митр. Петроградский и Ладожский (1858— 1919), общественный деятель, участник правомонархического движения, почетный председатель Курского отдела Союза Русского Народа (СРН). Родился в семье священника, окончил гимназию в Риге, а затем Киевскую ДА. В 1883 пострижен в монашество с именем Питирим и рукоположен во иеромонаха. В 1890 возведен в сан архимандрита и назначен ректором сначала Ставропольской, а в 1894 С.-Петербургской ДС. В 1894 хиротонисан во еп. Новгород-Северского, вик. Черниговской епархии. В 1896 назначен на самостоятельную кафедру — еп. Тульским и Белевским. С 1904 — еп. Курский и Белгородский, с 1905 — Курский и Обоянский, в 1909 возведен в сан архиепископа. На Курской кафедре застала владыку революция 1905, и он принял живейшее участие в деятельности курских монархистов, был избран почетным председателем Курского отдела СРН. За свои антиреволюционные, монархические настроения губерния получила у газетчиков название «Курская Вандея». В 1909 владыка послал приветствие и благословение участникам Московского съезда (Съезд Русских Людей в Москве 27 сент. — 4 окт. 1909).
Под его руководством в 1911 в Белгороде состоялось открытие мощей свт. Иоасафа Белгородского. В том же году он получил новое назначение — архиеп. Владикавказский и Моздокский, а через два года стал архиеп. Самарским и Ставропольским. В 1914 получил назначение на одну из ключевых кафедр — стал архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзархом Грузии и членом Св. Синода по должности. Везде, где служил владыка Питирим, он был любим паствою за бесконечную доброту и отзывчивость. По рекомендации Наместника Кавказа гр. И. И. Воронцова-Дашкова, которую тот дал во время посещения Императором Николаем II Кавказа, владыка в 1915 был возведен в сан митрополита и назначен митр. Петроградским и Ладожским. Столичное общество его назначение приписало Г. Е. Распутину, и митр. Питирим сразу стал объектом травли. Его застенчивость, трактуемая как заносчивость, твердые монархические убеждения, трактуемые как реакционность, и знакомство с Г. Е. Распутиным стали причиной неприятия и поношения его столичным обществом. После февральской революции он был арестован, уволен с митрополичьей кафедры и выслан во Второ-Афонский монастырь на Кавказ. Здесь его встретил близко знакомый с ним бывший товарищ обер-прокурора Св. Синода кн. Н. Д. Жевахов, с которым они намеревались выехать вместе на Афон. Однако, видимо, предчувствуя скорую кончину, владыка отказался от этого замысла и остался в Екатеринодаре, где вскоре и скончался. Его труды помещались в «Руководстве для сельских пастырей», «Воскресном Чтении», «Трудах Киевской духовной академии» и «Страннике» («Об имени Божием Иегова», «Религиозно-нравственное состояние церкви Солунской во время ап. Павла и отношение ее к нашему времени», «Христианство при свете разума и опыта»), а также печатались отдельными изданиями.
Соч.: Несколько слов и речей архим. Питирима ректора Санкт-Петербургской духовной семинарии. СПб., 1893; Речи и слова архиепископа Питирима, экзарха Грузии. Самара, 1914; Напутственное слово непобедимому русскому воинству. Тифлис, 1915; Архипастырское послание Экзарха Грузии. Тифлис, 1915.
Лит.: Высокопреосвященный митрополит Петроградский Питирим. Пг., 1916; Воспоминания товарища обер-прокурора Св. Синода кн. Н. Д. Жевахова. Т. 2. Новый Сад, 1928; Die Russischen Orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965. Bio-Bibliographe von Manuil (Lemesevskij). Т. 5. Erlangen, 1987. А. Степанов
ПИТИРИМ, ОКНОВ Павел Васильевич
ПИТИРИМ, ОКНОВ Павел Васильевич
Источник: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 гг. 2008