответами на 240 предложенных ему Вопросов убежденные в заблуждениях своих, подали ему 28 Ноября 1720 года доношение о раскаянии своем и о принятии их в Православную Церковь, к которой тогда же и присоединены они были Исповедью и Причащением Святых Тайн; а по Указу Государеву Питиримом привезены были и в С.-Петербург, — но там Александр опять отрекся от своего обращения и казнен смертью за обман.


Вышеупомянутые Ответы Питиримовы на Раскольничьи 240 Вопросов по Указу Государеву напечатаны 1721 г. в листе в С.-Петербурге под названием, Пращица противу Вопросов Раскольнических, с присовокуплением Варсонофиева доношения и Соборного Деяния, бывшего в Киеве 1157 г. на Еретика Мартина, а также и других некоторых прибавочных выписок. 2-е издание сей книги вышло там же 1726 г. в 4 долю листа, 3-е — 1752 г. в Москве в листе; все славенскими буквами. Книга сия доказывает в сочинителе великую начетливость древних Русских печатных и рукописных книг, неутомимое внимание и терпеливость в своде и выписках из оных и обширные сведения Священного Писания, Св. Отцов и Древностей Российских. Много и после того трудился он в обращении Раскольников разных Толков и часто для увещевания их сам ездил в Керженские Скиты их. В 1723 г. он представлял Государю: 1) чтобы обращающихся из Раскола не принуждать к бритью бороды и к ношению Русского платья, а оставить им на волю и освободить их от положенного за то штрафа; 2) чтобы упорствующих Раскольников не ссылать в Сибирь, куда многие и сами бегут на поселение; ибо, де, скопясь там великим числом, могут они быть опасны. Государь по первому представлению повелел поступать, а только давать обратившимся какой-нибудь отличительный знак, дабы под их видом не скрывались необратившиеся. По второму повелел в Сибирь их не ссылать и посланных возвратить, а вместо того посылать в Рогервик, и о всем сем дал Указы Сенату; а Питирима особенным Рескриптом уведомил из Астрахани того же 1723 г. от 15 Октября. В следующем году, вызвав самого его в С.-Петербург, пожаловал ему Сан Архиепископа за неутомимые труды, которые продолжал он и после до кончины своей, за что Императрица Анна Иоанновна его наградила еще титлом Члена Св. Синода. В 1721 году он завел в Нижегороде при доме своем Еллино-Греческое для детей своего Духовенства Училище; между Раскольничьими же селениями построил много Православных Церквей и несколько общежительных Обителей для Проповедников Веры Языческим народам, обитающим в Нижегородской Губернии; скончался 1738 года Мая 8.


{Болховитинов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008