Питлоо

Найдено 1 определение
Питлоо
, Антонис (Pitloo, Antonis), наст. имя Anton Sminck Pitlo 1790, Арнем — 1837, Неаполь. Живописец и рисовальщик голландского происхождения, работавший в 1815—1837 в Неаполе. Учился в Арнеме у художника-акварелиста; как пенсионер короля Голландии Луи Бонапарта с 1808 продолжал обучение в Париже у В. Бертена, учителя Коро, изучал живопись последнего. С 1812 работал три года в Риме, затем в Неаполе, где стал одним из основателей "Школы Позилиппо" (группы живописцев, писавших маслом и в технике акварели виды Неаполя и его окрестностей). В Неаполе работало много северных художников, опыт пленэрной живописи был воспринят учениками этой школы наряду с местной традицией ведуты XVII—XVIII вв. (Микко Спадаро, М. Мастурцио, Дж. Де Фабрис и др.). В 1828 побывал во Франции, в 1831 — в Лондоне, с 1822 преподавал в Королевском институте изящных искусств в Неаполе, где имел много учеников, деятельность которых была связана со "Школой Позилиппо". Одним из первых в Неаполе (наряду с Дж. Джиганте) Питлоо начал писать акварели и пейзажи маслом на открытом воздухе, отказался от кулисного построения пейзажа. В его полотнах Лес Франкавилла в Кьятамоне, Пейзаж на закате, Церковь в Нава (все — Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте) тонко передана световоздушная атмосфера, живописные виды окрестностей Неаполя изображены без приукрашенности. Очень живо написаны в них фигурки людей, которые как бы фиксируют взгляд смотрящего на открывающийся вид. Эти работы свидетельствуют об усвоении мастерами "Школы Позилиппо" приемов романтического северного пейзажа. Широкие панорамные виды морских далей переданы Питлоо в картинах Пляж в Карольо, Ривьера в Кьяйя, Мерджелина, Кастелло ди Байя (все — Сорренто, Художественный музей), Свет маяка (Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте). Пятна коричневых, желтых, зеленых цветов, состоящие из мелких экспрессивных мазков, мягко сплавлены с фоном. Однако лодки у моря, маленькие белые домики с плоскими крышами в крестьянских селениях, старинные замки, церкви, фигурки рыбаков и крестьян выглядят всегда очень пластически определенно в его работах. Как и другие мастера "Школы Позилиппо", Питлоо любил изображать сцены народных праздников, повседневного труда крестьян. В картине Мельница в Граньяно (Сорренто, Художественный музей) и рисунке Праздник Мадонны в Арко (Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте) передана атмосфера солнечного дня, красочности южной итальянской природы, колорит местной народной жизни. А. Питлоо был прекрасным рисовальщиком, в своих рисунках (его работы имеются и в Гос. Эрмитаже в Санкт-Петербурге) он умело передавал особенности пейзажа, световоздушную среду. Одним из первых биографов художника стал его ученик барон Р. Маттеи, опубликовавший книгу Il Poliorama Pittoresco (1800). В 1852 на итальянский язык была переведена книга англичанина лорда Ф. Напье (Della pittura Napoletana, 1852), в которой многие страницы посвящены Питлоо; итальянец П. Вилларди, автор книги La pittura moderna in Italia e in Francia (1869) стал одним из первых историографов деятельности мастеров "Школы Позилиппо". Учениками А. Питлоо были Дж. Джиганте, Г. Смарджасси, Дж. и Ф. Палицци, А. Вианелли, Р. Корелли и др. видные живописцы "Школы Позилиппо", в создании которой большая роль принадлежала А. Питлоо.
Лит.: Causa R. Pittura Napoletana del XV al XIX secolo. Bergamo, 1961; Causa R. La scuola Posilippo. Milano, 1967.
Е. Федотова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006