Питирим, епископ Пермский
Начало местного празднования памяти П. Е. Е. Голубинский относит к царствованию Василия Шуйского, так как в 1607 г. была написана икона, изображающая трех пермских епископов (Герасима, П., Иону), и водружена над их телами в Благовещенской церкви в Усть-Выми. Память пермских епископов отмечается церковью 29 января.
В написанном Пахомием Логофетом Житии митрополита Алексея сообщается, что основным источником сведений о святом автору послужило произведение П., который «нечто мало о святем списа и канон тому в похвалу сложи» (Житие митрополита всея Руси святого Алексия... Вып. 1. С. 6). На основании этого заявления историки приписали П. включающуюся в летописи статью «О Алексеи митрополите», считая, что это и есть памятник, о котором говорит Пахомий. Однако указанная статья читается в Летописце Рогожском и Летописи Симеоновской, восходя в них к своду 1408 г. (Летопись Троицкая); Г. М. Прохоров полагает, что статья «О Алексеи митрополите» написана одновременно с Повестью о Митяе (Прохоров Г. М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978. С. 150–156). Поскольку П. писал свое произведение после обретения мощей митрополита Алексея (1431 г.), атрибутировать ему летописную статью не представляется возможным. По-видимому, сочинение сербского агиографа полностью вытеснило из рукописной традиции написанное П. наспех (по свидетельству Пахомия) Житие, как это случилось и с Житием Сергия Радонежского, принадлежащим перу Епифания Премудрого. Время сохранило лишь написанную П. службу на обретение мощей московского митрополита, которая читается в минеях под 20 мая. П. принадлежит и служба на память митрополита Алексея (12 февраля); при этом В. Яблонский установил, что в печатные минеи вошла служба, уже отредактированная Пахомием Логофетом. Как сообщает третья редакция сказания о обретении мощей митрополита Алексея, гимнографическое творчество П. получило санкцию собора русских епископов во главе с митрополитом Ионой. Научное издание и той, и другой службы П. отсутствует.
Если верить местным преданиям, П. читал по-гречески и был незаурядным оратором; перед смертью он обратился к своей пастве с утешительным и напутственным словом (Михайлов М. Усть-Вым // Вологодские губернские ведомости. 1850. Часть неофиц., № 32. С. 366). Сохранилась рукопись ГИМ, собр. Уварова, № 264, вложенная П. в Благовещенскую церковь в Усть-Выми, как сообщает запись по листам, сделанная в XVI в. (Леонид, архимандрит. Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А. С. Уварова. М., 1893. Ч. 1. С. 101).
Епископу П. приписана одна из поздних редакций Повести о Петре и Февронии, сохранившаяся в единственном списке кон. XVII – нач. XVIII в. ГПБ, собр. Титова, № 2085 (Повесть о Петре и Февронии / Подгот. текстов и исслед. Р. П. Дмитриевой. Л., 1979. С. 204–205); атрибуция эта, разумеется, совершенно неосновательна.
Лит.: Евгений [Болховитинов]. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви. 2-е изд. СПб., 1827. Т. 2. С. 167–168; Жития святых Российской церкви. Также иверских и славянских. Месяц январь. СПб., 1857. С. 405–428; Макарий [Булгаков]. 1) Материалы для истории русской церкви. IX. Житие св. Алексия, митрополита русского, составленное, вероятно, архимандритом Питиримом (прежде 1439 г.). Примеч. // Духовный вестник. Харьков, 1862. Т. 1. С. 47; 2) История русской церкви. 2-е изд. СПб., 1886. Т. 5. С. 243–244; СПб., 1887. Т. 6. С. 324–325; Суворов Н. Исторические сведения об иерархах древне-Пермской и Вологодской епархии // Прибавления к Вологодским епархиальным ведомостям. 1865. № 17. С. 695–696, 700–706; Будрин Е. Очерк истории Пермской епархии // Пермские епархиальные ведомости. 1868. Отд. неофиц., № 24. С. 403–410; Ключевский. Древнерусские жития. С. 134–137; Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею церковию и местно чтимых. Вологда, 1880. С. 332–342; Пермская летопись с 1263–1881 г. Первый период. С. 1263–1613 / Сост. В. Шишонко. Пермь, 1881. С. 20–23; Строев. Словарь. С. 235–236; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 28–29, 32; Филарет. Обзор. С. 108; Азбучный указатель имен русских деятелей. СПб., 1888. Ч. 2. С. 156 (Сборник имп. Русского исторического общества. Т. 62); Лыткин Г. С. Зырянский край при епископах пермских и зырянский язык. СПб., 1889. С. 78; Шляпкин И. А. Св. Питирим, епископ Пермский // ЖМНП. 1894. Ч. 292, № 3. С. 135–145; Голубинский Е. Е. 1) История церкви. М., 1900. Т. 2, 1-я пол. С. 527–529; 2) История канонизации. С. 121–122; Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. С. 164–169; Шляков Н. В. Житие св. Алексия, митрополита московского, в Пахомиевской редакции // ИОРЯС. 1915. Т. 19, кн. 3. С. 85–97; Будовниц. Монастыри на Руси. С. 94–95; Флоря Б. Н. Коми-Вымская летопись // Новое о прошлом нашей страны. М., 1967. С. 228.
Доп.: Кудрявцев И. М. Сборник последней четверти XV – начала XVI в. из Музейного собрания // Записки Отдела рукописей ГБЛ. М., 1962. Вып. 25. С. 269–270.
Д. М. Буланин
— священномученик, епископ Пермский.
† 1455; память 29 января/11 февраля, 19 августа/1 сентября, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых.
Святитель Питирим был уроженцем города Ярославля. В первые годы иноческой жизни был наставляем неким великим старцем Кириллом.
С 1440 года — архимандрит Московского Чудова монастыря.
В 1440 году крестил новорожденного наследника Василия II Темного — будущего великого князя Ивана III.
Епископом Пермским Питирим был хиротонисан между 1441 и 1447 годами.
Вычегодско-Вымская летопись датирует его поставление 1444 годом.
В 1447 году упоминается епископом Пермским, когда наряду с другими иерархами составлял увещевательное послание великому князю Московскому Дмитрию Шемяке. Епископ Питирим был последовательным противником Дмитрия Шемяки. Это следует и из упомянутого послания, и из рассказа Вычегодско-Вымской летописи о том, как Шемяка понуждал владыку Питирима освободить его от "проклятого слова", и наконец из сообщения Пахомия Серба, что Пермский владыка от "братоубийственою кровию руце осквернившаго... много лютая подъят". О мучениях, которые претерпел владыка Питирим в Устюге от Шемяки, упоминает и Житие епископа Питирима.
В Москве епископ Питирим оставался до конца 1448 года, так как 15 декабря в числе других представителей высшего духовенства участвовал в поставлении епископа Рязанского Ионы в митрополита Московского и всея Руси.
Деятельность епископа Питирима в Пермской епархии была направлена в основном к обращению в христианство многих неправославных народностей, населявших Пермский край. Преосвященный Питирим приложил много забот к церковному устройству вновь просвещенных мирных племен зырян и других, теснимых дикими племенами вогуличей (манси). После одного из опустошительных набегов вогуличей под предводительством Асыка, владыка Питирим раздал пострадавшим привезенные из Москвы дары, и по его ходатайству великий князь уменьшил получаемую с них дань.
Не обращая внимания на лишения и опасности, святитель посещал самые отдаленные концы своей епархии, и не только зыряне, но и вогуличи, кочевавшие по притокам Печоры, убедились в истине проповеди святителя Питирима и начали принимать крещение. Видя успех его проповеди, воинственные вогуличи решили убить епископа Питирима.
В воскресный день 19 августа 1455 года после литургии святитель Питирим в сопровождении клира и народа, несших иконы и хоругви, отправился на мыс, образуемый слиянием рек Выми и Вычегды, для совершения водосвятного молебна. В это время на них устремилась толпа вогуличей, и первой жертвой пал святитель Питирим, убитый их предводителем Асыкой.
Сорок дней, пока не был получен ответ из Москвы, тело святого Питирима оставалось в срубе, сооруженном на месте мученической кончины, и, несмотря на знойный август, тление не коснулось его. На поклонение к нему сходились жители ближних и дальних селений, и многие получали благодатную помощь.
Святитель был погребен в Усть-Вымском Благовещенском кафедральном соборе возле своего предшественника, святителя Герасима († ок. 1449; память 24/6 февраля, 29 января/ 11 февраля).
Мощи святителя почивают в Усть-Вымском Благовещенском кафедральном соборе.
Память преставления его была внесена в устав уже в 1522 году. А с 1607 года, по благословению святителя Ермогена, патриарха Московского и всея Руси, был написан образ трех Пермских святителей и помещен над их мощами в Благовещенском соборе в Усть-Выми. С этого же времени была установлена общая память их 29 января/11 февраля.
В 1649 году в Вологде в честь трех Пермских святителей был воздвигнут храм.
Святитель Питирим является автором одной из редакций Жития митрополита Алексия и служб на память митрополита Алексия и на обретение его мощей.
Если верить местным преданиям, святитель Питирим читал по-гречески и был незаурядным оратором; перед смертью он обратился к своей пастве с утешительным и напутственным словом (см. Михайлов М. Устьвым. "Вологодские губернские ведомости", 1850. Часть неофиц., № 32, с. 366). Сохранилась рукопись, вложенная святителем Питиримом в Благовещенский собор в Усть-Выми, как сообщает запись по листам, сделанная в XVI веке (ГИМ, собр. Уварова, № 264).
Труды:
Житие Алексия митрополита (краткая редакция).
Служба на память митрополита Алексия (12 февраля).
Служба на обретение мощей митрополита Алексия (20 мая).
Литература:
Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 248 и прим. 19. Муравьев А. Н. Русская Фиваида на Севере. — СПб., 1855, с. 9.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 4, кн. 1, с. 33.
Полное собрание Житий святых православной греко-российской церкви // Под ред. Е. Поселянина (прил. к журн. Русский паломник. — 1908). — СПб., б. г., январь, с. 179. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1408. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых // Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. — 2-е изд. — СПб., 1862, с. 200—201.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 162, 729.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 47.
Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 461.
Сергий (Спасский), архиепископ. Верный месяцеслов всех русских святых. — М., 1903, с. 28. Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. — М., 1914. — Т. 1, с. 681. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 108. Православный собеседник. — Казань, 1911, декабрь, с. 105.
Русский паломник. — 1908, № 7, с. 111. — 1914, № 8, с. 123. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний // Под ред. С. Н. Южакова: в 20 т. — СПб., 1900—1905. — Т. 15, с. 204.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1810.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 23-а (кн. 46), с. 735.
Минея январь. — М., 1982. — Ч. 2, с. 492—494. Минея август. — М., 1989. — Ч. 2, с. 309—310. Буланин Д. М. Питирим // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1989. — Вып. 2, ч. 2, с. 193—195.
Питирим, Епископ Пермский
— четвертый Епископ Пермский, убиенный Асыкою, Вогулическим Князем, в Усть-Выме при нападении Вогуличей на сию Волость в 1455 г. или, по Татищевой Истории, 1445 г. Он причтен к Лику Святых Российских и Мощи его почивают в Усть-Вымской Церкви. По свидетельству Степенной книги, часть 1-я, стр. 445. Он, будучи еще Архимандритом, сочинил Краткое Описание Жития Св. Алексия Митрополита Московского и всея России, а также Канон на обретение Мощей его в 1433 г. Сие последнее сочинение его печатается в Месячных Минеях под 20 числом Мая.
Питирим, Архиепископ Нижегородский, Член Св. Синода, родом из простолюдинов, еще в молодых летах, по любопытству и охоте своей к чтению старых книг и к Богословским исследованиям, обольщен был Раскольниками и несколько времени жил у них в Белоруссии и на Вешке, где и в Монашество пострижен. Но самый случай сей послужил ему к подробнейшему рассмотрению и познанию всех их заблуждений, которые он оставив, обратился к Православной Церкви и соделался ревностным и искуснейшим поборником Православия. Государь Петр I, всегда искавший людей способнейших для увещания отпадших от Церкви, узнал его уже Строителем Переславского Никольского Монастыря и, заметив отличные в нем дарования с обширными сведениями в Церковных Древностях, Указом 1706 года поручил ему увещевать и обращать Раскольников, размножавшихся тогда в Юрьевском и Балахонском Уездах. Питирим принял с ревностью сие поручение и с тех пор неутомимо начал для собеседования с ними ходить по дебрям и пустыням, в коих укрывались наипаче Расколоучители, и, написав несколько увещевательных и обличительных им тетрадей, раздавал оные и народу. Около 1715 года по Именному Указу посвящен он в Игумена того же Николаевского Монастыря, а около 1718 г. во Архимандрита Кержебельмашского Успенского Монастыря, им самим основанного и составленного из Братии, способной наипаче к увещанию и обращению Раскольников. Из сего Братства произошли многие искуснейшие также защитники Православия, каковы были Иеромонахи Неофит и Авраамий, посыланный даже в Польшу для увещания, Андроник, Костромской Игумен, и другие.
Государь по Раскольничьим делам вел с Питиримом непосредственную переписку и часто посылал ему особые Инструкции, а нередко вызывал и самого его к себе для советов по сим делам. В 1715 году Питирим доносил ему, что он в Уездах Балахонском и Юрьевском успел уже обратить из Раскола более 2000 душ, но притом жаловался, что Губернские Начальники и Волостные Приказчики и Старосты в дальнейшем успехе ему препятствуют, запрещают ему вход к Раскольникам и возбраняют Священникам учить их; почему и просил тем Начальствующим подтвердить не только о непрепятствовании, но паче о содействовании ему и об охранении посылаемых от него Старцев увещателей. На сие последовала от 13 Марта открытая Питириму Имянная Государева Резолюция в следующих словах: "По сему прошению отца Игумена Питирим а запрещается всем ему возбранять в сем его равноапостольском деле, но повелевается паче ему вспомогать. Ежели же кто в сем Святом деле ему препятствовать будет, тот без всякого милосердия казнен будет смертию, яко враг Святой Церкви. А буде кто из Начальствующих не будет помогать, тот лишен будет имения своего". Подобные сему Указы с подробными наставлениями во многих случаях и после присыланы были к нему и к Гражданским Начальствующим. В 1718 году, по его представлению, Государь 14 Февраля издал Жалованную Грамоту обращающимся Раскольникам о честном их повсюду принятии, а сверх того Марта 2 дал Указ о надзирании за Священниками, утаивающими в росписях Раскольников неисповедающихся, и о невыборе в Старосты и Бурмистры Раскольников и проч. Между тем еще в Январе 1716 г. Питирим отправил к гнездившимся в Чернораменских лесах Балахонского Уезда Расколоучителям Диаконовского Толка 130 Вопросов о причинах уклонения их от Православной Церкви. Вопросы сии приняли Расколоучители и обещались на оные отвечать, но, прежде Ответов, того же года в августе прислали ему 240 своих Вопросов о Вере, Преданиях и о Церкви Православной, требуя от него самого ответов, которые и он взаимно обещался им доставить. В 1717 г. и вторично в 1718 г. он уведомил Расколоучителей, что Ответы на Вопросы их готовы у него, и требовал, дабы они являлись со своими Ответами на посланные к ним 130 вопросов и чтобы назначили место и время сойтиться и разменяться оными. Но Расколоучители всячески уклонялись и отговаривались от того. В сие время открылась в Нижегородской Епархии Епископская вакансия, на которую избран и хиротонисан был Питирим 1719 г. Марта 23.
Тогда по вступлении в управление своей Паствы, он уже с гораздо большей ревностью и властью настоял побуждением Расколоучителей о представлении на свои Вопросы Ответов, которые они и представили ему в Мае 1719 г. Получив оные, назначил он общее собрание в селе Пафнутьеве Дворцовой Дрюковской Волости Балахонского Уезда и пригласил туда Расколоучителей всех разных толков и разных Волостей крестьян к 1 Октября того же года. Там, при собрании совершив Литургию, вышел он в полном облачении на особо уготованное близ Церкви возвышенное место с Крестным ходом и сперва начал переговоры с Расколоучителями, а наконец всенародно вручил им и свои Ответы, которые они, приняв, отступились в то же время от своих прежде представленных ему Ответов на 130 Вопросов его и поданным ему того же 1 Октября донесением объявили оные несправедливыми и впредь отвечать признали себя не способными, да и в состязании перед народом вступать с ним отказались. О всем сем Преосв. Питирим немедля донес Государю от 1 ноября, и между некоторыми секретными наставлениями получил от Него благоприятнейший ответ: "Письмо ваше, — писал ему Государь, — Мы здесь получили с великою радостию, что Господь чрез ваш труд, истину Святой Церкви прославити и противников оной безответных сочинити изволил", — и проч. Некоторых из сих Раскольников Питирим отправил в С.-Петербург, которые точно таковое же признание подали там доношением вторично Духовной Комиссии, но иные упорнейшие бежали в Белоруссию и поселились около Гомеля, где и ныне потомки их живут на Вылеве и на Огородне. Описание всего сего действия сам Питирим сочинил и с приложением признательного доношения Расколоучителей, а также и с поименным списком присутствовавших при сем Собрании Духовных Православных и Раскольничьих людей и Старейшин мирских отослал также к Государю, а по его повелению оно напечатано было 1720 г. в С.-Петербургском Александро-Невском Монастыре в 4 долю листа с Манифестом, в коем Государь воздал честь и Преосвященному. Вторично по Указу Св. Синода издано оно в Москве 1782 г. в 8 долю листа, с лицевым изображением самого Собрания; в третий раз в С.-Петербурге 1786 г. также в 8 долю листа все славянскими буквами; а с издания 1782 г. помещено оно и в XV части Древней Российской Вивлиофики. Вскоре после сего происшествия один из важнейших Расколоучителей Диаконовского Толка, Балахонского Уезда Чернораменских лесов Выборный Старец Варсонофий и Диакон Александр, Питиримовыми Ответами на 240 предложенных ему Вопросов убежденные в заблуждениях своих, подали ему 28 Ноября 1720 года доношение о раскаянии своем и о принятии их в Православную Церковь, к которой тогда же и присоединены они были Исповедью и Причащением Святых Тайн; а по Указу Государеву Питиримом привезены были и в С.-Петербург, — но там Александр опять отрекся от своего обращения и казнен смертью за обман.
Вышеупомянутые Ответы Питиримовы на Раскольничьи 240 Вопросов по Указу Государеву напечатаны 1721 г. в листе в С.-Петербурге под названием, Пращица противу Вопросов Раскольнических, с присовокуплением Варсонофиева доношения и Соборного Деяния, бывшего в Киеве 1157 г. на Еретика Мартина, а также и других некоторых прибавочных выписок. 2-е издание сей книги вышло там же 1726 г. в 4 долю листа, 3-е — 1752 г. в Москве в листе; все славенскими буквами. Книга сия доказывает в сочинителе великую начетливость древних Русских печатных и рукописных книг, неутомимое внимание и терпеливость в своде и выписках из оных и обширные сведения Священного Писания, Св. Отцов и Древностей Российских. Много и после того трудился он в обращении Раскольников разных Толков и часто для увещевания их сам ездил в Керженские Скиты их. В 1723 г. он представлял Государю: 1) чтобы обращающихся из Раскола не принуждать к бритью бороды и к ношению Русского платья, а оставить им на волю и освободить их от положенного за то штрафа; 2) чтобы упорствующих Раскольников не ссылать в Сибирь, куда многие и сами бегут на поселение; ибо, де, скопясь там великим числом, могут они быть опасны. Государь по первому представлению повелел поступать, а только давать обратившимся какой-нибудь отличительный знак, дабы под их видом не скрывались необратившиеся. По второму повелел в Сибирь их не ссылать и посланных возвратить, а вместо того посылать в Рогервик, и о всем сем дал Указы Сенату; а Питирима особенным Рескриптом уведомил из Астрахани того же 1723 г. от 15 Октября. В следующем году, вызвав самого его в С.-Петербург, пожаловал ему Сан Архиепископа за неутомимые труды, которые продолжал он и после до кончины своей, за что Императрица Анна Иоанновна его наградила еще титлом Члена Св. Синода. В 1721 году он завел в Нижегороде при доме своем Еллино-Греческое для детей своего Духовенства Училище; между Раскольничьими же селениями построил много Православных Церквей и несколько общежительных Обителей для Проповедников Веры Языческим народам, обитающим в Нижегородской Губернии; скончался 1738 года Мая 8.
{Болховитинов}